Разработка урока Функции белков

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Салмановская СШ

Урок биологии «Функции белков», 10 класс

Дата 22.10.15г. учитель Кузнецова Т.В.

Цель урока: используя знания о строении и свойствах белков, организовать деятельность по расширению представлений о функциях белков через творческую и исследовательскую деятельность.

Задачи

Образовательная:

Организовать деятельность по изучению белков, как природных полимерах, многообразие их функций во взаимосвязи со строением и свойствами.

Развивающие:

1. Способствовать развитию мышления учащихся и умений устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка.

2. Обеспечить развитие практических умения постановки цитологических опытов при установлении роли белков ферментов.

3. Развивать умение делать выводы на основе практических работ, развивать умение самостоятельно получать информацию из дополнительных информационных источников (информационная компетентность).

4.Развивать умение структурировать материал.

5. Формировать способность рефлексировать свою деятельность.

Воспитательная:

1. Воспитывать умение работать в группе

2.Воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении практических работ и записей в тетради.

Тип урока: комбинированный с использованием исследовательской деятельности.

Технологии: тестовая, ИКТ, проблемного обучения.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, исследовательский.

Оборудование: презентация «Функции белков», компьютер с мультимедийным проектором, лабораторное оборудование к исследованию по теме «Свойства и функции белка».

Методическое обеспечение:

  1. Раздаточный материал - текст «Белки»

  2. инструктивная карточка к лабораторной работе «свойства и функция белков»

  3. задание на установление соответствия между белками и их функциями

  4. Презентация Microsoft PowerPoint «Функции белков». Актуальность использования средств ИКТ

  5. Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.

Ход урока:

1.Организационное начало урока (приветствие, проверка готовности к работе, психологический настрой на урок)

Притча.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Эпиграфом нашего урока будут слова А. Эйнштейна «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы»

2.Мотивация

«Жизнь - это способ существования белковых тел» (Ф. Энгельс)

Ни одно вещество химики не изучали так долго, как белок прежде, чем удалось разгадать их строение. От первых шагов на пути познания состава белка до расшифровки структуры прошло более двухсот лет.

Любой биологический объект, начиная от вирусов и заканчивая человеком, состоит в основном из белков (в пересчете на сухое вещество), поэтому очень важно знать строение, свойства и функции этих соединений.

Теоретическая разминка:

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.
1). В состав белка входят следующие элементы___,___,____,___,____.

2). Белки - _______________,___________________ полимеры,

мономерами которых являются ____________________.

3). В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

4). Мономеры белка состоят из ___________,_________________.________________.

5). В состав всех мономеров белка входят___________,________________, а отличаются_______________.

(1. С, Н2, О2, N2, S.

2. высокомолекулярные, сложные , аминокислоты

3. 20, 8.

4. аминогруппа -NH2, карбоксильная группа -COOH, радикал.

5. аминогруппа -NH2, карбоксильная группа -COOH, радикал.)

Слайд: о чём вам говорят эти иллюстрации?

(На слайде представлены свойства белков, мы подготовили опыт)

Задания: Исследовательский этап исследования молока(денатурация)

Инструкции на столах (домашнее задание)

Перед вами молоко.

Внимание, вопрос.

  • - Как вы думаете, почему в школах детям дают молоко?

  • Сейчас мы обнаружим белок. Добавьте в стаканчики с молоком несколько капель уксусной кислоты.

  • - Что вы наблюдаете? Прокомментируйте наблюдаемое

  • - Можно из цельного молока сварить кашу? (да)

  • - А из молока после эксперимента? (нет)

  • - Могут ли денатурированные белки выполнять свои функции?

Могут ли денатурированные белки выполнять свой функции? (при нарушении природной структуры, нет)

3.Личностная значимость изучаемого материала.

В сутки человек должен обязательно употреблять 100 г белка, иначе разовьется белковое голодание.
Дефицит белка уменьшает устойчивость организма к инфекциям. Кроме того, белковая недостаточность часто сопровождается авитаминозом В12, А, Д, К и так далее, что также влияет на состояние здоровья.

Вопрос к учащимся: «Какой личностный смысл для каждого из Вас имеют эти факты?»

(Белок важнейший компонент для живых организмов. Белки выполняют разнообразные специфические функции в организме)

  1. Целеполагание

У вас на столах карточки с заданиями. Функции белков

Задание:
Установите соответствие между белками и их функциями

Функции белков


  1. Структурная

  2. Запасающая

  3. Защитная

  4. Двигательная

  5. Транспортная

  6. Ферментативная

  7. Регуляторная

Белки:

А. Кератин

Б. Гемоглобин В. Актин

Г. Антитела

Д. Каталаза Е. Инсулин

Ж. Альбумин

1

2

3

4

5

6

7



Почему Вы не можете выполнить данное задание? (ответ: не хватает знаний о функциях белков)

- Так какая же тема сегодняшнего урока? (функции белков).

Учащиеся ставят цели и задачи работы на данном уроке.

Изучить функции белков и их значение для живых организмов.

5.Актуализация знаний.

1.Работа со слайдами

6. Изучение нового материала

Свойства и функции белка определяются его структурой, строением и многообразием, поэтому даже малые его дефекты структуры имеют серьезные последствия.

Наследственное заболевание серповидно-клеточная анемия связано с тем, что при синтезе гемоглобина, состоящего приблизительно из 600 аминокислотных остатков, два из них заменяются на другие. Это приводит к нарушению функции гемоглобина: эритроциты больных приобретают серповидную форму и утрачивают способность к нормальному переносу кислорода

Это пример связи структуры и функции макромолекул.

Вам заранее было дано задание «Проанализировать информационные ресурсы сети-Интернет и составить несколько слайдов», Данная деятельность позволит нам выяснить функции белков

Результатом данной работы будет таблица, которую по ходу работы будем заполнять.

Функция

Сущность

Пример

Структурная

Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур

Коллаген, кератин

Регуляторная

Регулирование обмена веществ в организме

Некоторые гормоны - инсулин, глюкагон

Защитная

1. При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки.

2. Защита от потери крови при ранении в результате свертывания

Антитела

Фибриноген

Транспортная

Присоединение и перенос химических элементов по организму

Гемоглобин

Сократитель-ная

Осуществление всех типов движения

Актин, миозин

Запасающая

Резерв для организма, плода

Яичный альбумин, казеин молока.

Токсическая

Змеиный яд, дифтерийный токсин

Энергетичес-кая

Не основной, но источник энергии в клетке

Расщепление 1 г белка - 17 кДж

Сигнальная

Узнавание молекул мембраной клетки

Гликопротеины

Ферментативная или ката-литическая

Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке

Белки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин)

А, теперь вернёмся к решению задания на соответствие белков выполняемым функциям

Функции белков


  1. Структурная

  2. Запасающая

  3. Защитная

  4. Двигательная

  5. Транспортная

  6. Ферментативная

  7. Регуляторная

Белки:

А. Кератин

Б. Гемоглобин

В. Актин

Г. Антитела

Д. Каталаза

Е. Инсулин

Ж. Альбумин

1

2

3

4

5

6

7

А

Ж

Г

В

Б

Д

Е

С заданием справились.

Оценки в лист контроля.

Среди многочисленных функций белков особое место занимает ферментативная.

Наука о ферментах называется энзимологией, а ферменты - энзимами

Выражение И.П. Павлова «Не все белки - ферменты, но все ферменты белки» подчеркивают их химическую организацию.

А сейчас я предлагаю выполнить исследование на изучение особенностей действия ферментов. Каждая группа выполнит одно исследование и объяснит результат своей работы.

Исследовательское задание

Лабораторная работа

«Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма»

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умения проводить опыты и объяснять результаты работы.

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, штатив с пробирками, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса), пипетки, песок.

Ход работы:

1.Приготовьте четыре пробирки и поместите в первую пробирку - кусочек сырого картофеля, во вторую- кусочек варёного картофеля, в третью- кусочек сырого мяса, в четвёртую - кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани.

«Результаты исследования»

№ пробирки

Содержимое

Что делаю?

Что наблюдаю?

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№5


Ответьте на вопросы (устно):

  • В каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему?

  • Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

  • Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?

  • Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающую разложение пероксида водорода?

Ответ обоснуйте.

Сделайте вывод.

Группы учащихся отчитываются о выполнении задания.

7.Домашнее задание параграф, найти классификацию ферментов в Интернете. Белковые вещества Белки применение

Интернет-ресурсы:
biology.asvu.ru - все о биологии.
biodev.ru - все о биологии.

8. Рефлексия. Учащиеся выполняют задание, делают вывод

Вариант 1

А1.Структурным звеном белков являются:

А)

Амины

В)

Аминокислоты

Б)

Глюкоза

Г)

Нуклеотиды

А2. Образование спирали характеризует:

А)

Первичную структуру белка

В)

Третичную структуру белка

Б)

Вторичную структуру белка

Г)

Четвертичную структуру белка

А3. Действие каких факторов вызывает необратимую денатурацию белка?

А)

Взаимодействие с растворами солей свинца, железа, ртути

Б)

Воздействие на белок концентрированным раствором азотной кислоты

В)

Сильное нагревание

Г)

Все перечисленные факторы верны

А4. Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются:

А)

Гормонами

В)

Ферментами

Б)

Витаминами

Г)

Протеинами

А5. Белок гемоглобин выполняет следующую функцию:

А)

Каталитическую

В)

Строительную

Б)

Защитную

Г)

Транспортную

Часть Б

Б1. Соотнесите:

Тип белковой молекулы

Свойство

1)

Глобулярные белки

А)

Молекула свернута в клубок

2)

Фибриллярные белки

Б)

Не растворяются в воде

В)

В воде растворяются или образуют коллоидные растворы

Г)

Нитевидная структура

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

Больше всего меня заинтересовало ........

Теперь я буду знать.........

Сегодня я понял (а), что ...........



© 2010-2022