• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартный урок по биологии в 8 классе с элементами ЗОЖ «Необычное путешествие младших научных сотрудников НИИ по пищеварительной системе д. Леши-сторожа .»

Девиз урока:« Единственный путь, ведущий к знанию- это деятельность.»

(Джордж Бернард Шоу )

Форма урока :комбинированный, нетрадиционный.

Методы проведения урока: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Цель: закрепить знания учащихся по разделу «Пищеварение»

Структура урока:

1.Организационно-мотивационный этап ( взаимное приветствие, готовность к уроку, мотивация.)

2.Операционно-исполнительный этап

(вызов, реализация, диагностика, практическая часть, рефлексия.)

3.Домашнее задание (подготовить меню для моей семьи)

4.Итоги урока ( оценки учащимся)

Ожидаемые результаты :

1. Уровень ЗУМ -описывать этапы пищеварения, перечислять значение пищеварения ,уметь работать с рисунками и таблицами ;

2 . Интеллектуальный уровень- давать характеристику отделам пищеварения, устанавливать взаимосвязь между органами пищеварения и их функциями;

3. Творческий уровень- использовать лабораторную работу для доказательства предположений. Аргументировать собственную точку зрения о негативном воздействии табакокурения и алкоголя на пищеварительную систему.

Задачи :

Образовательная: обеспечить усвоение знаний учащихся о процессах пищеварения, обработке пищи, свойствах ферментов, регуляции пищеварения, строении и типах зубов;

Развивающая: сформировать у учащихся осмысления учебного и дополнительного материала, навыков частично-поисковой деятельности, умение применять полученные знания в собственной жизни, уметь работать в должном темпе.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету , к интеллектуальному труду, к навыкам демократического общения, уважительного отношения друг к другу, к собственному здоровью.

Ход урока:

1. Психологический настрой-3минуты

2. Понятийный диктант-3минуты

3.Вступление-2минуты

4.Выступления учащихся:

а)пищеварение в ротовой полости-3минуты

б ) язык-2минуты

5.Лабораторные исследования-5минут

6.Физминутка-3минуты

г )в желудке-2минуты

д ) в печени-2минуты

7.Установи соответствие-3минуты

е )в тонком кишечнике-3минуты

8 .Диагноз -3минуты

9.Игра « Три шляпы»-7минут

10.Домашнее задание- составить меню для семьи-2минуты

11.Итоги урока-оценки за урок-2минуты (подсчёт стикеров)

«5»-10

«4»-8

«3»-5

Итак, начинаем наши выступления. Цель, -провести анализ исследований, сравнить пищеварительные системы здорового и больного организма, поставить диагноз « д.Лёше» и написать историю его болезни.

1. Уважаемые коллеги!-психологический настрой

Минуточку внимания! Научные сотрудники нашего НИИ имени И. П. Павлова завершают своё необычайное путешествие-исследование по системе органов пищеварения человека, ведущего не совсем здоровый образ жизни,-этот человек сторож нашего НИИ дядя Лёша ,который любезно предоставил возможность путешествовать внутри своего организма. Правда для этого пришлось воспользоваться услугами знакомого мага Будьздоров, который уменьшил их в 500 раз. А сейчас они возвращаются со своими результатами исследований, чтобы поставить д.Лёше диагноз и помочь избавиться от пагубных привычек. А вот и они! Я им немного помогу.

Наверное вы с дороги устали? Давайте проведём психологический тренинг, который поможет настроиться на рабочий лад. У нас на столе корзинка с яблоками- символом здоровья, кладезь витаминов, источник энергии. Каждый из вас подходит и по очереди вручает яблоко своему товарищу с добрыми пожеланиями и тёплыми словами. Ведь не зря есть пословица- каждый день по яблоку и доктор не нужен! Вы тоже угощайтесь витаминами его болезни. Может быть после этого он более внимательно будет относиться к своему здоровью.

2.Биологический диктант

1. Снаружи зуб покрыт…….

2. Количество зубов у взрослого человека…….

3. Число резцов у человека……..

4. Формула зубов…..

5. Часть зуба, погружённая в десну…..

6. Кариес- это …….

7. Постоянные зубы появляются к ……

8. Позже всех вырастают зубы…….

9. Зубы помогают человеку……….

10. Вред зубам наносят……..

3.Органы пищеварения.

Для нормальной жизнедеятельности организма необходимы питательные вещества , содержащиеся в растительной и животной пище.

Пищеварение- это процесс физической и химической обработки пищи и превращение её в простые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.

К органам пищеварительной системы относятся следующие отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие, а также все железы и их секреты.(показать)

Совершая путешествие по организму сторожа дяди Лёши который всю свою жизнь вёл неправильный образ жизни, мы провели исследования его органов пищеварения и сделали много открытий и выводов и хотим их вам озвучить.

4.Ротовая полость.

Она образована спереди губами и щеками, сверху нёбом,а снизу языком. Кроме этого в ротовой полости находятся зубы, слюнные железы.

Что же мы увидели в ротовой полости у дяди Лёши? Пища плохо измельчается механически и не подготовлена к химической обработке в следующих отделах. Зубов у дяди Лёши совсем не 32, как у нас, а всего лишь27 и то все они больные, с жёлтым налётом, потому ,что он всю жизнь курил папиросы. Остальные зубы разрушены или начинают портиться. Также нами установлено, что содержание бактерий в его рту превышает всякую норму - в основном это кокки и бациллы ,вызывающие кишечные инфекции. Нужно сказать своему соседу, чтобы он поменьше курил, а лучше вообще бросил побыстрее!

Язык.

Язык- подвижный орган, покрытый слизистой оболочкой, в которой много сосудов и нервов.На слизистой оболочке языка есть сосочки, в которых находится много вкусовых рецепторов. Язык делится на зоны:1- корень,2- тело,3- кончик.

Корень языка воспринимает горький вкус,

Кончик языка- сладкий вкус, боковые поверхности- кислый и солёный вкусы.

Язык выполняет следующую работу- формирует пищевой комок помогает смачивать слюной и проталкивает пищу дальше,в глотку.

А что же мы видим у дяди Лёши? Здоровых вкусовых сосочков очень мало, потому что они плохо омываются кровью и совсем потеряли свою чувствительность к различным вкусам пищи, поэтому еда плохо обрабатывается слюной и плохо проталкивается в глотку.

Наверное поэтому во рту у него не происходит расщепление крахмала на глюкозу, как у здоровых людей -не пьющих и не курящих сигареты.

5.Лабораторный практикум

Тема: Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель работы: убедиться, что в слюне есть фермент птиалин, способный расщеплять крахмал.

Ход работы:

1.Смочить ватку на спичке слюной и написать в серединке бинта своё имя.

2.Зажать бинтик между ладонями на 2-3 минуты.

3.Опустить бинтик в раствор йода.

4.Наблюдать, как окрасился бинтик и почему.

5.Сделать вывод по результатам опыта.

Вывод по лабораторной работе: у всех мл.научных работников накрахмаленный бинтик от слюны и под воздействием йода окрасился в синий цвет, а слюна д.Лёши не расщепляет крахмал,поэтому бинтик не окрасился. А остался белым.

6.Физкультминутка.

Если согласны- то хлопайте, если не согласны - то поднимайте обе руки вверх.

Витамин С по другому называется аскорбиновая кислота? +

Болезнь бери-бери от нехватки витамина А. -

В рыбьем жире есть витамин Д. +

Витамины открыл И. П. Павлов. -

Витамины открыл Н. И. Лунин в 1881 году. +

Морковь, печень, томаты улучшают зрение. +

Больше всего витаминов в сырых овощах и фруктах. +

Витамины вызывают различные заболевания. -

Недостаток витаминов вызывает различные заболевания. +

Пищеварение в желудке

Перед тем, как попасть в желудок, пища проходит через глотку (11-13 см), а затем в пищевод ,представляющий собой мышечную трубку длиной около 25 см и открывающийся в желудок.

Желудок- это объёмистое расширение, лежащее в брюшной полости под диафрагмой и имеет форму груши или мешка ёмкостью примерно2-3 литра. Слизистая желудка имеет много складок для того ,чтобы желудок мог растягиваться при приёме пищи .Стенки желудка трёхслойные. В середине желудка находятся железы, выделяющие желудочный сок-пепсин, расщепляющий белки мяса и яиц. Для активного действия ферментов желудочного сока необходима температура пищи + 37*.

В зависимости от качества, пища может находиться в желудке от4 до11 часов. Кроме этого, в желудке есть соляная кислота, которая не только выполняет пищеварительную , но и защитную функцию . Выделение желудочного сока происходит не только рефлекторно, но и под действием нервной регуляции. Процессы сокоотделения изучал русский учёный Иван Петрович Павлов и за свои работы по физиологии пищеварения получил в 1904 году Нобелевскую премию. Когда же мы исследовали желудок дяди Лёши, то наблюдали много патологий,- так например, среда в желудке имеет пониженную кислотность, слизистая желудка разрушается ,- всё это может привести к заболеваниям- гастриту и даже язве желудка. Также понижена норма содержания в желудке пепсина, что тормозит процессу расщепления белков до аминокислот,а значит нарушен процесс их усвоения , что в свою очередь может привести к белковому голоданию и нарушению работы многих систем и органов.

Печень.

Печень- самая крупная железа. Её масса примерно 1500грамм. Она находится в правом подреберье. Печень вырабатывает желчь, которая собирается в желчном пузыре и открывает свои протоки в просвет двенадцатиперстной кишки. Кроме этого печень задерживает и обезвреживает многие ядовитые вещества( до 95%).В печени откладывается в запас углеводы в виде животного крахмала- гликогена.

Я долго искал в печени дяди Лёши желчь, но так и не нашел, потому что её там не было,- наверное ему уже давно сделали операцию по удалению желчного пузыря. И я подумал, если желчи нет , значит ему нужно соблюдать диету и питаться правильно , ну а курить вообще строго запрещается. Только вряд ли наш дядя Лёша всё это соблюдает. И печень он свою не бережёт! Вон как опухла от алкоголя и неправильного питания,- конечно, сколько на неё нагрузки навалилось страшно смотреть. Что- то мне курить не очень хочется, может спортом заняться! Пойду и почитаю о здоровом образе жизни, может быть ещё не поздно для нашего сторожа и для себя!

7.Установи соответствие:

1.Самая большая железа?

2.Орган, соединяющий глотку с желудком?

3.Самый широкий отдел пищеварительной системы?

4.Слепой отросток кишки?

5.Сколько пар слюнных желез находятся в желудке?

6.Где питательные вещества всасываются в кровь?

7.Где завершается процесс расщепления питательных веществ?

8.Где образуется пищевой комочек?

9.Где находится центр пищеварения?

10.Какая кислота находится в желудке?

Ответы:

1-рот, 2- желудок, 3- продолговатый мозг, 4- соляная кислота, 5-пищевод, 6- двенадцатиперстная кишка,7- тонкий кишечник,8-аппендикс,9-печень,10-3пары.

Пищеварение в тонком кишечнике.

Тонкий кишечник- самая длинная часть пищеварительного канала. Её длина составляет 5-6 метров и делится на три отдела: двенадцатиперстную, тощую, подвздошную. В двенадцатиперстную кишку (ее размер 25 см ) открываются протоки печени и поджелудочной железы .Сам тонкий кишечник выделяет большое количество кишечного сока из трубчатых желез и покрыт тонкими выростами- ворсинками. Их количество около 4 млн., а высота около 1мм. Их общая поверхность превышает поверхность тела человека в 2-3 раза. В центре ворсинок проходят кровеносные и лимфатические сосуды. Так как в двенадцатиперстной кишке завершаются процессы расщепления пищи и белки расщепляются до аминокислот, углеводы до глюкозы а жиры до глицерина и жирных кислот, то в тонком кишечнике идет процесс диффузного всасывания и за сутки всасывается до 10 литров жидкости. Нужно знать, что аминокислоты и глюкоза всасываются в сосуды крови, а глицерин и жирные кислоты- в лимфатические сосуды. Вода и минеральные соли всасываются также в кровь.

Когда же мы исследовали тонкий кишечник нашего сторожа, то ужаснулись,- во первых , не все продукты расщепились до конечных . Например, мы видели кусочки пищи: мясо, хлеб и т. д.Слизистая всех отделов тонкого кишечника так сильно раздражена никотином, что произошёл спазм сосудов крови, а ведь это способствует развитию язвы и рака, кроме этого, из-за неправильной работы органов пищеварения пища плохо переваривается и всасывается ворсинками .Эта картина нас очень расстроила,- ведь дядя Лёша уже не так молод и поэтому от неправильного пищеварения у него могут развиться заболевания и других органов, ведь они не получают необходимых питательных веществ , солей и воды. Нужно как можно быстрее показать ему результаты наших исследований и объяснить серьёзность ситуации,- ведь лечиться от пагубных привычек никогда не поздно!

8.Диагноз дяди Лёши по результатам исследований:

1.Отсутствуют вкусовые ощущения во рту;

2.Недостаточно работают слюнные железы и их ферменты;

3.Возникает опасность появления желудочно-кишечных инфекций из-за кариеса зубов;

4.Наблюдается заторможенность работы головного мозга и его отделов;

5.Появилось новообразование в пищеводе,- возможно опухоль;

6.Из-за повышенной кислотности почти в 2.5 раза появляются симптомы гастрита;

7.Возможна язва двенадцатиперстной кишки;

8.Нарушение работы поджелудочной железы;

9.Цирроз печени;

10.Дистрофия веса.

Диагноз: срочно в больницу на длительное лечение , вероятность выздоровления- 50%

9.Игра « Три шляпы»

а) красная шляпа - подготовить рассказ по теме в оригинальной форме.

б) зелёная шляпа - подготовить 10 терминов по теме.

в) чёрная шляпа - подготовить 10 негативных факторов по теме.

Время на подготовку- 7 минут.

10.Домашнее задание ( подготовить)

Меню для семьи:

1.Завтрак………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Обед……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3.Полдник………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Ужин…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

11.Итоги урока.подсчёт стикеров за активность и правильность ответов.



Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системеКонспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системеКонспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе

Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системеКонспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе


Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системеКонспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе


Конспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системеКонспект и презентация урока в 8 классе по биологии с элементами зож Необычное путешествие младших научных сотрудников НИи по пищеварительной системе





© 2010-2022