- Преподавателю
- Биология
- Биология открытый урок на тему Витамины и их значение
Биология открытый урок на тему Витамины и их значение
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тугелова А.С. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
12. 03. 2016г.
Открытый урок на тему:
«Витамины и их значение. Авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз».
Цель урока: - познакомиться с понятием «витамины», рассмотреть их классификацию и значение для организма человека, формирование представлений о роли витаминов в жизни человека.
Задачи урока:
- познакомиться с историей открытия витаминов;
- выяснить причины витаминной недостаточности;
- изучить классификацию витаминов, нормы суточного потребления витаминов;
- определить источники витаминов в продуктах питания и правила сохранения витаминов в пище.
Тип урока: вводный
Форма занятия: индивидуальная, групповая
Методы обучения: активные и интерактивные
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тренировочные учебные тексты , таблицы, фотографии, портрет Лунина Николая Ивановича,
Ход урока
Ӏ Организационный момент. Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок на тему
«Витамины и их значение. Авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз».
Цель урока: - познакомиться с понятием «витамины», рассмотреть их классификацию и значение для организма человека
Этот урок мы проведем в виде конкурса, для этого мы объединим вас на 4 группы. Каждая группа будет соревноваться между группами.
Многоуважаемые жюри справедливо будут оценивать вас и в конце определим победителя. (победителей мы наградим грамотами -1,2,3 места).
(Объединяем учеников на 4 группы, для этого они берут из корзины буквы - «А, В, С, Д»).
Вы объединились по группам. А теперь пусть каждая группа выберут капитана команды.
Для повторение пройденных тем мы с вами поиграем в одну интересную игру.
1 Конкурс мы проведем в виде игры - «Горячий стул» (1 слайд)
Капитан команды каждой группы должен распределить 2 участников, чтобы участвовали в этом конкурсе. Один ученик сидит на стуле, 2 должен объяснить, описать, дать характеристику изображенному рисунку на слайде. (выходят по 2 раза - 8 слайдов).
ӀӀ Изучение нового материала.
Витамины (от лат. вита - жизнь) - особые органические вещества, жизненно необходимые для организма. Витамины присутствуют в пище в ничтожно малых количествах, но играют очень важную роль в процессах обмена, так как входят в состав многих ферментов. Они участвуют в синтезе ферментов. Большинство витаминов содержится в пищевых продуктах, некоторые синтезируются в организме. Для нормальной жизнедеятельности организма нужны около 20 витаминов. Если организм вообще не получает витаминов, человек погибает.
Витамины были открыты в 1880 г. русским врачом Никола́й Ива́нович Лу́ниным (1853 - 1937) - доктор медицины, российский и советский педиатр, автор учения о витаминах.
Н. И. Лунин взял две группы мышей. Одну кормил натуральным коровьим молоком, а другую - смесью белков, жиров, углеводов и минеральных солей, по составу и в соотношениях полностью соответствовавших коровьему молоку. Вся вторая группа мышей вскоре погибла, что позволило Николаю Ивановичу высказать соображение о содержании в молоке (как, впрочем, и любой другой пище) неизвестных, но необходимых для жизни веществ в крайне малых количествах. Таким образом Н. И. Лунин экспериментальным путем доказал, что жизнь животных возможна лишь тогда, когда в их пище кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей есть еще и витамины. Правда, сам термин «витамины» появился только в 1912 г. Суточная доза всех необходимых витаминов - около 180 - 200 мг.
Гиповитаминоз - это состояние организма, которое вызвано снижением количества одного или нескольких витаминов в организме. Проще говоря, это - витаминная недостаточность.
Авитаминоз - полное отсутствие или недостаток в организме витаминов.
Гипервитаминоз- избыток витаминов в организме. Чрезмерное употребление витаминов тоже вредно для организма, происходит его отравление витаминами - гипервитаминоз. Названия витаминов обозначаются заглавными латинскими буквами. Например, А, В, С, Д и т. д. Иногда рядом с буквами пишутся цифры. Эти цифры указывают на порядок открытия витаминов. Например, В1, В2, В6, В12 и т. д. Гиповитаминоз - заболевание, которое возникает при недостаточном поступлении витамина в организм.
Авитаминоз - заболевание, которое возникает при отсутствии витамина.
Гипервитаминоз - заболевание, которое возникает при избыточном поступлении витамина в организм.
Виды и группы витаминов. Все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относятся С, РР и витамины группы В. К жирорастворимым витаминам относятся А, Д, Е, К.
Жирорастворимые витамины необходимо употреблять вместе с веществами, которые содержат жиры: растительное масло или сметана. Жирорастворимые витамины выводятся из организма сложнее, чем водорастворимые. Поэтому важно соблюдать их суточную норму.
Жирорастворимые витамины. Витамин А (ретинол) необходим для роста и развития организма, обновления клеток кожи и волос, нормального зрения. Он улучшает зрение в сумерках и ночью. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается и шелушится, нарушается функция дыхательных путей и роговицы глаз. Человек начинает плохо видеть в сумерках, ночью. Это заболевание называется куриной слепотой.
Витамин А в большом количестве содержится в животных продуктах - в печени, сливочном масле молоке, яичном желтке, икре, рыбьем жире, моркови, шпинате.
Суточная доза витамина А - 1 - 2 мг.
Витамин Д (кальциеферол) - синтезируется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Регулирует обмен кальция в организме. При этом кости становятся крепкими. Недостаток витамина Д у детей вызывает заболевание рахит. У таких детей не правильно формируется скелет. Для предупреждения рахита маленьким детям необходимы солнечные ванны. Это способствует образованию витамина Д в коже.
В большом количестве витамина Д содержится в печени трески, в сельди атлантической, яйцах, молоке и. д. В растительных продуктах витамина Д нет.
Суточная потребность взрослого человека в витамине Д - 2,5 мкг, детей - 12, 5 мкг.
Витамин Е (токоферол) - недостаток этого витамина приводит к бесплодию и малокровию (анемии), нарушению зрения у детей, иногда к ожирению.
Суточная потребность - 10 - 20 мг. Витамин Е содержится в овощах, в проросших злаках, растительном масле, яйцах.
Витамин К (филлохинон) - недостаток этого витамина ведет к нарушению свертываемости крови и, как следствие, - к кровопотере.
Много витамина К в шпинате, крапиве, цветной капусте, тыкве, моркови и. т. д. Суточная потребность - 0,2 - 0,3 мг.
Водорастворимые витамины. Витамин С (аскорбиновая кислота)
Содержится в овощах, ягодах, черной смородине, петрушке, шиповнике, фруктах, квашенной капусте. Суточная доза - 60 - 100 мг. Повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеванием, улучшает усвояемость железа, укрепляет кости и зубы. При отсутствии витамина С развивается цинга, плохо заживают раны, кровоточат десна. При избытке витамина страдает печень и поджелудочная железа.
Витамин В 1 (тиамин) - При недостатке В1 развивается болезнь Бери-бери - нарушения в работе нервной системы, сопровождающиеся судорогами и параличом. Витамином В 1 богаты отруби риса, пшеницы, молочные продукты, яйца, фрукты.
Суточная потребность - 1,5 - 2,5 мг.
Витамин В 2 (рибофлавин) - в большом количестве содержится в дрожжах, пшеничных отрубях, бобах, мясе, молоке, яичном желтке. Суточная потребность - 2 - 2,5 мг.
При недостатке развиваются заболевания кожи и глаз.
В5 (РР), или никотиновая кислота или ниацин - регулирует обмен веществ, недостаток этого витамина вызывает общую слабость развитие пеллагры (дословно с итальянского - шершавая кожа). На коже появляются пузырьки и пятна.
Богаты ниацином продукты животного происхождения и дрожжи. Он входит в состав мяса, печени, яиц, черного хлеба, земляного ореха. Суточная потребность - 15 -20 мг.
Витамин В 6 (пиридоксин) в основном регулирует белковый обмен, обеспечивает правильный обмен веществ. Недостаток витамина В 6 вызывает анемию, дерматит и судороги.
Суточная потребность - 1,5 - 2 мг.
Витамин В 12 (цианкобаламин) необходим для кроветворения. Принимает участие в процессах кровообразования. При его недостатке развивается малокровие. Суточная потребность - 2 -3 мг. Витамином В 12 богаты печень, почки, рыба, яйца.
ӀӀӀ Закрепление
Для закрепления полученных знании давайте поиграем в игру «Наша пищевая тарелка» Из каждой команды прошу выйти по одному ученику, каждому из вас даются по одной тарелке с названием (А, В, С, Д). ВЫ должны выбрать из этих продуктов те продукты в состав которых входит этот витамин и наполнить тарелку пищей.
А - печени, сливочном масле, молоке, яичном желтке, икре, рыбьем жире, моркови, шпинате, молочных продуктах, яйце, рыбе.
В - рисе, пшенице, яйцах, молочных продуктах, мясе, бобах, рыбах, почке, печени, дрожжах, яичном желтке, яйце, молоке.
С - лимонах, черной смородине, шиповнике, квашеной капусте, яблоке, апельсине, клубнике.
Д - рыбьем жире, рыбах, яйцах, молоке, молочных продуктах, морской рыбе, морской капусте, сардинах, сельди, лососе, тунце, твороге, сыре.
Следующая игра «Светофор». Чтобы закрепить полученные знания по новой теме, я задам вам несколько вопросов, на которые каждая команда должна дать свой правильный ответ (да или нет). Я раздам каждой команде з цвета - красный - нет, зеленый - да, желтый - нет ответа.
-
Витамины особо органические вещества (да) зеленый.
-
Термин витамины появился в 1915 году (нет) красный
-
Гипервитаминоз -недостаток в организме витаминов (нет) красный
-
Витамины были открыты русским врачом Н. И. Лунин (да) зеленый
-
Суточная доза всех необходимых витаминов - около 180 - 200мг (да) зеленый
-
К водорастворимым витаминам относятся А, Д (нет) красный
-
К жирорастворимым витаминам относятся Е, К (да) зеленый
-
Гипервитаминоз - чрезмерное употребление витаминов (да) зеленый
Рефлексия «Смайлики»
Задание на дом §49
Итоги урока выставление оценок