- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 9 предпрофильного класса по биологии
Рабочая программа по биологии для 9 предпрофильного класса по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ткаченко Г.Е. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» г. Воронежа
«Согласовано»
Руководитель МО
Лапшина Т.Е
Протокол № ___ от «__»
__________________200___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МОУ Лицей №1
Складчикова Г.В.
«__»________________200___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ Лицей №1
Ханин А.Н.
Приказ № ___ от «__»_________________200___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по биологии в 9 классе
Ткаченко Галины Евгеньевны
Учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________200_ г.
2015-2016 учебный год
КУРС «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ»
Введение
Биология - наука о живой природе. Царства живой природы. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Признаки живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Система органического мира. Классификация организмов.
Демонстрации: представители разных царств живой природы, типов, классов, сред обитания; микропрепараты клеток растений и животных; результаты опытов, иллюстрирующих процессы жизнедеятельности организмов; окаменелости и отпечатки растений и животных.
Лабораторные работы:
-
Строение клетки.
-
Распределение организмов по группам.
-
Приспособленность организмов к среде обитания.
Молекулярный уровень
Неорганические соединения клетки. Биополимеры. Углеводы и липиды. Белки и их строение. Функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты. Другие органические соединения клетки. Ферменты.
Вирусы, особенности их строения и функционирования. Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.
Клеточный уровень
Клеточная теория. Клеточное строение организмов. Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица живого. Строение и функции клетки. Клетки прокариот и эукариот, автотрофных и гетеротрофных организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в ускорении химических реакций в клетке. Энергетический и пластический обмен. Их роль в организме. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Организменный уровень
Клетки соматические и половые. Хромосомы, их набор в соматических и половых клетка. Деление клеток: митоз и мейоз. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организмов.
Методы изучение наследственности. Генетическая терминология и символика.
Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Закон сцепленного наследования. Генотип как целостная система.
Модификационная изменчивость, ее пределы. Роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа.
Мутации, их материальные основы - изменения генов и хромосом. Загрязнения природной среды мутагенами и их последствия.
Гибридизация и отбор - основные методы селекции. Результаты селекции: многообразие сортов растений и пород животных.
Популяционно-видовой уровень
Многообразие видов в природе, сортов растений и пород животных. Учение Ч. Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленности к среде обитания. Вид, его характеристика. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Сорт, порода.
Экосистемный уровень
Биогеоценоз, экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Территориальные и пищевые связи между популяциями. Приспособленность организмов к совместному обитанию экосистеме. Цепи питания. Организмы - производители, потребители и разрушители органического вещества. Круговорот веществ. Изменения в экосистемах.
Искусственные экосистемы, их особенности. Охрана экосистем - основа сохранения видов.
Биосферный уровень
Биосфера - биологическая оболочка Земли, распространение в ней биомассы, границы биосферы. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере.
Глобальные изменения биосфере под влиянием воздействий человека. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере.
Основы учения об эволюции
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Изменения генов и хромосом - причина возникновения мутаций. Размножение организмов - основа распространения мутаций и их накопления в популяциях. Мутации - материал для естественного и искусственного отбора.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных.
Основные направления эволюции. Главные ароморфозы в эволюции растений и животных. Причины вымирания ряда видов растений и животных. Необходимость охраны видов.
Биологические и социальные факторы эволюции человека. Ведущая роль законов общества в социальном прогрессе человечества.
Возникновение и развитие жизни на Земле
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современные взгляды на возникновение жизни.
Развитие жизни в архее и протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Демонстрации: комнатные растения, животные кабинета биологии, гербарии, коллекции, чучела для иллюстрации изменчивости и наследственности организмов, их приспособленности, разнообразия видов, сортов растений, пород животных; микропрепараты клеток растений и животных, митоза; модели: клетки, "происхождение человека", отпечатков материальной культуры, биологических систем (аквариум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема); модели - аппликации: "синтез белка", митоз и мейоз, "типичные биоценозы", "биосфера и человек"; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза, законы наследственности, проявления модификационной изменчивости; окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных и человека.
Лабораторные работы:
-
Строение клеток растений и животных.
-
Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ.
-
Описание фенотипов.
-
Изменчивость признаков у растений, животных и человека.
-
Морфологический критерий вида.
-
Приспособленность организмов к среде обитания.
В итоге изучения курса "Биология. Введение в общую биологию и экологию" учащиеся должны:
Называть: общие признаки живого организма; основные структуры клетки; генетические понятия и термины.
Приводить примеры: усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности живых организмов к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Характеризовать: строение и функции клеток; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в их жизнеобеспечении.
Обосновывать: родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Сравнивать: строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.
Применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания и мер охраны; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
9 КЛАСС
КУРС «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ» (2 часа в неделю - 68ч.)
Введение - 3 ч
-
Биология- наука о жизни.
-
Методы исследований в биологии..
-
Основные свойства живого.
Молекулярный уровень - 9 ч
-
Неорганические соединения клетки. Неорганические в-ва и их роль в клетке.
-
Биополимеры. Углеводы , липиды..
-
Белки и их строение.
-
Функции белков в клетке.
-
Нуклеиновые кислоты.
-
Другие органические соединения клетки. АТФ.
-
Биологические катализаторы.
-
Вирусы - облигатные паразиты..
-
Обобщающий урок по теме.
Клеточный уровень - 12 ч
-
Клеточная теория. Л.р. Строение клеток растений и животных.
-
Мембранные органоиды.
-
Немембранные органоиды.
-
Строение прокариот и эукариот.
-
Клеточный мтаболизм. Ассимиляция и дисиммиляция
-
Энергетический обмен в клетке.
-
Типы питания клетки.
-
Пластический обмен. Фотосинтез и хемосинтез.
-
Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция .
-
Трансляция. Обобщение материала.
-
Зачетное занятие по теме.
-
Деление клетки. Митоз.
Организменный уровень - 18 ч
-
Бесполое размножение, его виды.
-
Половое размножение.
-
Гаметогенез. Мейоз.
-
Онтогенез. Эмбриональный период.
-
Онтогенез. Постэмбриональный период.
-
Факторы влияющие на развитие зародыша. Биогенетический закон.
-
Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»
-
Закономерности наследования признаков . Моногибридное скрещивание.
-
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
-
Дигибридное скрещивание. 2 закон Менделя.
-
Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.
-
Взаимодействие генов.
-
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
-
Модификационная изменчивость. Л/р «Выявление изменчивости организмов»
-
Мутационная изменчивость.
-
Селекция как наука. Работы Вавилова Н.И.
-
Основные методы селекции растений , животных, микроорганизмов.
-
Контрольно обобщающий урок.
Популяционно-видовой уровень - 2 ч
-
Вид. Его критерии и структура. Л/р «Изучение морфологического критерия вида»
-
Популяция - элементарная единица эволюции. Биологическая классификация.
Экосистемный уровень - 6 ч.
-
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
-
Состав и структура сообщества.
-
Потоки вещества и энергии. Цепи питания.
-
Продуктивность сообщества.
-
Саморазвитие экосистемы.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»
Биосферный уровень - 3 ч.
-
Биосфера. Среды жизни.
-
Круговорот веществ в биосфере.
-
Обобщающий урок по теме.
Основы учения об эволюции - 9 ч.
-
Развитие эволюционного учения. Труды Ж.Б. Ламарка.
-
Изменчивость организмов.
-
Борьба за существование. Естественный отбор.
-
Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
-
Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
-
Основные направления эволюции.
-
Макроэволюция.
-
Основные закономерности эволюции.
-
Обобщающий урок по теме.
Возникновение и развитие жизни на Земле - 6 ч.
-
Гипотезы возникновения жизни . Л/р «Изучение палеонтологических доказательств»
-
Современные гипотезы происхождения жизни..
-
Развитие жизни в архее и протерозое и палеозое.
-
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
-
Обобщающий урок по теме.
-
Экскурсия в ВГПБЗ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ»
(9 класс, 2 часа в неделю - 68 ч.)
Тема
Кол-во часов
Основные задачи
Темы уроков
1. Введение
3
Систематизировать и обобщить знания учащихся о биологии; показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека; познакомить с методами биологических исследований; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого.
1. Биология- наука о жизни.
2. Методы исследований в биологии.
-
Основные свойства живой материи. .
2. Молекулярный уровень
9
Доказать единство органического и неорганического мира на атомном уровне и качественные различия на молекулярном уровне. Развивать понятия о химическом составе клетки и сложных биологических полимерах.
-
Неорганические соединения клетки.
-
Биополимеры. Углеводы. Липиды.
-
Белки. Строение белков.
-
Функции белков в клетке.
-
Нуклеиновые кислоты.
-
Другие органические соединения клетки.
-
Биологические катализаторы.
-
Вирусы - облигатные паразиты.
-
Обобщающий урок.
3. Клеточный уровень
12
Развивая понятия о клеточном уровне жизни, показать, что клетка - это целостная мельчайшая живая система, в которой части дифференцированы и интегрированы. Доказать на примере клетки единство строения и функций. Развивать понятия об эволюции, применяя законы эволюции к объяснению изменений на клеточном уровне.
Сформировать понятие о единстве двух этапов обмена веществ в клетке. Развить и обобщить общебиологические понятия о превращении энергии в клетке. Показать целесообразность процессов пластического и энергетического обмена, их диалектическое единство и противоположность.
Сравнить и проанализировать строение молекул - носителей наследственной информации в клетке. Сформировать основные понятия о мейозе и его биологической роли. Развивать представления о связи митоза, мейоза и оплодотворения. Показать значение митоза в сохранении целостности видов.
-
Клеточная теория. Л.р. Строение клеток растений и животных.
-
Мембранные органоиды клетки..
-
Немембранные органоиды клетки..
-
Строение прокариот и эукариот.
-
Клеточный метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция..
-
Энергетический обмен в клетке.
-
Типы питания клетки..
-
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
-
Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция.
-
Трансляция.
-
Зачётное занятие по теме.
-
Типы деления клетки.
4. Организменный уровень
18
Обобщить и развить понятие о формах размножения организмов, оплодотворении, онтогенезе. Связать эти процессы с биогенетическим законом о движущих силах эволюции. Доказать, что в онтогенезе повторяется филогенез. Сформировать знания об основных этапах развития организма. Охарактеризовать особенности каждого этапа. Раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития. Формировать новые понятия о гибридологическом методе изучения наследственности, о правилах и законах Менделя, гипотезе чистоты гамет, генотипе и фенотипе, аллелях, гомо- и гетерозиготных организмах. Развивать понятие о мейозе, как цитологической основе явлений наследственности, о хромосомах как носителях наследственной информации, об универсальности генетического кода. Формировать новые понятия о закономерностях изменчивости и ее типах, об основных законах изменчивости. Обобщить и развить понятие о современной эволюционной теории. Показать вклад русских ученых в изучение закономерностей изменчивости. Дать понятия о центрах происхождения культурных растений, методах селекции и особенностях их использования для различных групп организмов.
-
Бесполое размножение и его виды.
-
Половое размножение.
-
Гаметогенез. Мейоз.
-
Онтогенез. Эмбриональный период..
-
Онтогенез. Постэмбриональный период.
-
Факторы,влияющие на развитие зародыша.Биогенетический закон..
-
Обобщающий урок по теме «Организменный уровень».
-
Закономерности наследования признаков.Моногибридное скрещевание.
-
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
-
Дигибридное скрещивание.2 закон Менделя.
-
Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана..
-
Взаимодействие генов..
-
Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом.
-
Модификационная изменчивость. Лаб. раб. «Выявление изменчивости организмов.»
36.Мутационная изменчивость.
37. Селекция как наука. Работы Н. И. Вавилова.
38. Основные методы селекции животных, растений, микроорганизмов.
39. Контрольно-обобщающий урок.
5. Популяционно-видовой уровень
2
Формировать понятие о доказательствах эволюции. Научить анализировать различные эволюционные теории. Развивать навыки самостоятельного анализа теорий, выделения главного, обобщения и представления собственных взглядов на изучаемый вопрос.
40 Вид. Его критерии и структура. Лаб. раб. «Изучение морфологического критерия вида».
41 Популяция - элементарная единица эволюции.
6. Экосистемный уровень
6
Дать понятие о целостности экосистем, связи ее биотических и абиотических факторов, показать механизмы взаимодействия между ними. Обобщить и развить понятия о диалектической взаимозависимости организмов и среды, о движущих силах эволюции органического мира.
42 Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
43 Состав и структура сообщества.
44 Потоки вещества и энергии. Цепи питания.
45 Продуктивность сообщества.
46. Саморазвитие экосистемы.
47.Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».
7. Биосферный уровень
3
Ознакомить с учением В.И. Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами. Формировать представление о главной функции биосферы - обеспечении круговорота химических элементов.
48 Состав и функции биосферы.
49 Биохимические процессы в биосфере. Круговорот химических элементов.
50 Обобщающий урок по теме.
8. Основы учения об эволюции
9
Дать понятие о движущих силах эволюции органического мира - мутационной изменчивости, наследственности, борьбе за существование, естественном отборе. Развивать способности к анализу основных вопросов биологии - происхождение видов и целесообразность в природе с целью формирования научного мировоззрения.
51Развитие эволюционного учения. Труды Ж.Б. Ламарка.
52 Роль изменчивости в эволюции.
53 Естественный отбор - движущая сила эволюции.
54 Борьба за существование.
55-56 Видообразование.Экскурсия «Причины многообразия видов».
57 Макроэволюция.
58 Основные направления эволюции.
59 Обобщающий урок по теме. 59.
9. Возникновение и развитие жизни на Земле
6
Ознакомить учащихся с различными взглядами на происхождение жизни. Развивать научное мировоззрение о происхождении жизни абиогенным путем. Показать роль эксперимента в решении научных споров. Развивать понятие о главных этапах макроэволюции органического мира от архейской до кайнозойской эр. Формировать представление об основных направлениях эволюционного процесса, о его движущих силах. Научить применять полученные знания для анализа эволюции конкретных царств живых организмов.
60 Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
61 Современные взгляды на возникновение жизни.
62 Развитие жизни в архее и протерозое и палеозое.
63 Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
64 Общающий урок по теме.
65-68 Экскурсия в ВГПБЗ
10. Экология
2
Познакомить учащихся с основными видами экологических факторов- абиотическими, биотическими, антропогенными. Показать их влияние на организмы. Развивать экологическое мышление. Научить применять полученные знания для составления экологических прогнозов, природоохранной деятельности с целью формирования экологически грамотного человека.
69. Экологические факторы. Условия среды.
70. Колебания численности организмов.