- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс: Здоровый образ жизни - залог будущего здоровья
Элективный курс: Здоровый образ жизни - залог будущего здоровья
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калганова А.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальная автономная общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №2» п. Карымское
Элективный курс по биологии:
Здоровый образ жизни - залог будущего здоровья.
Учитель биологии: Калганова А.А.
Пояснительная записка
Современная образовательная школа находится в процессе обновления. Одним из направлений модернизации школы является дифференцированный подход к обучению. В настоящее время содержание школьного образования рассматривается с точки зрения обобщения социального опыта человечества, опыта познавательной и творческой деятельности. Элективный курс представляет собой совершенно новый тип учебного предмета, способствуя выбору профессии.
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.
Данный курс ориентируется на содержание образовательного минимума и дополняет его новыми знаниями, построен на неразрывном единстве новых знаний и опыта учащихся, он поможет при изучении основного материала по анатомии и физиологии человека, а его практическая направленность создаст возможности для закрепления гигиенических навыков по укреплению своего здоровья. Учащиеся познакомятся с современными методами сохранения физического и психического здоровья, рассмотрят проблемы старения организма и возможности продления жизни.
Целью этого курса является формирование культа здоровья у школьников, профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий, знакомство с основами валеологии, пропаганда здорового образа жизни.
К задачам относится закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.
Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий.
В программе заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.
Элективный курс «ОЗОЖ» способствует валеологизации образовательного процесса.
Тема
Кол
час.
Краткое содержание
Лабораторные работы
1. ЗОЖ - как основа долголетия
1
Науки: валеология, медицина, санитария, гигиена, ЗОЖ; факторы здоровья, пять условий здоровья; этноздоровье; культура здоровья как философия жизни
№1 Оценка состояния физического здоровья
2. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы
2
Гиподинамия; плюсы и минусы прямохождения человека; осеография, календарный и биологический возраст, факторы влияющие на развитие мышц и костей; роль витамина D, кальция, фосфора и фтора в формировании костной ткани, два способа всасывания кальция в кишечнике; возрастные особенности формирования скелета; йога и другие системы
№2Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой
№3 Упражнения формирующие правильную осанку
3. Условия полноценного развития системы кровообращения
2
Возрастные и половые особенности работы сердечно-сосудистой системы; механизм возникновения болезни; способы образования иммунитета; гипоксия; анемия; СПИД; аллергия; влияние алкоголя и никотина на работу сердца; наследственные болезни.
№4 Реакция с/с системы на физические нагрузки
№5 Определение стрессоустойчивости с/с системы
№6 Оценка состояния против -инфекционного иммунитета
4. Правильное дыхание
2
Значение кислорода; разрушающая роль свободных радикалов, антиоксиданты и их роль в продлении жизни; носовое дыхание; горная болезнь, влияние курения на систему дыхания .
№7 Влияние холода на частоту дыхания
5. Пища и здоровье
3
Состав пищи и её значение; пищевая, энергетическая и термодинамическая ценность продуктов питания; свободные радикалы, антиоксиданты пищи в борьбе против старости; витамины и их значение в обмене веществ; раздельное, щелочное и рациональное питание. Генетически модифицированные организмы: польза и вред; синтетические ингредиенты пищи: красители, эмульгаторы. загустители, стабилизаторы, вещества идентичные натуральным, ингредиенты с буквой Е;
№8 О чём может рассказать упаковка
6. Кожа и терморегуляция
1
Температура различных участков кожи; закаливание; массаж; солнечное голодание; пигментация, виды ультрафиолета, загар; температура тела и долголетие
№9 Оценка температурного режима учебных помещений
7. Психология стресса
1
Стресс и антистресс; синдромы хронической усталости и посттравматического стресса;
№11 Определение некоторых свойств нервных процессов
8. Психология полового воспитания
1
Анатомо-физиологические и психологические особенности мужского и женского организма; андрогены и эстрогены; температурные условия сперматогенеза; гермафродитизм и гомосексуализм; беременность и роды.
9. Защита проектных работ
1
Учебно-тематический план:
1. Количество часов: 14
Тематика курса направлена на умение применять полученные знания в жизни, на профилактику вредных привычек, на пропаганду здорового образа жизни, на валеологическое саморазвитие учащихся.
Содержание программы:
Список проектных работ:
1. Условия существования разных групп населения в городах.
2. Польза движений в судьбах великих людей.
3. Режим двигательной активности для разных возрастных групп.
4. Роль прививки в поддержании здоровья населения.
5. Артериальное давление и пульс - показатели сердечно-сосудистой системы.
6. Диета и здоровье.
7. Режим питания моей семьи.
8. Развитие навыков правильного питания.
9. Национальная кухня - объединение вековых традиций.
10. Профессия косметолог.
11. Опыт и наблюдения по закаливанию.
12. Возникновение разных способов закаливания у народов мира.
13. Зрение и народные пословицы, поговорки и поверья.
14. Из истории научных открытий.
15. Профессия - невропатолог, психолог.
16. Исследование биоритмов и утомления.
17. Вещие сны: правда и вымысел.
18. Санитарно-гигиенические требования сна.
Методические рекомендации :
-
Проектные работы выполняются группой или индивидуально.
-
Со списком названий проектных работ учащиеся знакомятся в ходе изучения курса.
-
Список проектных работ может быть дополнен творческими работами учащихся.
-
Последнее занятие курса отводится на защиту проектных работ.
-
Во всех темах изучается влияние никотина и алкоголя на тот или иной орган более подробно, чем в основной школьной программе по анатомии и физиологии человека.
-
В изучении этого курса учащимся предоставляется широкая возможность использования компьютера и интернета.
-
Курс направлен на санитарно-гигиеническую и медицинскую профориентацию.
-
Во время прохождения этого курса есть возможность получить знания направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.
-
Этот элективный курс способствует накоплению опыта по здоровому образу жизни .
Литература:
-
Кучменко В.С., Федора М.З., ЛукинаТ.П. Экология человека (Культура здоровья): Учебное пособие для 8 кл.- Москва: Вентана- Граф, 2003
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9- 10 кл.- М.: Просвещение, 1989
-
Петрушин В.И., Петрушин И.В.. Валеология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002
-
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1992
-
Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся 8-9 кл.- М.: Вентана- Граф, 2000
-
Макаров К.А. Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1985 г.
-
Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни.- Ленинград: Наука, 1988
-
Байер Я., Шейнбер Л. ЗОЖ.- Москва,1997
-
Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. - Москва, 1976
-
Шелтон Г. Голодание и здоровье. - М.:Грегори-Пэйдж,1998
-
Интернет ресурсы