- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс Экологические основы природопользования, 10-11 классы (профильный класс)
Элективный курс Экологические основы природопользования, 10-11 классы (профильный класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Завьялова М.Л. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
03-02
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Карасульская средняя общеобразовательная школа
п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
_________Зуева О.Г.
31.08.2015
ПРИНЯТО
Методическим Советом
Председатель____ З.А. Изулина
31.08.2015г. Протокол №2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Карасульская СОШ__________ Т.В. Гинтер
31.082015г. Приказ №65
Рабочая программа
элективного курса по предмету Биология
«Экологические основы природопользования»
10-11 класс на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель Завьялова Мария Леонидовна
п. Октябрьский
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по предмету Биология для 10-11 класса «Экологические основы природопользования» на основе приказа Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»), с учетом программы авторов: Суматохин С.В., Миркин Б.М., Наумова Л.Г Вентана-Граф, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс «Экологические основы природопользования» составлен на основе авторской программы. Предназначен для учащихся аграрно-технологического класса в рамках профильной подготовки.
Курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю в течение всего учебного года для учащихся 10-11 классов.
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, экологии в стабилизации отношений человек - природа. Элективный курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы. Идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Место предмета в учебном плане. Согласно базисному учебному плану в 2015-2016 учебному году МАОУ Карасульская СОШ на ступени среднего общего образования по биологии (профильный уровень) на изучение элективного курса «Экологические основы природопользования» отводится 1 ч в неделю в 10 классе и 1 ч в неделю в 11 классе (68 часов за 2 года).
Цель обучения: формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.
Задачи курса:
-
Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
-
Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
-
Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;
-
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы;
-
Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения
Общие принципы отбора материала программы:
-
актуальность, научность;
-
доступность для учащихся;
-
целостность, объективность, вариативность;
-
систематичность содержания;
-
практическая направленность
Основные методы и приемы изучения курса:
-
словесные методы: беседа, лекция;
-
практические работы и решение задач;
-
творческие задачи;
Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учителя).
В качестве критериев оценки эффективности данного курса можно рассматривать:
-
положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
-
развитость коммуникативных умений;
-
сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
-
умение работать в группах и индивидуально;
-
наличие культуры проведения презентаций и защиты проектов;
-
навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Учебно-методический комплект утверждён приказом директора МАОУ Карасульская СОШ от 29.0.2015 года №38/4:
-
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. «Экология» 10-11 кл. (профильный уровень), учебник. Вентана-Граф, 2012.
-
Программа элективного курса «Экологические основы природопользования» для 10-11 классов. Авторы Суматохин С.В., Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Вентана-Граф, 2012.
-
Федорос Е.И., Нечаева Г.А. «Экология в экспериментах» 10-11 кл., учебное пособие. Вентана-Граф, 2012.
-
Федорос Е.И., Нечаева Г.А. «Экология в экспериментах» 10-11 кл., методическое пособие. Вентана-Граф, 2012.
Тематический план
№
п/п
Раздел
Количество часов
В том числе
Теория
Практические
работы
Проектные работы
Итоговые
Тесты
Введение.
1
1
Особенности взаимодействия общества и природы.
7
5
2
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
15
11
4
Современное состояние и охрана природной среды.
25
16
2
7
Правовые вопросы природопользования.
3
3
Будущее человечества.
9
9
Обобщение и систематизация знаний по курсу.
3
1
2
Защита проектов с презентацией.
2
2
Итоговое тестирование.
3
3
Итого
68
46
10
9
3
Содержание курса
Введение (1 час).
Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании».
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов).
Тема 1.1. Человек и окружающая среда (4 часа)
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера - живая оболочка Земли. В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Ноосфера - новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 час)
Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы.
Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Тюменской области».
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов).
Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды (5 часов)
Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико-химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.
Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе.
Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека
(5 часов)
Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое).
Тема 2.3. Экологический мониторинг (5 часов)
Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Тюменской области. Биоиндикация.
Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды (25 часов).
Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов)
Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха в посёлке, Ишиме и Тюменской области. Меры по охране атмосферного воздуха.
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов (5 часов)
Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов в Тюменской области. Меры по охране водных ресурсов.
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (5 часов)
Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов в Тюменской области. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов.
Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира
(8 часов)
Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Тюменской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Краснокнижные виды животных и растений Тюменской области. Особо охраняемые природные территории.
Практическая работа №4: Составление карты - схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Тюменской области.
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (3 часа).
Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно - правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.
Раздел 5. Будущее человечества (9 часов).
Перспективы развития энергетики. Нетрадиционная энергетика. Энергосбережение. Ресурсосбережение. Уменьшение загрязнения окружающей среды. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Экология и национальная безопасность России.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа).
Математическое моделирование при решении экологических задач.
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.
Защита проектов с презентацией (2 часа)
Темы для проектов:
-
Экологические движения в России.
-
«Кто такие зеленые?»
-
Международные организации в области защиты природы
-
Экология и здоровье человека.
-
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
-
Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу
-
Экология человека и социальные проблемы.
-
Экологическая культура человека.
-
Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
-
Город - новая среда обитания человека и животных.
-
Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
Итоговое тестирование (3 часа)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного курса «Экологические основы природопользования» учащиеся 10-11 классов должны
знать:
-
основные этапы развития природопользования;
-
понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;
-
понятие биосфера и ноосфера;
-
основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды;
-
основные мутагенные и канцерогенные вещества;
-
особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-
влияние загрязнений природной среды на организм человека;
-
современную биологическую терминологию.
Уметь:
-
решать задачи разной сложности по экологии;
-
анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
грамотного оформления результатов биологических исследований;
-
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Список дополнительной литературы:
-
Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие - М.: Изд. Оникс, 2007.
-
Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. - М.: Аспект Пресс. 2008.
-
Колесников С.И Экологические основы природопользования. - М.: ИКЦ «МАРТ», 2005.
-
Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. - М.: АСАДЕМА, 2003.
-
Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр «Академия», 2000.
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.: изд.центр "Академия", 2006.
-
Мамонтов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 классы. - М «Школа - Пресс», 1996.
-
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.:1998.
-
Новиков Ю.В. Охрана природы. - М.: 1989.
-
Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. проф. школ /Н. Ф. Винокурова и др. - М.: Просвещение, 1995.
-
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. - М.: 1993.
-
Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: 1990.
-
Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: изд. центр "Академия", 2000.
-
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: изд. центр" Академия", 2004.
-
Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. - М.: Дрофа, 1999.
-
Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /Е.А. Крискунов и др. - М.: Дрофа, 1997.
График практических и проектных работ:
№ п/п
№ урока
Тема
Дата
Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Тюменской области».
Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе.
Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов.
Практическая работа №4: Составление карты - схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Тюменской области.
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Знать/уметь
Основные понятия и термины
Планируемая
Фактическая
10 класс
Введение (1 часа).
2.09
Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования.
Знать:
-основные этапы развития природопользования;
-понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.
Природопользование.
Глобальные проблемы современности.
Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов).
Тема: Человек и окружающая среда (4 часа)
9.09
Природная и социальная среда.
Знать:
-понятие биосфера и ноосфера;
-
современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять её;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Природная среда.
Социальная среда.
Биосфера. Живое вещество. Косное вещество. Биогенное вещество.
Ноосфера.
Экологический кризис. Экологическое мышление.
16.09
Биосфера - живая оболочка Земли.
23.09
Ноосфера - новое эволюционное состояние.
30.09
Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.
Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование (3 часа)
7.10
Природные ресурсы и их классификация.
Знать:
-природные ресурсы;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований.
Природные ресурсы:
возобновимые и невозобновимые.
14.10
Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Тюменской области».
21.10
Практическая работа №1: Составление карты «Природные ресурсы Тюменской области».
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (15 часов).
Тема: Загрязнение окружающей среды (5 часов).
11.11
Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях.
Знать:
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды;
-основные мутагенные и канцерогенные вещества;
-влияние загрязнений природной среды на организм человека;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Загрязнители. Глобальное загрязнение. Локальное загрязнение. Региональное загрязнение природной среды.
18.11
Классификация загрязнений.
25.11
Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их воздействие на здоровье человека.
02.12
Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе.
09.12
Практическая работа №2: Составление классификации загрязнений в своем регионе.
Тема: Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (5 часов).
16.12
Характеристика шумового загрязнения.
Знать:
-влияние загрязнений природной среды на организм человека;
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды: шумовое загрязнение, химическое загрязнение, физическое загрязнение, биологическое загрязнение;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Химическое загрязнение.
Физическое загрязнение: тепловое загрязнение, шумовое загрязнение.
ионизирующая радиация.
Биологическое загрязнение.
23.12
Характеристика теплового и электромагнитного загрязнения.
13.01
Химическое загрязнение ядохимикатами и тяжелыми металлами.
20.01
Загрязнение окружающей среды, фреонами и радиоактивными веществами.
27.01
Характеристика биологического загрязнения: биотическое, микробиологическое.
Тема: Экологический мониторинг (5 часов).
03.02
Экологический мониторинг: цели, объекты, методы.
Знать:
-понятия: экологический мониторинг;
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Инженерная экология.
Экологический мониторинг.
Моделирование.
Техногенное воздействие.
Экологическая экспертиза.
Проектирование.
Риск.
Биоиндикация.
10.02
Типы экологического мониторинга.
17.02
Экологический мониторинг в России и Тюменской области. Биоиндикация.
24.02
Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
02.03
Практическая работа №3: Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
Современное состояние и охрана природной среды (25 часов).
Тема: Современное состояние и охрана атмосферы (5 часов).
09.03
Значение, строение, состав атмосферы.
Знать:
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Естественное и искусственное загрязнение.
Фотохимический туман.
Озоновый слой Земли.
Аэрозольное загрязнение.
Смог.
16.03
Естественное и искусственное загрязнение атмосферы.
30.03
Состояние воздуха в посёлке, Ишиме и Тюменской области. Меры по охране атмосферного воздуха.
06.01
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
13.04
Проектная работа №1: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
Тема: Современное состояние и охрана водных ресурсов (6 часов).
20.04
Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Знать:
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Взвешенные частицы.
Тяжёлые металлы.
Пестициды.
Токсичные вещества. Очистка воды.
27.04
Экологические проблемы, связанные с водой.
04.05
Состояние водных ресурсов в Тюменской области. Меры по охране водных ресурсов.
11.05
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
18.05
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
25.05
Проектная работа №2: Современное состояние и охрана водных ресурсов.
11 класс
Тема: Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (6 часов)
1.09
Значение почвы, ее структура.
Знать:
-основные подходы к классификации загрязнения окружающей среды;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Гумус.
Механический состав почвы.
Эрозия почв.
8.09
Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву.
15.09
Состояние почвенных ресурсов в Тюменской области. Меры по охране почв.
22.09
Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
29.09
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов.
6.10
Проектная работа №3: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов.
Тема: Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (8 часов).
13.10
Лес как важнейший растительный ресурс.
Знать:
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Ярусы. Охраняемые виды. Красная книга. Заповедники.
Заказники.
Национальные парки.
20.10
Причины и последствия сокращения лесов.
03.11
Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Тюменской области.
10.11
Редкие и исчезающие виды растений и животных.
17.11
Краснокнижные виды животных и растений Тюменской области.
24.11
Особо охраняемые природные территории.
01.12
Практическая работа №4: Составление карты - схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Тюменской области.
08.12
Практическая работа №4: Составление карты - схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Тюменской области.
Правовые вопросы природопользования (3 часа).
15.12
Закон «Об охране окружающей природной среды».
Знать:
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Экологическое право.
Пакт. Декларация.
Регламентация. Устойчивое развитие социоэкосистем. Нормы поведения. Закон. Правовое государство. Экологическое образование. Экологическая ответственность.
22.12
Нормативно - правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
22.12
Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.
Раздел: Будущее человечества (9 часов).
12.01
Перспективы развития энергетики.
Знать:
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Нетрадиционная энергетика.
Устойчивое развитие.
Энерго- и ресурсосбережение.
Естественный прирост.
19.01
Нетрадиционная энергетика.
26.01
Энергосбережение.
02.02
Ресурсосбережение.
09.02
Уменьшение загрязнения окружающей среды.
16.02
Регулирование роста народонаселения.
01.03
Отказ от потребительского подхода.
15.03
Международное сотрудничество в охране окружающей среды.
29.03
Экология и национальная безопасность России.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа).
05.01
Математическое моделирование при решении экологических задач.
Знать:
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-решать задачи разной сложности по экологии;
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере.
12.04
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.
19.04
Практическая работа №5 «Решение экологических задач.
Защита проектов с презентацией (3 часа).
26.04
Защита проектов с презентацией.
Знать:
-современную биологическую терминологию.
Уметь:
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
03.05
Защита проектов с презентацией.
Итоговое тестирование (3 часа).
10.05
Итоговое тестирование по теме «Современное состояние и охрана природной среды».
Знать:
-понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;
-особенности человека нового типа, его отношение к природе;
-влияние загрязнений природной среды на организм человекаю
Уметь:
-решать задачи разной сложности по экологии;
-анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере.
17.05
Итоговое тестирование по теме «Правовые вопросы природопользования».
24.05
Итоговое тестирование по теме «Будущее человечества».
Приложение №1
Практические и проектные работы
-
№ п/п
Тема
Содержание
1
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Составить карту: «Природные ресурсы Тюменской области».
2
Загрязнение окружающей среды
Составить классификацию загрязнений в своем районе.
3
Экологический мониторинг
-
Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей среды;
-
Выявление степени загрязненности обследуемой территорию по видовому и количественному состоянию лишайников.
4
Современное состояние и охрана атмосферы
Состояние и охрана воздуха в посёлке, Ишиме и Тюменской области.
5
Современное состояние и охрана водных ресурсов
Современное состояние и охрана водных ресурсов Тюменской области.
6
Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов
Современное состояние и охрана почвенных ресурсов Тюменской области.
7
Охрана растительного и животного мира
Составить картосхему заповедников, заказников и национальных парков России и Тюменской области
-
7