Урок на тему Многообразие рыб

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Урок проведенен в 7А классе, учитель - Гатауллина Р.И.

Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Задачи: 1. Образовательные:

  • закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

  • работать с классификацией типа хордовые животные,

  • научиться узнавать изученных рыб,

  • уметь сравнивать особенности строения рыб,

  • уметь работать с учебником,

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

  • раскрыть относительный характер приспособленности,

  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование: таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

"Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды..."

Ф.И. Тютчев

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода - это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба - это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан , в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.



  1. Повторение.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб - почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой( используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes) - класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова - это наша цель на данном этапе, отростки позвонков - отряды и их особенности, а хвост - вывод или результат.

Урок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыб

Урок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыбУрок на тему Многообразие рыб

Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание : Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряды

Условия обитания

Особенности внешнего строения

Представители

Лососеобразные


Сельдеобразные


Карпообразные,


Осетрообразные


Окунеобразные


Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда ( Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело - позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные - характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные - гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора - костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

Урок на тему Многообразие рыб

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один - с реки Волги, а другой - из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

3.Закрепление.

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут - костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки ,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления - это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль - заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

5. Рефлексия.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна - улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание: прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд по теме: Рыбы (15 слов-заданий)

А закончить хочу урок оптимистическими словами:

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!

Золотая рыбка решила поделиться своими морскими богатствами с вами за вашу работу на уроке, решив повысить иммунитет полезной и богатой витаминами икрой красной. Она надеется, что вы будете беречь и приумножать богатства водные.

До свидания. Урок окончен.



© 2010-2022