• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения естественным дисциплинам

Статья Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения естественным дисциплинам

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения»

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения естественным дисциплинам.

(Учитель географии и биологии МБОУ г.Ульяновска «Вечерней (сменной) школы №7» Баканова Ольга Викторовна)

Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе предметов естественно-научной направленности.

В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Межпредметные связи служат углублению и систематизации знаний ученика, оказывает влияние на его эмоциональную сферу, активизирует его познавательную деятельность и развивает интерес к предметам.

Проблема межпредметных связей на уроках естественных дисциплин приобрела особую актуальность по ряду причин:

-в целях стимулирования положительного отношения к обучению географии и биологии, когда необходимо создавать такие ситуации, чтобы учащиеся сами могли познавать, делать выводы, давать оценку знаниям и предметам;

-позволяет расширить зону ближайшего развития;

-отсутствие достаточного количества методических рекомендаций по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах.

Хочется напомнить, что межпредметные связи - это связи между учебными предметами школьной программы, которые необходимы, чтобы повышать творчество ребят, поддерживать самостоятельность суждений, повышать культуру труда, развивать мышление.

Межпредметные связи делятся на виды:

1.Хронологические-репродуктивные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные)

2.Информационные - фактические, понятийные, теоретические.

Фактические межпредметные связи - это установление сходства факторов, использование общих факторов изучаемых по географии, биологии, химии, технологии и т.д. Например, на уроках технологии при изучении раздела «Материаловедение» в 5-6 классах учитель рассказывает о производстве хлопка, льна, шерсти; о производстве тканей; о центрах текстильной промышленности. Важно и целесообразно использовать эти факты и на уроках экономической географии России на теме «Легкая промышленность».

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов. Например, при изучении темы «Экономика России» даются такие понятия как экономика, хозяйство, средства производства, экономические системы, структура хозяйства, которые являются ведущими на уроках экономики.

Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.

Другие группы видов межпредметных связей: репродуктивные, поисковые, творческие; эпизодические, систематические; по объему - межцикловые, внутрицикловые.

Эффективное осуществление внутрипредметных и межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств:

-объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов предметов;

-формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, построение схемы отраслей производств в легкой промышленности) с учетом того, как он формировался учителем другого предмета;

-припоминание школьниками необходимого материала, который уже изучался по географии или другому предмету на основе специальных заданий подготовительного повторения;

-обучение приемам припоминания и самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием логических и графических схем, чертежей, карт и других наглядных пособий, а также интерактивных средств обучения;

-постановку учителем вопросов на припоминание главного содержания ранее изученного материала по другим предметам и курсам и его обобщения на основе вновь изучаемого материала (генерализация и интеграция знаний и способов практической деятельности);

-обобщение знаний на межпредметной основе путем составления тематических таблиц и схем;

-создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний из других предметов, стимулирующих мыслительную деятельность;

-проведение объединенных межпредметных уроков стимулирующих применение обобщенных знаний, в том числе теоретических, т.е. интегрированных уроков;

-систематическое привлечение старшеклассниками ранее усвоенных знаний по курсам географии, биологии, истории, математики, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, газет, журналов, телевидения, Интернета;

-проведение бесед на основе новых знаний и ранее полученных знаний учащихся для анализа и обобщения нового материала;

-использование визуальных средств обучения по предметам естественного цикла с целью обобщения и систематизации знаний; проведение киноуроков на межпредметной основе;

-проведение межпредметных тематических вечеров с докладами, сообщениями и презентациями учащихся по материалам различных предметов и курсов;

-проведение межпредметных экскурсий с последующим выполнением познавательных заданий и презентаций;

-проведение урока одновременно двумя учителями разных предметов (например, географии и физики, химии и биологии) с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала.

Таким образом учитель располагает достаточно большим выбором форм, методов и приемов реализации межпредметных связей. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержания учебного материала по изучаемому предмету. Успех в реализации межпредметных связей по предметам естественного цикла будет сопутствовать тем педагогическим коллективам, в которых достигается единство учебно-воспитательных действий учителей разных дисциплин на основе плодотворного сотрудничества (совместное планирование, взаимопосещение занятий и т.д.)

Реализация межпредметных связей на уроках географии.

Реализацию межпредметных связей на уроках географии целесообразно показать на конкретных примерах.

Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот порыв и пронести его через школьные годы.

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерения на карте и местности, определение площадей различных объектов, определение площадей географических объектов, глазомерная съемка плана местности невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний по физике. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

Для урока в 10 классе по теме «Экологические проблемы мира» предлагаются карточки - задания для разных специалистов, занимающихся одним регионом.

Карточки-задания для Карибского бассейна:

География.

По возможности укажите крупнейшие месторождения нефти в данном регионе. Почему именно здесь существуют нефтяные бассейны?

Осуществляется ли переработка нефти в данном регионе и почему? Какое значение имеют нефтедобыча и потребление нефти для экономического развития стран этого региона?

В какие страны и регионы экспортируется нефть из Карибского бассейна? Почему именно туда?

Химия.

Виды крекинга. Сравнить по составу и детонационной стойкости бензин прямой перегонки и крекинг-бензин? Как практически различить эти два сорта бензина? Написать уравнение крекинга и назвать вещества.

Экология.

Перечислить все возможные способы (кроме связанных с перевозкой нефти на танкерах и их аварий) попадания нефти в Мировой океан

Укажите основные пути решения проблемы нефтяного загрязнения акватории Мирового океана (кроме танкеров).

Можно ли на сегодняшний день рассматривать как альтернативный источник энергии по отношению к нефти приливную и геотермальную энергии и почему?

Итак, реализация межпредметных связей в курсе географии, да и по предметам естественного цикла в целом, помогает учащимся успешно овладевать знаниями по предметам, формировать современные представления о мире в динамике и взаимосвязях. Восприятие школьниками новых знаний связанных с различными областями наук на уроках географии и предметах естественных дисциплин усиливает эмоциональную сторону обучения, способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину и повышает интерес к изучаемому материалу.

© 2010-2022