- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болдырева Е.А. |
Дата | 30.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ "Оболенская средняя общеобразовательная школа"
Согласовано
Заместитель директора по УВР_________ И.А.Евсеева
"___" _________2013 года
Согласовано
на заседании ШМО учителей естественного цикла Протокол №____
от "___" ______ 2013 года
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:_________
Т.В. Ефремова "___" _________2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по биологии (ФГОС)
раздел "Бактерии. Грибы. Растения"
2013-2014 уч. гг.
класс 5а
Учитель
Болдырева Е. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс" (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Рабочая программа для 5-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии; структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2012. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 35 часов: 1час в неделю. Из них: лабораторных работ - 8, экскурсий - 2.
Формы промежуточной аттестации: тесты.
Результаты изучения курса "Биология. 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения" приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
-о многообразии живой природы;
-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
-экологические факторы;
-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
-правила работы с микроскопом;
-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
-определять понятия: "биология", "экология", "биосфера", "царства живой природы", "экологические факторы";
-отличать живые организмы от неживых;
-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
-характеризовать среды обитания организмов;
-характеризовать экологические факторы;
-проводить фенологические наблюдения;
-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-составлять план текста;
-владеть таким видом изложения текста, как повествование;
-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
-получать биологическую информацию из различных источников;
-определять отношения объекта с другими объектами;
-определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие "ткань".
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-строение клетки;
-химический состав клетки;
-основные процессы жизнедеятельности клетки;
-характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
-определять понятия: "клетка", "оболочка", "цитоплазма", "ядро", "ядрышко", "вакуоли", "пластиды", "хлоропласты", "пигменты", "хлорофилл";
-работать с лупой и микроскопом;
-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
-распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать объекты под микроскопом;
-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
-оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
-работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Меры профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строение плесневого гриба мукора.
Изучение строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
-разнообразие и распространение бактерий и грибов;
-роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику бактерий и грибов;
-отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
-отличать съедобные грибы от ядовитых;
-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (15 ч)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строение зелёных водорослей.
Изучение строение мха (на местных видах).
Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные методы изучения растений;
-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
-роль растений в биосфере и жизни человека;
-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику растительного царства;
-объяснять роль растений в биосфере;
-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-знание правил поведения в природе;
-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
-умение реализовывать теоретические познания на практике;
-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
-воспитание в учащихся любви к природе;
-признание права каждого на собственное мнение;
-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
-умение слушать и слышать другое мнение.
Летнее задание - выполнение гербария по отделам растений.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гербарии.
Микроскопы.
Наборы постоянных микропрепаратов по анатомии растений.
Предметные и покровные стекла.
Лупы (ручные и штативные).
Лабораторная посуда: пробирки, мерные стаканы и цилиндры, капельницы, чашки Петри, пипетки,
Инструментарий: скальпели, бритвы, пинцеты, препарировальные иглы.
Тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Проблемы,
решаемые учеником
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД, ИКТ- компетентности
Личностные результаты
Введение (6 ч)
1 неделя сентября
Биология - наука о живой природе
Что относиться к живой природе?
Биология. Биосфера. Экология.
уметь объяснять значение биологии в жизни человека
Р: постановка новых целей
планирование.
П: извлечение необходимой информации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
2 неделя сентября
Методы исследования в биологии
Как можно изучать живые организмы?
Методы науки. Наблюдение. Эксперимент. Измерения.
уметь отличать методы биологической науки
Р: оценить важность использования методов в науке;
осознать важность выполнения правила техники безопасности
П: проводить наблюдения и измерения под руководством учителя
К: владение монологической и диалогической формами речи.
3 неделя сентября
Разнообразие живой природы
Как отличить живые организмы от неживых?
Как систематизировать живые организмы?
Систематика. Систематическая единица - царство
Признаки живого
уметь отличать живые объекты природы от неживых;
Р: постановка новых целей
планирование.
П: извлечение необходимой информации из слов учителя.
К: владение монологической и диалогической формами речи.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
4 неделя сентября
Среды обитания организмов
Где могут жить организмы?
Водная, наземно-воздушная, почвенная среда, организм как среда обитания
уметь отличать особенности строения живых организмов в зависимости от их среды обитания
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: уметь устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и внешним видом организма
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
1 неделя октября
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Что влияет на жизнь организмов?
Абиотические, биотические, антропогенные факторы
уметь объяснять различные экологические факторы
Р: планировать пути достижения цели
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
2 неделя октября
Экскурсия "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных".
Какие изменения происходят с живыми организмами осенью?
фенологические наблюдения
уметь вести и оформлять фенологические наблюдения
Р: уметь планировать работу;
П: проводить наблюдения по плану
К: уметь работать в группах
Клеточное строение организмов (8 ч)
3 неделя октября
Устройство увеличительных приборов
Как работать с микроскопом?
Лупа, микроскоп, объектив, окуляр, тубус, штатив.
уметь отличать и называть части микроскопа и лупы;
овладеть приемами работы с лупой и микроскопом
Р: оценить необходимость использования лупы или микроскопа;
уметь самостоятельно контролировать свои действия по инструкции
П: уметь устанавливать причинно-следственные связи между плохим изображением и ошибками в настройке микроскопа;
К: уметь договариваться с соседом по парте при работе с одним микроскопом.
Готовность и способность к саморазвитию; мотивация к познаватель-ной деятель-ности; Способность аккуратно работать с приборами.
.
4 неделя октября
Строение клетки.
Какое строение имеет клетка?
Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды.
уметь отличать органоиды клетки;
уметь сопоставлять органоиды клетки и их функции.
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: проводить наблюдения под руководством учителя;
давать определение частям клетки.
К: уметь работать в парах;
формулировать выводы.
ИКТ: уметь получать информацию из презентации.
2 неделя ноября
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Какой мы видим клетку в микроскоп?
Оболочка, цитоплазма, ядро.
уметь готовить микропрепараты
уметь соотносить увиденное в микроскоп с изображением в таблице.
Р: уметь планировать работу;
адекватно оценивать правильность выполняемых действий.
П: проводить наблюдения под руководством учителя;
давать определение частям клетки.
К: уметь работать в парах;
формулировать выводы.
3 неделя ноября
Химический состав клетки
Из каких веществ состоит клетка?
Углеводы. Белки. Жиры. Нуклеиновые кислоты.
уметь отличать химический элемент от вещества
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
П: уметь обобщать понятия органических и неорганических веществ
К: отображать в речи содержание совершаемых действий
4 неделя ноября
Жизнедеятельность клетки
Как живет клетка?
Дыхание, питание, размножение, рост
уметь объяснять протекание процессов дыхания, деления, питания
Р: планировать пути достижения цели
П: уметь обобщать понятия жизнедеятельности клетки;
давать определение понятиям
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь получать информацию из аудиозаписи.
1 неделя декабря
Ткани.
Какие типы тканей есть у растений?
Механическая, проводящая, покровная ткани
уметь отличать растительные ткани по внешнему виду и по функциям
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию тканей, самостоятельно выбирая критерии.
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные фотографии
2 неделя декабря
Ткани
Откуда берутся разные ткани у растений?
Образовательная,
основная ткань
уметь отличать растительные ткани по внешнему виду и по функциям
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию тканей, самостоятельно выбирая критерии.
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь зарисовывать увиденные фотографии
3 неделя декабря
Обобщение по теме: "Клетка. Ткани"
Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?
Строение клетки.
Типы тканей
уметь находить нужные органоиды клетки и ткани по рисунку
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
П: осуществлять сравнение тканей на основе анализа их строения
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь узнавать фотографии тканей из презентации
Бактерии (2 ч)
4 неделя декабря
Строение и жизнедеятельность бактерий
Какое строение имеют бактерии?
Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спора, цианобактерии.
уметь отличать бактериальную клетку от клеток других организмов;
уметь объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.
Р: уметь планировать работу;
П: осуществлять сравнение клеток разных организмов на основе анализа их строения;
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль;
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
Осознавать себя частью живой природы;
способность к выполнению норм и требований школьной жизни
2 неделя января
Роль бактерий в природе и жизни человека
Какую роль бактерии играют в природе и жизни человека?
бактерии гниения, азотфиксирующие, кисломолочные, болезнетворные бактерии
уметь объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различной литературы
К: уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
Грибы (5 ч)
3 неделя января
Общая характеристика грибов
Почему грибы выделили в особое царство?
Мицелий, гифы, хитин
уметь объяснять отличительные особенности грибов
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса.
Готовность и способность к саморазвитию;
способность к выполнению норм и требований школьной жизни;
Готовность к оказанию помощи при отравлении грибами
4 неделя января
Шляпочные грибы
Какие грибы называют шляпочными?
Микориза, симбиоз, плодовое тело, трубчатые и пластинчатые грибы
уметь объяснять явление микоризы; уметь отличать трубчатые гриб от пластинчатых
Р: уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров
П: уметь переносить знания об особенностях строения грибов на практическое использование грибов человеком
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль;
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
1 неделя февраля
Плесневые грибы
Что такое плесневые грибы?
Сапрофиты, пеницилл, мукор
уметь отличать мукор от пеницилла
Р: уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: уметь переносить знания об особенностях жизнедеятельности плесневых грибов на практическое использование их человеком
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИКТ: уметь составлять тезисы по презентации
2 неделя февраля
Грибы - паразиты
Какие грибы называются паразитами?
Головня, спорынья, трутовик
уметь объяснять особенности жизнедеятельности грибов паразитов
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: уметь переносить знания об особенностях жизнедеятельности грибов-паразитов в практическом использование методов защиты от них растений
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из аудиозаписи
3 неделя февраля
Обобщение по теме: "Бактерии. Грибы."
Какое значение бактерий и грибов в природе?
Типы бактерий и грибов
уметь определять разные группы грибов и бактерий по рисункам
Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
П: осуществлять сравнение тканей на основе анализа их строения
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь узнавать фотографии тканей из презентации
Царство Растений (11 ч)
4 неделя февраля
Разнообразие, распространение, значении растений
Как много видов растений на планете и где они могут встречаться?
Ботаника. Слоевище. Таллом.
уметь отличать высшие растения от низших
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: осуществлять сравнение высших и низших растений на основе анализа их строения
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Сформирован
ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение отделов растений
1 неделя марта
Одноклеточные водоросли
Какое строение имеют одноклеточные водоросли?
Хлорелла. Хламидомонада. Хроматофор.
уметь объяснять строение одноклеточной водоросли
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
2 неделя марта
Многоклеточные водоросли
Какое строение имеют многоклеточные водоросли?
Ризоиды. Красные водоросли. Бурые водоросли. Ламинария.
иметь представление о многообразии многоклеточных водорослей
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
3 неделя марта
Лишайники
Почему лишайник называют организмом сфинксом?
Кустистые, листоватые и накипные лишайники
уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельности лишайника
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
4 неделя марта
Строение мхов
Чем отличаются мхи от водорослей?
Печеночные и листостебельные мхи. Сфагнум. Спора.
иметь представление об особенностях строения и многообразии мхов
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
1 неделя апреля
Размножение мхов
Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
Спорангий. Сперматозоид Яйцеклетка. Коробочка на ножке.
уметь отличать половое размножение мха от бесполого
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
2 неделя апреля
Плауны. Хвощи.
Что общего у плаунов и хвощей?
Плаун. Хвощ.
иметь представление об особенностях строения плаунов и хвощей
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: уметь работать в группах
ИКТ: уметь получать информацию из интернет ресурса
3 неделя апреля
Папоротникообразные
Чем особенны папоротники?
Вайи. Корневище. Сорус.
уметь объяснять строение папоротников
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: строить логическое рассуждение
К: осуществлять контроль и взаимоконтроль
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
4 неделя апреля
Строение голосеменных
Чем особенны семенные растения?
Высшие семенные растения. Семя. Фитонциды
уметь объяснять строение голосеменных растений
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
1 неделя мая
Многообразие голосеменных
Как отличить сосну от ели?
Лиственница. Туя. Пихта.
уметь отличать ель от сосны по морфологическим и экологическим признакам
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения
К: : осуществлять контроль и взаимоконтроль
2 неделя мая
Покрытосеменные или Цветковые
Почему цветковые растения преобладают на планете?
Покрытосеменные. Плод. Цветок.
уметь отличать цветковые растения от других отделов?
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации
Развитие растительного мира (4 ч)
3 неделя мая
Происхождение растений
Как ученые открыли картину исторической жизни растений?
Палеонтология. Палеоботаника Риниофиты.
иметь представление о методах палеоботаники
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: осуществлять поиск информации , используя учебник
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
4 неделя мая
Основные этапы развития растительного мира
Как изменялись растения на нашей планете?
Псилофиты. Семенные папоротники.
иметь представление о последовательном изменении растений на планете
Р: принимать решения в проблемной ситуации
П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
5 неделя мая
Обобщение по теме: Царство растений
Как усложняются цветковые растения по сравнения с мхами?
Повторение терминов
иметь представление об изменении строения растений при изменении условий обитания
Р: уметь устанавливать целевые приоритеты;
П: осуществлять сравнение разных организмов на основе анализа их строения;
К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
ИКТ: уметь получать информацию из презентации