Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника "Вертикаль" ориентированная на использование учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс" издательство "Дрофа". Программа содержит пояснительную записку, подробное содержание и тематическое планирование на 35 уроков. Для каждого урока прописаны: проблемы, решаемые учеником, основные понятия, предметные результаты, а также УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и ИКТ-...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ "Оболенская средняя общеобразовательная школа"


Согласовано

Заместитель директора по УВР_________ И.А.Евсеева

"___" _________2013 года

Согласовано

на заседании ШМО учите­лей естественного цикла Протокол №____

от "___" ______ 2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:_________

Т.В. Ефремова "___" _________2013 года











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по биологии (ФГОС)

раздел "Бактерии. Грибы. Растения"

2013-2014 уч. гг.


класс 5а












Учитель

Болдырева Е. А.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс" (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.

Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Рабочая программа для 5-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии; структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьни­ков.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2012. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 35 часов: 1час в неделю. Из них: лабораторных работ - 8, экскурсий - 2.

Формы промежуточной аттестации: тесты.

Результаты изучения курса "Биология. 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения" приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (35 ч, 1ч в неделю)

Введение (6 ч)

Биология как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы;

-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

-правила работы с микроскопом;

-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: "биология", "экология", "биосфера", "царства живой природы", "экологические факторы";

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-характеризовать среды обитания организмов;

-характеризовать экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-составлять план текста;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

-получать биологическую информацию из различных источников;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие "ткань".

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: "клетка", "оболочка", "цитоплазма", "ядро", "ядрышко", "вакуоли", "пластиды", "хлоропласты", "пигменты", "хлорофилл";

-работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

-оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

-работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Меры профилактики заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

Изучение строение плесневого гриба мукора.

Изучение строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

-роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий и грибов;

-отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

-отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (15 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.

Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Усложнение растений в процессе эволюции.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строение зелёных водорослей.

Изучение строение мха (на местных видах).

Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.

Летнее задание - выполнение гербария по отделам растений.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гербарии.

Микроскопы.

Наборы постоянных микропрепаратов по анатомии растений.

Предметные и покровные стекла.

Лупы (ручные и штативные).

Лабораторная посуда: пробирки, мерные стаканы и цилиндры, капельницы, чашки Петри, пипетки,

Инструментарий: скальпели, бритвы, пинцеты, препарировальные иглы.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока


Проблемы,

решае­мые учеником

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

резуль­таты

УУД, ИКТ- компетентности

Личностные ре­зультаты

Введение (6 ч)

1 неделя сентября

Биология - наука о живой природе

Что отно­ситься к жи­вой природе?

Биология. Био­сфера. Эколо­гия.

уметь объяснять зна­чение биоло­гии в жизни чело­века

Р: постановка новых целей

планирование.

П: извлечение необходимой ин­формации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогиче­ской формами речи.

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Сформирован­ность познава­тельных инте­ресов и моти­вов, направлен­ных на изуче­ние живой при­роды.

2 неделя сентября

Методы ис­сле­дования в био­логии

Как можно изучать живые организмы?

Методы науки. На­блюдение. Эксперимент. Измерения.

уметь отличать ме­тоды биологи­ческой науки

Р: оценить важность использо­вания мето­дов в науке;

осознать важность выполнения правила техники безопасно­сти

П: проводить наблюдения и из­мерения под руководством учи­теля

К: владение монологической и диалогиче­ской формами речи.

3 неделя сентября

Разнообра­зие живой при­роды

Как отличить жи­вые орга­низмы от нежи­вых?

Как система­тизи­ро­вать живые орга­низмы?

Систематика. Систематиче­ская единица - царство

Признаки жи­вого

уметь отличать жи­вые объекты при­роды от нежи­вых;

Р: постановка новых целей

планирование.

П: извлечение необходимой ин­формации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогиче­ской формами речи.

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

4 неделя сентября

Среды оби­та­ния организ­мов

Где могут жить ор­га­низмы?

Водная, на­земно-воз­душ­ная, поч­венная среда, орга­низм как среда обита­ния

уметь отличать осо­бенности строения живых организмов в за­висимости от их среды обитания

Р: уметь планировать работу;

адекватно оценивать правиль­ность выпол­няемых действий.

П: уметь устанавливать при­чинно-следст­венные связи ме­жду средой обитания и внешним видом организма

К: адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации


1 неделя октября

Экологиче­ские факторы и их влияние на жи­вые орга­низмы

Что влияет на жизнь орга­низмов?

Абиотические, биотиче­ские, антро­поген­ные факторы

уметь объяснять раз­личные эколо­ги­ческие факторы

Р: планировать пути достижения цели

П: строить логическое рассуж­дение, вклю­чающее установле­ние причинно-следст­венных связей;

К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаи­вать свою позицию

ИКТ: уметь составлять тезисы по презен­тации

2 неделя октября

Экскурсия "Многообразие живых орга­низмов, осен­ние явления в жизни расте­ний и живот­ных".

Какие измене­ния происхо­дят с живыми организмами осенью?

фенологиче­ские наблюде­ния

уметь вести и оформ­лять фено­логические на­блюдения

Р: уметь планировать работу;

П: проводить наблюдения по плану

К: уметь работать в группах

Клеточное строение организмов (8 ч)

3 неделя октября

Устройство увеличитель­ных приборов

Как работать с мик­роскопом?

Лупа, микро­скоп, объек­тив, окуляр, тубус, шта­тив.

уметь отличать и на­зывать части микро­скопа и лупы;

овладеть прие­мами работы с лупой и микро­скопом

Р: оценить необходимость ис­пользования лупы или микро­скопа;

уметь самостоятельно контроли­ровать свои действия по ин­ст­рукции

П: уметь устанавливать при­чинно-следст­венные связи ме­жду плохим изображением и ошибками в настройке микро­скопа;

К: уметь договариваться с сосе­дом по парте при работе с одним микроскопом.

Готовность и способность к саморазвитию; мотивация к познаватель-ной деятель-ности; Спо­собность ак­куратно ра­бо­тать с прибо­рами.

.

4 неделя октября

Строение клетки.

Какое строе­ние имеет клетка?

Оболочка, ци­топлазма, ядро, пла­стиды.

уметь отличать ор­га­ноиды клетки;

уметь сопостав­лять органоиды клетки и их функ­ции.

Р: уметь планировать работу;

адекватно оценивать правиль­ность выпол­няемых действий.

П: проводить наблюдения под руково­дством учителя;

давать определение частям клетки.

К: уметь работать в парах;

формулировать выводы.

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации.

2 неделя ноября

Приготовле­ние микропре­па­рата кожицы чешуи лука.

Какой мы ви­дим клетку в микро­скоп?

Оболочка, ци­топлазма, ядро.

уметь готовить мик­ропрепараты

уметь соотносить увиденное в мик­ро­скоп с изобра­же­нием в таблице.

Р: уметь планировать работу;

адекватно оценивать правиль­ность выпол­няемых действий.

П: проводить наблюдения под руково­дством учителя;

давать определение частям клетки.

К: уметь работать в парах;

формулировать выводы.


3 неделя ноября

Химиче­ский состав клетки

Из каких ве­ществ со­стоит клетка?

Углеводы. Белки. Жиры. Нуклеиновые кислоты.

уметь отличать хи­ми­ческий эле­мент от вещества

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

П: уметь обобщать понятия ор­ганических и неорганических веществ

К: отображать в речи содержа­ние совер­шаемых действий


4 неделя ноября

Жизнедея­тель­ность клетки

Как живет клетка?

Дыхание, пи­тание, раз­мно­жение, рост

уметь объяснять про­текание про­цес­сов дыхания, деле­ния, пи­тания

Р: планировать пути достижения цели

П: уметь обобщать понятия жиз­недеятель­ности клетки;

давать определение понятиям

К: адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

ИКТ: уметь получать информа­цию из ау­диозаписи.

1 неделя декабря

Ткани.

Какие типы тканей есть у растений?

Механиче­ская, прово­дящая, по­кровная ткани

уметь отличать рас­ти­тельные ткани по внеш­нему виду и по функциям

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию тка­ней, самостоятельно выбирая критерии.

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь зарисовывать уви­денные фо­тографии


2 неделя декабря

Ткани

Откуда бе­рутся раз­ные ткани у рас­те­ний?

Образова­тель­ная,

основная ткань

уметь отличать рас­ти­тельные ткани по внеш­нему виду и по функциям

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию тка­ней, самостоятельно выбирая критерии.

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь зарисовывать уви­денные фо­тографии

3 неделя декабря

Обобщение по теме: "Клетка. Ткани"

Чем можно объяс­нить особенности строения кле­ток каж­дой ткани?

Строение клетки.

Типы тканей

уметь находить нуж­ные орга­ноиды клетки и ткани по рисунку

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность вы­пол­нения действия

П: осуществлять сравнение тка­ней на ос­нове анализа их строе­ния

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь узнавать фотогра­фии тканей из презентации

Бактерии (2 ч)

4 неделя декабря

Строение и жизнедеятель­ность бактерий

Какое строе­ние имеют бактерии?

Кокки, ба­циллы, виб­рионы, спи­риллы, спора, цианобакте­рии.

уметь отличать бак­те­риальную клетку от клеток других орга­низ­мов;

уметь объяснять осо­бенности жиз­не­дея­тельности бакте­рий.

Р: уметь планировать работу;

П: осуществлять сравнение кле­ток разных организмов на ос­нове анализа их строения;

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль;

ИКТ: уметь составлять тезисы по презен­тации

Осознавать себя частью живой при­роды;

способность к выполнению норм и требо­ва­ний школь­ной жизни

2 неделя января

Роль бакте­рий в природе и жизни чело­века

Какую роль бакте­рии иг­рают в при­роде и жизни чело­века?

бактерии гние­ния, азотфикси­рующие, ки­сломолочные, болезнетвор­ные бактерии

уметь объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: осуществлять расширенный поиск ин­формации с ис­пользо­ванием различной литературы

К: уметь использовать адекват­ные языко­вые средства для ото­бражения своих мыс­лей.

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

Грибы (5 ч)

3 неделя января

Общая ха­рак­теристика гри­бов

Почему грибы вы­де­лили в особое цар­ство?

Мицелий, гифы, хитин

уметь объяснять от­личительные осо­бен­ности гри­бов

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса.

Готовность и способность к саморазвитию;

способность к выполнению норм и требо­ва­ний школь­ной жизни;

Готовность к оказанию по­мощи при от­равлении гри­бами

4 неделя января

Шляпочные грибы

Какие грибы назы­вают шляпочными?

Микориза, симбиоз, пло­довое тело, трубчатые и пластинчатые грибы

уметь объяснять явле­ние мико­ризы; уметь отли­чать трубчатые гриб от пластин­чатых

Р: уметь самостоятельно анали­зировать условия достиже­ния цели на основе учета выделен­ных ориентиров

П: уметь переносить знания об особенно­стях строения гри­бов на практическое ис­пользование грибов человеком

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль;

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса


1 неделя февраля

Плесневые грибы

Что такое плесне­вые грибы?

Сапрофиты, пеницилл, му­кор

уметь отличать му­кор от пени­цилла

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: уметь переносить знания об особенно­стях жизнедеятель­но­сти плесневых грибов на прак­тическое использование их че­лове­ком

К: адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

ИКТ: уметь составлять тезисы по презен­тации


2 неделя февраля

Грибы - па­ра­зиты

Какие грибы назы­ва­ются парази­тами?

Головня, спо­рынья, труто­вик

уметь объяснять осо­бенности жиз­не­дея­тельности гри­бов па­разитов

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: уметь переносить знания об особенно­стях жизнедеятель­но­сти грибов-паразитов в практи­ческом использование ме­тодов защиты от них растений

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ау­диозаписи


3 неделя февраля

Обобщение по теме: "Бакте­рии. Грибы."

Какое значе­ние бак­терий и грибов в при­роде?

Типы бакте­рий и грибов

уметь определять раз­ные группы гри­бов и бактерий по рисункам

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность вы­пол­нения действия

П: осуществлять сравнение тка­ней на ос­нове анализа их строе­ния

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь узнавать фотогра­фии тканей из презентации

Царство Растений (11 ч)

4 неделя февраля

Разнообра­зие, распро­стране­ние, зна­чении расте­ний

Как много ви­дов рас­тений на пла­нете и где они мо­гут встре­чаться?

Ботаника. Слоевище. Таллом.

уметь отличать выс­шие растения от низ­ших

Р: самостоятельно анализиро­вать условия достижения цели на основе учёта выде­ленных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

П: осуществлять сравнение высших и низ­ших растений на основе анализа их строе­ния

К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собст­венную позицию

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Сформирован

ность познава­тельных инте­ресов и моти­вов, направлен­ных на изуче­ние отделов расте­ний

1 неделя марта

Однокле­точ­ные водо­росли

Какое строе­ние имеют од­ноклеточ­ные водоросли?

Хлорелла. Хламидомо­нада. Хрома­тофор.

уметь объяснять строение однокле­точ­ной водоросли

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять поиск инфор­мации , ис­пользуя учебник

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

2 неделя марта

Многокле­точ­ные водо­росли

Какое строе­ние имеют многокле­точ­ные водо­росли?

Ризоиды. Красные во­до­росли. Бу­рые водо­росли. Ла­ми­нария.

иметь представле­ние о многообра­зии мно­гоклеточ­ных водорос­лей

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять поиск инфор­мации , ис­пользуя учебник

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

3 неделя марта

Лишайники

Почему ли­шайник назы­вают организ­мом сфин­ксом?

Кустистые, листоватые и накипные ли­шайники

уметь объяснять осо­бенности строе­ния и жиз­недея­тельности лишай­ника

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: осуществлять поиск инфор­мации , ис­пользуя учебник

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;

4 неделя марта

Строение мхов

Чем отлича­ются мхи от водорослей?

Печеночные и листосте­бель­ные мхи. Сфагнум. Спора.

иметь представле­ние об особенно­стях строения и много­об­разии мхов

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

1 неделя апреля

Размноже­ние мхов

Почему мхи отно­сят к высшим спо­ровым расте­ниям?

Спорангий. Сперматозоид Яйцеклетка. Коробочка на ножке.

уметь отличать по­ло­вое размно­жение мха от бес­полого

Р: самостоятельно анализиро­вать условия достижения цели на основе учёта выде­ленных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

П: строить логическое рассуж­дение, вклю­чающее установле­ние причинно-следст­венных связей;

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;

2 неделя апреля

Плауны. Хвощи.

Что общего у плау­нов и хвощей?

Плаун. Хвощ.

иметь представле­ние об особенно­стях строения плаунов и хвощей

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

3 неделя апреля

Папоротни­ко­об­разные

Чем особенны па­по­ротники?

Вайи. Корне­вище. Сорус.

уметь объяснять строение папорот­ни­ков

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им;

П: строить логическое рассуж­дение

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

4 неделя апреля

Строение голо­семенных

Чем особенны се­мен­ные рас­тения?

Высшие се­менные рас­те­ния. Семя. Фитонциды

уметь объяснять строение голосе­мен­ных растений

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

1 неделя мая

Многообра­зие голосемен­ных

Как отличить сосну от ели?

Лиственница. Туя. Пихта.

уметь отличать ель от сосны по морфо­логи­ческим и эко­логиче­ским призна­кам

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения

К: : осуществлять контроль и взаимокон­троль

2 неделя мая

Покрытосе­мен­ные или Цвет­ко­вые

Почему цвет­ковые расте­ния преобла­дают на пла­нете?

Покрытосе­менные. Плод. Цветок.

уметь отличать цвет­ковые расте­ния от других от­делов?

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Развитие растительного мира (4 ч)

3 неделя мая

Происхож­де­ние растений

Как ученые от­крыли картину ис­ториче­ской жизни расте­ний?

Палеонтоло­гия. Палеобо­таника Ринио­фиты.

иметь представле­ние о методах па­леобота­ники

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: осуществлять поиск инфор­мации , ис­пользуя учебник

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;


4 неделя мая

Основные этапы развития расти­тельного мира

Как изменя­лись рас­тения на нашей пла­нете?

Псилофиты. Семенные па­поротники.

иметь представле­ние о последова­тельном измене­нии растений на планете

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: строить логическое рассуж­дение, вклю­чающее установле­ние причинно-следст­венных связей;

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;


5 неделя мая

Обобщение по теме: Цар­ство растений

Как усложня­ются цветко­вые растения по сравнения с мхами?

Повторение терминов

иметь представле­ние об изменении строе­ния расте­ний при из­мене­нии ус­ловий оби­тания

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных орга­низмов на основе ана­лиза их строения;

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)


© 2010-2022