- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Зрительный анализатор
Конспект урока по биологии на тему Зрительный анализатор
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукманова И.Ф. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Модульное планирование темы: Орган зрения. Зрительный анализатор.
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
Почему модульное обучение называют технологией?
Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.
-
гарантированное достижения результатов обучения;
-
паритетное отношение учителя и учеников;
-
возможность работы в парах, в группах;
-
возможность общения с товарищами;
-
возможность выбора уровня обучения;
-
возможность работы в индивидуальном темпе;
-
раннее предъявление конечных результатов обучения;
-
«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:
Модульный урок имеет свои особенности:
-
каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
-
целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса.
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
-
Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
-
Выделить главные основополагающие идеи.
-
Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
-
Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
-
Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
-
Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
-
Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
Алгоритм составления модульного урока:
-
Определение места модульного урока в теме.
-
Формулировка темы урока.
-
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
-
Подбор необходимого фактического материала.
-
Отбор методов и форм преподавания и контроля.
-
Определение способов учебной деятельности учащихся.
-
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
1. Составление модуля данного урока.
2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.
Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:
-
Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
-
Отбор содержания.
-
Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
2. блок информации (теоретический материал темы);
отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания. -
Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
-
Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Распечатка модульных программ для каждого ученика.
Номер учебного элемента
Учебный элемент с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
УЭ - 0
Интегрирующая цель: выявить какие органы чувств характерны для человека их значение: изучить строение, отделы и функции органа зрения
Внимательно прочитайте цель урока
УЭ - 1
Цель: изучите, какими оболочками образовано глазное яблоко и какие вспомогательные органы глаз выделяют.
I.Выполните задания:
-
Пользуясь текстом учебника и рисунком? Заполните таблицу.
Строение глазного яблока
-
Название оболочек
Особенности строения
Функции
-
Охарактеризуйте защитные приспособления глаз.
-
Выполните тестовое задание.
1. Какая оболочка глаза расположена под белочной?
А) радужная; б)роговица;
в)сосудистая; г)сетчатка
2. Где расположено слепое пятно?
а)в зрачке; б)в склере;
в)в радужке; г)в сетчатке
3. Как называется передняя часть сосудистой оболочки глаза?
а) радужка; б) роговица;
в) зрачок; г) сетчатка.
4. Где расположено желтое пятно?
а)в склере; б) в радужке;
в)в сетчатке; г)в сосудистой оболочке.
-
Передняя часть сосудистой оболочки глаза - радужка у разных людей имеет неодинаковую окраску. У одних глаза карие или почти черные, а у других - темно или светло - серые и голубые. Чем обусловлен разный цвет радужки? В каком случае радужка красноватого цвета?
-
Вам неоднократно приходилось замечать, что диаметр зрачка непостоянен. Под влиянием какого фактора зрачок то сужается, то расширяется? Что обуславливает размер зрачка? Какое это имеет биологическое значение?
-
Сколько % информации человек воспринимает через органы зрения?
А - 50%; Б- 75%; В - 90%.
-
Глаза человека не чувствуют ни жары, ни холода? Почему?
II. Обсудите результаты работы.
III. Оцените свою работу.
Правильные ответы тестового задания: 1 - в,2- г, 3 -а, 4- в.
Прочитайте текст учебника М.Р. Сапина «Анатомия и физиология человека» Стр. 407 - 410, рис. 97. Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается - 18 баллами.
М. Р. Сапин, стр. 410 -411, задание оценив-ся в 2 б.
Работайте в группе, вывод запишите в тетради.
Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается - 4 баллами.
Правильный ответ - 1 балла.
Правильный ответ - 1 балла.
Правильный ответ - 1 балл.
Правильный ответ - 1 балл.
Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу в УЭ - 1 - 28 балла.
УЭ - 2
Цель: выявить, что представляет оптическая система глаза, из каких аппаратов состоит.
Выполните задания.
1. Что общего между глазами человека и фотоаппаратом?
2. В чем соответствие строения и функции роговицы и хрусталика?
3. Светочувствительные клетки человека: А - палочки (ответственные за черно -белое зрительное восприятие) и Б - колбочки (ответственные за цветное зрительное восприятие). Одних клеток в среднем 120 млн., а других 7, 5 млн. Сколько в сетчатке колбочек и палочек?
А - ?
Б - ?
Какое биологическое значение имеет преобладание в числе одних клеток над другими?
4. Что называется «слепым пятном», «желтым пятном». Почему данные участки сетчатки получили такое название?
5. Пользуясь учебником, заполните таблицу: Нарушение зрения.
Нару- шения
Приз
наки
Где возникает изображение
При-
Чины нару-
шения
Какие требуются очки(с линзами)
Близору-кость
Дально-
зоркость
6.Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом даже увидел тропинку. Что произошло?
II. Обсудите результаты работы.
III. Оцените свою работу.
См. учебник М.Р. Сапина с. 407-410.
Работайте индивидуально. Правильный ответ - 8 баллов (каждый вопрос по -2 балла)
См. учебник М.Р. Сапина стр. 407-408, М.Т. Матюшонок «Анатомия физиология и гигиена детей»,с. 37
Работайте индивидуально. Правильный ответ- 15 баллов.
См. учебник М.Р. Сапина стр. 407. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 2 балла.
Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу в УЭ -2 - 25 баллов.
УЭ - 3
Цель: познакомиться с особенностями строения зрительного анализатора.
-
Выполните задания.
-
Что называется анализатором? Чем различаются термины «анализатор» и «органы чувства»?
-
Пользуясь учебником, заполните таблицу: строение зрительного анализатора.
-
Рецептор
Проводниковый отдел
Центральный корковый отдел
-
Один физик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?
-
Будет ли человек видеть если нарушена работа II - части зрительного анализатора. Почему? А если нарушена затылочная доля коры мозга?
-
Обсудите результаты работы
-
Оцените свою работу.
См. учебник М.Р. Сапина стр. 408-409. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 2 балла ( задание 1).
Правильный ответ- 4 балла (задание 2)
Работайте индивидуально, а затем вместе с группой обсудите результаты.(Задания 3-4 оцениваются в 6 баллов) Максимальная оценка за работу в УЭ - 3 - 12 баллов.
УЭ - 4
Цель: выявите знания о гигиене зрения.
-
Выполните задания.
-
Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой удаленных предметов. Кто прав?
-
Что собой представляет заболевание «куриная слепота». Профилактика и лечение данного заболевания.
-
Какие правила гигиены глаз вы знаете?
-
Обсудите результаты работы.
-
Оцените свою работу.
См. учебник , М.Т. Матюшонок «Анатомия физиология и гигиена детей» ,с. 41. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 4 балла (за каждое задание)
Работайте вместе с группой, обсудите результаты работы Максимальная оценка за работу в УЭ -4 -12 баллов.
УЭ - 5
-
Подведение итогов урока.
-
Прочитайте цель урока.
-
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
-
Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока набрали 70 - 77 баллов то получите оценку «5»; 68- 76 баллов - оценку «4», 55 - 67 баллов - оценку «3»; менее 55 баллов «2».
-
Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз.
Индивидуально.
Вместе с классом.
Ваша оценка:
Сдайте тетради на проверку преподавателю (в индивидуальном порядке).
Литература
1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5
2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6
3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1
4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5
5. М.Р.Сапин, З. Г. Брыксина. Анатомия и физиология детей и подростков. -М.: Академия. 2009.