Развивающие задачи на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие задачи на уроках биологии.


Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип психологии. Этого требует от нас, учителей и ФГОС. Значит, цель деятельности учителя - развитие познавательных способностей обучающихся. Учитель не может самоустраниться и сказать: «Учись сам!». Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у детей веру в свои силы и способности. Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучающихся - длительный процесс. Для развития активной личности школьника очень важно приобретение самостоятельного опыта действования. Этот опыт приходит не сразу, а через освоение опыта других. Хотя в подражательной активности объективно заложены большие возможности развития личности школьника, тем не менее, задержка школьника на этом уровне не обеспечивает его дальнейшего продвижения в развитии. Задача учителя: помочь ребёнку осуществить его переход на уровень со значительным проявлением самостоятельности. И чем раньше школьник научится вести поиск самостоятельных путей решения, тем успешнее будет его учёба в школе.

Мечта любого родителя - успешность ребёнка в школе. Но очень часто родители, сами того не подозревая, неправильно мотивируют своё чадо. Это происходит тогда, когда с недоверием или с плохо скрываемой неприязнью относятся к учителю, школе, одноклассникам. Ведь познавательная задача охотнее принимается обучающимися, если подготовлена соответствующая почва - созданы положительное отношение к учебе, налажено взаимное доверие учителя и учащихся, подчёркивается расположение к учителю, его предмету, одноклассникам. Всё это мы сейчас называем: коммуникативные УУД. Если всё это есть важен следующий шаг: научить ребёнка, находясь в коллективе, знания добывать осмысленно и самостоятельно. И как бы вести учёт своим умениям: «Вот это я понял, это знаю, а вот это не получается…». Всё это хорошо в системе. В тоже время могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний является познавательный интерес. Есть много способов развития познавательного интереса на уроках биологии: игры, проблемное изложение материала, исследовательская и проектная деятельность, моделирование объектов, ситуаций, явлений, нестандартные формы проведения уроков.

Но мне бы хотелось обратить внимание на то, что учащиеся часто испытывают большие затруднения при формировании умения подводить частные явления под общее биологическое понятие, закон, теорию. Овладение умением обобщать обеспечивает возможность подходить осмысленно к любому факту, анализировать его и находить место в системе знаний, придавать фактам чёткую структуру, формулировать выводы. Этому можно научиться, если в процессе изучения биологии обнаруживать черты закономерности в рассматриваемых фактах, процессах (всеобщность свойств живого, изменчивость, наследственность, приспособленность); переход от частных выводов к общим развивает логическое и абстрактное мышление.

Ещё одна проблема: школьники правильно формулируют определения, но не могут их конкретизировать. Для обучения их этому умению следует систематически добиваться от учеников использования собственных примеров, распознавания общих закономерностей в конкретном, единичном. Важным показателем глубины осознанности знаний служит умение использовать знание в незнакомых ситуациях. Обучение говорить доказательно, аргументировано, использовать знания в новых ситуациях способствует решение задач прикладного, экологического и политехнического содержания, требующих от школьников интеллектуальных и практических действий. Биологические задачи широко применяю при изучении цитологических и генетических понятий.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений - болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое

значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

Задача 7. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.

Задача 8. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Задача 9. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию.

Задача 10. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать?

При проведении уроков биологии для активизации мыслительной деятельности использую и ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование.

1)Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы.

2)Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия. Как решить данную проблему?

3)Вы в случайной компании видите, что употребляют наркотики. Обозначьте проблемы, представьте пути их решения.

Таким образом, для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Литература

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.

2. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007

3.Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., "МарТ", 2006 г. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Ганич Л.Ю. М., 2000 г.

4. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004

5. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009

6.Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. "Биология в школе", № 1, 1999 г.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983 г.


© 2010-2022