Лекция по биологии Биология-наука о жизни

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сабақ / Урок № 1

Сабақ жоспары / План урока

Пән /Дисциплина_ « Биология »_________________________________

Сабақтың такырыбы/Тема урока: «Биология - наука о жизни. Разделы биологии, их связь с другими науками »._________________________________________________________

Сабақтың мақсаты /Цель урока

1.Білімдік /Образовательная

Понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ____________

2.Дамытушылық /Развивающая

Развивать знание о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.____________

3. Тәрбиелік/Воспитательная

Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью, охране окружающей среды.__

Сабақтың түpi /Тип урока

1.Урок изучения нового материала 2.3акрепление и совершенствование знаний, умений и навыков З. Целевое применение знаний, умений и навыков 4.Обобщение и систематизация усвоенного материала 5.Комбинированный б.Урок учёта и оценки знаний и умений

___________________________________________________________________________________

Құрал-жабдықтар, көрнекі -кұралдар/ Оборудования, наглядные пособия

Плакаты___________________________________________________________________________

Әдіс-тәсілдер/ Методы

1.Словесный 2.Наглядный 3.Практический 4.Исследовательский 5.Репродуктивный 5.Частично-поисковый 7.Объяснительно-иллюстративный 8.Проблемный 9.Эвристический

Пән аралық байланыс /Межпредметные связи

Экология, анатомия, физиология, география, внутренние болезни._____________________

Сабақ барысы/Ход урока

Сабақ кезеңдері /Этапы урока

Т.Ұйымдастыру- мақсаттық кезең/ организационно-целевой этап

Проверка готовности аудитории к лекции, внешнего вида студентов, отметка отсутствующих на лекции. Создание эмоционального настроя на восприятие изучаемого материала_____________

I.Үй тапсырмасын тексеру /этап проверки домашнего задания

III Жаңа білімді меңгеру /Этапы усвоения новых знаний

1. Понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.

2. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ____________________________________________________________

IV. Жаңа білімді бекіту /этап закрепления новых знаний:

1. Дайте понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология._________________________________________________________________________

2. Дайте понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.______________________________________________________________________

V. Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру кезеңі/ этап информации о домашнем задании:

1.Учебник М.Гильманов «Общая биология» стр. 3-4__________________________________

VI. Рефлексивті бағалау кезеңі, сабақты қорытындылау/рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов урока:

Сегодня Вы ознакомились с понятием о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ______________________________________________________











Лекция № _1_


Тема:

«Биология - наука о жизни. Разделы биологии, их связь с другими науками ».

План лекции:

  1. ППонятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.

  2. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.

Биология - наука о живых организмах, их многообразии, строе­нии, развитии, значении и взаимосвязях с окружающей средой. В настоящее время на нашей планете насчитывается более 500 тыс. видов растений, около 2 млн. видов животных. Количество видов микроорганизмов еще больше, поскольку многие из них пока не описаны наукой. Развитие биологической науки шло по пути после­довательного упрощения предмета исследований. Так возникли многочисленные биологические дисциплины, направленные на изуче­ние структурно-функциональных особенностей определенных организмов.

Школьный курс биологии представляет собой совокупность раз­личных биологических дисциплин, которые преподаются в опреде­ленной последовательности.

В 6-9 классах учащиеся знакомятся с теми разделами биоло­гической науки, которые изучают строение и жизнедеятельность растительного, животного и человеческого организмов.

В 10-11 классах изучаются общие закономерности, присущие строению, функциям и развитию всех живых организмов. Большое внимание уделяется изучению основ цитологии - науки о клетке. Клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всех живых организмов. Более подробно рассматриваются вопросы, касающиеся наследственности и изменчивости организмов, т. е. основы генетики и связанной с ней селекции. Значительное место отводится также современным отраслям биологии, возникшим на стыке нескольких дисциплин, таким как молекулярная биология, биотехнология, генная и клеточная инженерия. Достижения этих наук имеют колоссальное значение в общественной и экономической сферах жизни человечества.

Биология изучает живые организмы на разных уровнях их органи­зации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биогеоценотическом и биосферном. При исследовании растений, животных и микроорганизмов выясняется удивительная особенность: строение и химический состав клеток, их образующих, сходны между собой. Тем самым подтверждается единство происхож­дения всех живых организмов, что является основной закономер­ностью науки о жизни. Вот почему строение, состав и функции клетки необходимо изучать особенно внимательно.

Каждый организм тесно связан с окружающей его внешней средой. Между ними происходит непрерывный обмен веществ и энергий, от чего зависит жизнедеятельность клетки и всего живого организма.

Одним из важнейших свойств организма является способность к саморегуляции, которая позволяет сохранять постоянство клеточного строения, химического состава и физических свойств (например, у теплокровных животных независимо от изменений внешней среды температура тела остается постоянной). Эти особенности позволяют передавать признаки и свойства живых организмов от родителей к потомству, из поколения в поколение. Но под воздействием условий внешней среды потомство может изменяться, приобретая новые при­знаки и качества, отличные от родительских. И тогда их изучает наука генетика. Одна из важнейших задач генетики на сегодняшний день - это использование во благо человека законов наследственности, внедрение научных открытий этой науки в народное хозяйство и в медицину.

Живая и неживая природа неразрывно связаны между собой. Обитатели земного шара образуют биосферу, которая вместе с неживой природой создает биогеоценоз (греч. bios - "жизнь", гео - "земля", koinos - "общий"), т. е. "жизнь на общей территории". Например, зеленые растения благодаря фотосинтезу выделяют кис­лород, который используется всеми другими живыми организмами. Из остатков живых организмов после их отмирания, из продуктов их жизнедеятельности образуются почва и горные породы.

Знание биологических законов помогает людям в раскрытии "тайн" живых организмов и окружающей их внешней среды, разумном освоении лесов, водоемов, полей, недр и других богатств.

Защита и умножение природных богатств имеют огромное значе­ние для будущего человечества. В нашей стране охрана природы рассматривается как важная государственная задача. Приняты зако­ны об охране природы, созданы заповедники для редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Защита и умножение богатств родной природы являются гражданским долгом каждого человека. Необходимо помнить слова нашего великого пред­ка Абу Насра аль-Фараби, приведенные в трактате "Книга мудрости": "Красота природы зависит от ее хозяина".

Знание общебиологических законов имеет неоценимое значение и в медицине. Для успешной борьбы с различными наследственными заболеваниями, и прежде всего с такими опасными для жизни людей, как онкологические, необходимо осуществление глубоких биологи­ческих исследований, изучение генетических механизмов их развития.

В последние годы на стыке биологии, химии и физики возникла и успешно развивается молекулярная биология, задачей которой является изучение процессов обмена веществ и энергии, происходящих в клетке на молекулярном уровне. В этой области уже есть ощутимые успехи, главные из которых - раскрытие механизма наследственности и расшифровка кода ДНК. Благодаря достижениям молекулярной биологии успешно развиваются генная инженерия и биотехнология. Есть все предпосылки для того, чтобы в будущем были открыты многие тайны живой природы. Ведь не случайно XXI век называют веком биологии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.

2. Дайте понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.

Используемая литература:

1.Учебник М.Гильманов «Общая биология» стр. 3-4


© 2010-2022