Конспект урока по биологии на тему Зрительный анализатор

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульное планирование темы: Орган зрения. Зрительный анализатор.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

  • гарантированное достижения результатов обучения;

  • паритетное отношение учителя и учеников;

  • возможность работы в парах, в группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения;

  • возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Конспект урока по биологии на тему Зрительный анализатор

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.

  • Формулировка темы урока.

  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  • Подбор необходимого фактического материала.

  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  • Определение способов учебной деятельности учащихся.

  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

1. Составление модуля данного урока.

2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

  • Отбор содержания.

  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
    1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
    2. блок информации (теоретический материал темы);
    отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
    3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Номер учебного элемента

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: выявить какие органы чувств характерны для человека их значение: изучить строение, отделы и функции органа зрения

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ - 1

Цель: изучите, какими оболочками образовано глазное яблоко и какие вспомогательные органы глаз выделяют.

I.Выполните задания:

  1. Пользуясь текстом учебника и рисунком? Заполните таблицу.

Строение глазного яблока

Название оболочек

Особенности строения

Функции


  1. Охарактеризуйте защитные приспособления глаз.


  1. Выполните тестовое задание.

1. Какая оболочка глаза расположена под белочной?

А) радужная; б)роговица;

в)сосудистая; г)сетчатка

2. Где расположено слепое пятно?

а)в зрачке; б)в склере;

в)в радужке; г)в сетчатке

3. Как называется передняя часть сосудистой оболочки глаза?

а) радужка; б) роговица;

в) зрачок; г) сетчатка.

4. Где расположено желтое пятно?

а)в склере; б) в радужке;

в)в сетчатке; г)в сосудистой оболочке.


  1. Передняя часть сосудистой оболочки глаза - радужка у разных людей имеет неодинаковую окраску. У одних глаза карие или почти черные, а у других - темно или светло - серые и голубые. Чем обусловлен разный цвет радужки? В каком случае радужка красноватого цвета?

  2. Вам неоднократно приходилось замечать, что диаметр зрачка непостоянен. Под влиянием какого фактора зрачок то сужается, то расширяется? Что обуславливает размер зрачка? Какое это имеет биологическое значение?

  3. Сколько % информации человек воспринимает через органы зрения?

А - 50%; Б- 75%; В - 90%.

  1. Глаза человека не чувствуют ни жары, ни холода? Почему?

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу.

Правильные ответы тестового задания: 1 - в,2- г, 3 -а, 4- в.

Прочитайте текст учебника М.Р. Сапина «Анатомия и физиология человека» Стр. 407 - 410, рис. 97. Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается - 18 баллами.

М. Р. Сапин, стр. 410 -411, задание оценив-ся в 2 б.

Работайте в группе, вывод запишите в тетради.

Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается - 4 баллами.



Правильный ответ - 1 балла.


Правильный ответ - 1 балла.


Правильный ответ - 1 балл.

Правильный ответ - 1 балл.

Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу в УЭ - 1 - 28 балла.

УЭ - 2

Цель: выявить, что представляет оптическая система глаза, из каких аппаратов состоит.

Выполните задания.

1. Что общего между глазами человека и фотоаппаратом?

2. В чем соответствие строения и функции роговицы и хрусталика?

3. Светочувствительные клетки человека: А - палочки (ответственные за черно -белое зрительное восприятие) и Б - колбочки (ответственные за цветное зрительное восприятие). Одних клеток в среднем 120 млн., а других 7, 5 млн. Сколько в сетчатке колбочек и палочек?

А - ?

Б - ?

Какое биологическое значение имеет преобладание в числе одних клеток над другими?

4. Что называется «слепым пятном», «желтым пятном». Почему данные участки сетчатки получили такое название?

5. Пользуясь учебником, заполните таблицу: Нарушение зрения.

Нару- шения

Приз

наки

Где возникает изображение

При-

Чины нару-

шения

Какие требуются очки(с линзами)

Близору-кость


Дально-

зоркость


6.Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом даже увидел тропинку. Что произошло?

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу.

См. учебник М.Р. Сапина с. 407-410.

Работайте индивидуально. Правильный ответ - 8 баллов (каждый вопрос по -2 балла)




См. учебник М.Р. Сапина стр. 407-408, М.Т. Матюшонок «Анатомия физиология и гигиена детей»,с. 37

Работайте индивидуально. Правильный ответ- 15 баллов.

См. учебник М.Р. Сапина стр. 407. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 2 балла.

Работайте вместе с группой. Максимальная оценка за работу в УЭ -2 - 25 баллов.

УЭ - 3

Цель: познакомиться с особенностями строения зрительного анализатора.

  1. Выполните задания.

  1. Что называется анализатором? Чем различаются термины «анализатор» и «органы чувства»?

  2. Пользуясь учебником, заполните таблицу: строение зрительного анализатора.

Рецептор

Проводниковый отдел

Центральный корковый отдел


  1. Один физик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?

  2. Будет ли человек видеть если нарушена работа II - части зрительного анализатора. Почему? А если нарушена затылочная доля коры мозга?

  1. Обсудите результаты работы

  2. Оцените свою работу.

См. учебник М.Р. Сапина стр. 408-409. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 2 балла ( задание 1).

Правильный ответ- 4 балла (задание 2)

Работайте индивидуально, а затем вместе с группой обсудите результаты.(Задания 3-4 оцениваются в 6 баллов) Максимальная оценка за работу в УЭ - 3 - 12 баллов.

УЭ - 4

Цель: выявите знания о гигиене зрения.

  1. Выполните задания.

  1. Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой удаленных предметов. Кто прав?

  2. Что собой представляет заболевание «куриная слепота». Профилактика и лечение данного заболевания.

  3. Какие правила гигиены глаз вы знаете?


  1. Обсудите результаты работы.

  2. Оцените свою работу.

См. учебник , М.Т. Матюшонок «Анатомия физиология и гигиена детей» ,с. 41. Работайте индивидуально. Правильный ответ - 4 балла (за каждое задание)

Работайте вместе с группой, обсудите результаты работы Максимальная оценка за работу в УЭ -4 -12 баллов.

УЭ - 5

  1. Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока.

  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока набрали 70 - 77 баллов то получите оценку «5»; 68- 76 баллов - оценку «4», 55 - 67 баллов - оценку «3»; менее 55 баллов «2».

  1. Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку преподавателю (в индивидуальном порядке).

Литература

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5

5. М.Р.Сапин, З. Г. Брыксина. Анатомия и физиология детей и подростков. -М.: Академия. 2009.










© 2010-2022