Элективный курс: Здоровый образ жизни - залог будущего здоровья

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальная автономная общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №2» п. Карымское





Элективный курс по биологии:

Здоровый образ жизни - залог будущего здоровья.



Учитель биологии: Калганова А.А.

Пояснительная записка

Современная образовательная школа находится в процессе обновления. Одним из направлений модернизации школы является дифференцированный подход к обучению. В настоящее время содержание школьного образования рассматривается с точки зрения обобщения социального опыта человечества, опыта познавательной и творческой деятельности. Элективный курс представляет собой совершенно новый тип учебного предмета, способствуя выбору профессии.

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.

Данный курс ориентируется на содержание образовательного минимума и дополняет его новыми знаниями, построен на неразрывном единстве новых знаний и опыта учащихся, он поможет при изучении основного материала по анатомии и физиологии человека, а его практическая направленность создаст возможности для закрепления гигиенических навыков по укреплению своего здоровья. Учащиеся познакомятся с современными методами сохранения физического и психического здоровья, рассмотрят проблемы старения организма и возможности продления жизни.

Целью этого курса является формирование культа здоровья у школьников, профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий, знакомство с основами валеологии, пропаганда здорового образа жизни.

К задачам относится закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.

Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий.

В программе заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.

Элективный курс «ОЗОЖ» способствует валеологизации образовательного процесса.

Тема

Кол

час.

Краткое содержание

Лабораторные работы

1. ЗОЖ - как основа долголетия

1

Науки: валеология, медицина, санитария, гигиена, ЗОЖ; факторы здоровья, пять условий здоровья; этноздоровье; культура здоровья как философия жизни

№1 Оценка состояния физического здоровья

2. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

2

Гиподинамия; плюсы и минусы прямохождения человека; осеография, календарный и биологический возраст, факторы влияющие на развитие мышц и костей; роль витамина D, кальция, фосфора и фтора в формировании костной ткани, два способа всасывания кальция в кишечнике; возрастные особенности формирования скелета; йога и другие системы

№2Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой

№3 Упражнения формирующие правильную осанку

3. Условия полноценного развития системы кровообращения

2

Возрастные и половые особенности работы сердечно-сосудистой системы; механизм возникновения болезни; способы образования иммунитета; гипоксия; анемия; СПИД; аллергия; влияние алкоголя и никотина на работу сердца; наследственные болезни.

№4 Реакция с/с системы на физические нагрузки

№5 Определение стрессоустойчивости с/с системы

№6 Оценка состояния против -инфекционного иммунитета

4. Правильное дыхание

2

Значение кислорода; разрушающая роль свободных радикалов, антиоксиданты и их роль в продлении жизни; носовое дыхание; горная болезнь, влияние курения на систему дыхания .

№7 Влияние холода на частоту дыхания

5. Пища и здоровье

3

Состав пищи и её значение; пищевая, энергетическая и термодинамическая ценность продуктов питания; свободные радикалы, антиоксиданты пищи в борьбе против старости; витамины и их значение в обмене веществ; раздельное, щелочное и рациональное питание. Генетически модифицированные организмы: польза и вред; синтетические ингредиенты пищи: красители, эмульгаторы. загустители, стабилизаторы, вещества идентичные натуральным, ингредиенты с буквой Е;

№8 О чём может рассказать упаковка

6. Кожа и терморегуляция

1

Температура различных участков кожи; закаливание; массаж; солнечное голодание; пигментация, виды ультрафиолета, загар; температура тела и долголетие

№9 Оценка температурного режима учебных помещений

7. Психология стресса

1

Стресс и антистресс; синдромы хронической усталости и посттравматического стресса;

№11 Определение некоторых свойств нервных процессов

8. Психология полового воспитания

1

Анатомо-физиологические и психологические особенности мужского и женского организма; андрогены и эстрогены; температурные условия сперматогенеза; гермафродитизм и гомосексуализм; беременность и роды.

9. Защита проектных работ

1


Учебно-тематический план:

1. Количество часов: 14

Тематика курса направлена на умение применять полученные знания в жизни, на профилактику вредных привычек, на пропаганду здорового образа жизни, на валеологическое саморазвитие учащихся.

Содержание программы:











Список проектных работ:

1. Условия существования разных групп населения в городах.

2. Польза движений в судьбах великих людей.

3. Режим двигательной активности для разных возрастных групп.

4. Роль прививки в поддержании здоровья населения.

5. Артериальное давление и пульс - показатели сердечно-сосудистой системы.

6. Диета и здоровье.

7. Режим питания моей семьи.

8. Развитие навыков правильного питания.

9. Национальная кухня - объединение вековых традиций.

10. Профессия косметолог.

11. Опыт и наблюдения по закаливанию.

12. Возникновение разных способов закаливания у народов мира.

13. Зрение и народные пословицы, поговорки и поверья.

14. Из истории научных открытий.

15. Профессия - невропатолог, психолог.

16. Исследование биоритмов и утомления.

17. Вещие сны: правда и вымысел.

18. Санитарно-гигиенические требования сна.

Методические рекомендации :



  1. Проектные работы выполняются группой или индивидуально.

  2. Со списком названий проектных работ учащиеся знакомятся в ходе изучения курса.

  3. Список проектных работ может быть дополнен творческими работами учащихся.

  4. Последнее занятие курса отводится на защиту проектных работ.

  5. Во всех темах изучается влияние никотина и алкоголя на тот или иной орган более подробно, чем в основной школьной программе по анатомии и физиологии человека.

  6. В изучении этого курса учащимся предоставляется широкая возможность использования компьютера и интернета.

  7. Курс направлен на санитарно-гигиеническую и медицинскую профориентацию.

  8. Во время прохождения этого курса есть возможность получить знания направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.

  9. Этот элективный курс способствует накоплению опыта по здоровому образу жизни .

















Литература:

  1. Кучменко В.С., Федора М.З., ЛукинаТ.П. Экология человека (Культура здоровья): Учебное пособие для 8 кл.- Москва: Вентана- Граф, 2003

  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9- 10 кл.- М.: Просвещение, 1989

  3. Петрушин В.И., Петрушин И.В.. Валеология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002

  4. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1992

  5. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Вентана- Граф, 2000

  6. Макаров К.А. Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1985 г.

  7. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни.- Ленинград: Наука, 1988

  8. Байер Я., Шейнбер Л. ЗОЖ.- Москва,1997

  9. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. - Москва, 1976

  10. Шелтон Г. Голодание и здоровье. - М.:Грегори-Пэйдж,1998

  11. Интернет ресурсы


© 2010-2022