Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛЕТКА

Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

Цель и задачи урока:

Цель: помочь учащимся сформировать знания о строении и функционировании основных компонентов клетки, обеспечить понимание мембранного характера организации клетки.

Задачи: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний, организовать деятельность учащихся по коррекции знаний. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения лицеистами комплекса уже полученных ими знаний. Создать мотивацию на дальнейшее изучение нового материала по предмету.

Для учащихся: сегодня мы с вами с помощью ИКТ сформируем и актуализируем знания о мембранных органоидах клетки, их строении и функциях, а также продемонстрируем на практике, как мы умеем применять свои знания по данному разделу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный центр, таблица «Строение растительной и животной клетки», оформление доски, дидактический материал (тест).

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ ЭТАПА

ЗАДАНИЕ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Организация урока

Подготовка кабинета к работе.

Опрос по пройденной теме

Проверка и оценка знаний.

1

тестирование

Органоиды клетки

Актуализация

Сообщение учащегося. Работа со схемой «Части клетки»

Изучение и закрепление нового материала

Одномембранные

Органоиды

2

Работа со схемой «Органоиды клетки»

Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов

Двухмембранные органоиды

3

Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов

Сравнение митохондрии и хлоропласта

4

Анализ таблицы и плакатов


Закрепление
Подведение итогов
Рефлексия

5

Устная работа со слайдами

ХКонспект урока по биологии 9 класс Органоиды клеткиод урока.

1. Организационный момент (1 минута).


  • Приветствие учащихся; готовность к уроку.

2. Опрос по пройденной теме.

Тест. (4 минуты)

1.К активному транспорту через плазмалемму не относится:

а. пиноцитоз;

б. фагоцитоз;

в. осмос;

г. натриево-калиевый насос.

2. Способность плазмалеммы пропускать одни вещества и не пропускать другие называется:

а. диффузией;

б. цитокинезом;

в. буферностью;

г. аутолизом.

3. Клеточная мембрана имеет двойной слой:

а. белков;

б. жиров;

в. фосфолипидов;

г. воска.

4. Гликокаликс выполняет функции:

а. распознавания и защиты;

б. транспорта;

в. всасывания;

г. опоры.

5. Диффузия мелких молекул осуществляется через:

а. белки;

б. фосфолипиды;

в. в основном через белки;

г. и через белки, и через фосфолипиды.

Взаимопроверка по ключу на доске (1-в;2-в;3-в;4-а;5-б).

3. Объяснение нового материала (26 минут).

3.1. Сообщение учащегося (о важности изучения клетки) (2 минуты),

(опережающее задание).

3.2. Клетка - основа жизни. Сегодня мы продолжим её изучение. Вспомните, из каких частей она состоит? ( на экране - схема)(2 минуты).

* Почему выделяют именно эти части?

* Почему в гиалоплазме так много воды?

3.3. О тех, кто обеспечивает эти важнейшие процессы жизнедеятельности в клетке и поговорим.

(тема урока, цели).

Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.


Существуют различные виды органоидов (схема на экране).

Сегодня мы поговорим о мембранных органоидах (4 минуты).

3.4. Вспомним наших давних знакомых, с которыми мы уже встречались в 6 и 9 классах. 3.4.1. Итак, одномембранные органоиды:

1.ЭПС. (сообщение учащегося; проектирование изображения органоида и основной информации о нём на экране).

* Почему ЭПС является одним из крупнейших органоидов клетки, занимая от 30 до 50% её объёма?

2.Комплекс Гольджи.

* В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени может быть развит комплекс Гольджи? С чем это связано?

* Верно ли, что комплекс Гольджи контролирует такие процессы как автолиз и автофагия? Каким образом?

3. Лизосомы.

* Почему иногда лизосомы кроме внутриклеточного пищеварения участвуют в процессах автофагии и автолиза?

3.4.2. Двумембранные органоиды.

1. Пластиды.

* Почему хлоропласт зелёный?

* В каких частях растений чаще всего можно встретить хромопласты и лейкопласты?

2. Митохондрии.

* Почему разрушение одной из мембран митохондрии грозит гибелью клетке?

* Где больше крист - в клетках мышц или в клетках кожи? Чем это можно объяснить?

3.5. Проанализируйте таблицу. Какие выводы из этого можно сделать?

Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

4. Закрепление (3 минуты).

4.1. Как называется органоид клетки, изображенный на рисунке, который представляет собой единый аппарат биосинтеза?


АКонспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки - аппарат Гольджи;

Б - митохондрия;

В - хлоропласт;

Г -эндоплазматическая сеть с рибосомами.



4.2. Какой буквой на рисунке обозначен органоид, в котором происходит образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света?

Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

4.3. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых сложные органические вещества под воздействием ферментов расщепляются до более простых с освобождением небольшого количества энергии?

Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

4.4. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых происходит взаимодействие триплетов иРНК и тРНК в процессе биосинтеза белка?

Конспект урока по биологии 9 класс Органоиды клетки

Самопроверка по ключу на доске (1-Г;2-А;3-Ж;4-А).

5. Подведение итогов урока (2 минуты).


  • Объявление отметок;

  • Домашнее задание (параграфы 8, 9 читать, заполнить таблицу).


Органоид

Особенности строения

Функции


6. Рефлексия (4 минуты). По методике «Приём Синквейна» (реакция на состоявшееся событие).

Я сейчас вас попрошу написать пятистишие, в котором:

1 строчка - существительное, которое хотим обозначить;

2 строчка - два прилагательных, характеризующих данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающих действие того существительного;

4 строчка - четыре слова, характеризующих сегодняшнее событие;

5 строчка - одно слово-возглас!!!

(учащиеся пытаются составить Синквейн, класс слушает несколько вариантов, а затем учитель знакомит их со своим вариантом рефлексии - Синквейном).

© 2010-2022