Проектная деятельность учащихся во внеурочное время

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа»




Название работы:

«Проектная деятельность учащихся во внеурочное время»».





Руководитель: учитель биологии и экологии Калмыкова Елена Станиславовна



Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

2015г.


Содержание: Стр.

1.Проектная деятельность в школе. 3-8


  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИВИВКА 3



  1. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 3-4

  1. ШАГ ЗА ШАГОМ 4


  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ 4-5



  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-6



  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 6-7


  1. КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАЗВИВАЕТ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

У ШКОЛЬНИКОВ? 7-8


  1. ОДНАКО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 8


  1. КАК ЖЕ ИХ РАЗРЕШИТЬ? 8

2.Школа проектов - школа будущего! 8-29

2.1. ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ « ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКЙ МОНИТОРИНГ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ». 8-22

2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ». 23

2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БОЛЬШЕ КИСЛОРОДА!». 23-29

3.Заключение. 30

4. Литература. 31







  1. Проектная деятельность в школе.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий.

Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

  • общенаучную;

  • информационную;

  • познавательную;

  • коммуникативную;

  • ценностно-смысловую;

  • социальную;

  • стремления личностного самосовершенствования.



  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИВИВКА

Проект - это самостоятельная работа учащихся, осуществляемая с помощью педагога-руководителя (супервизора).

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьёзную трудность представлял поиск информации в условиях её дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных сведений. Такая своеобразная прививка делает учащихся устойчивыми к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.



  1. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.

Ученики основной школы обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформлении письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность

  • позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать проявления подросткового кризиса;


  • удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых;


  • удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом;


  • удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных;


  • позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести соцопрос, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать собственный продукт, которым смогут пользоваться другие.


  1. ШАГ ЗА ШАГОМ

Самым важным и трудным является постановка цели своей работы. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик видит задачи своей работы.

Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступить к работе.



  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Преимущества

Персональных проектов:

Групповых проектов

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,

  • у учащегося формируется чувство ответственности,

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе,

  • формирование у учащегося важнейших ОУН.

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.


ПРОЕКТЫ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.



  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.



  • Информационный проект - направлен на сбор информации, о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.



  • Творческий проект - предполагает максимально свободный выбор и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.



  • Ролевой проект.

ПРОЕКТЫ ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.



  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.



  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Одной из особенностей работы над проектом является само оценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах - это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению. Часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Серьёзные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

Замечательный опыт само презентации даёт ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент - 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жури, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации компьютерной презентации, видео- или аудио фрагментов и т.п. Необходимо также пригласить зрителей. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Всё это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

Поэтому должна быть разработана чёткая система критериев оценки проектов учащихся. С критериями оценки учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащимся.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ВЫГЛЯДИТ ТАК:



  • Обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения.

  • Полнота использования информации, разнообразие её источников.

  • Творческий и аналитический подход к работе.

  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.

  • Анализ процесса и результата работы.

  • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.

  • Качество проведения презентации.



  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

1.В корне меняются отношения «учитель - ученик»:


  • ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

  • ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;

  • ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

  • ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

  • ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

  • ученик субъект обучения - учитель партнер;

  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.


2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.


3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.


4.Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.


5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.


7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

  1. КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАЗВИВАЕТ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ?

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

  1. ОДНАКО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1.Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2.Дети - люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом. Но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3.Самая большая проблема для учителя - не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

4.Возрастает нагрузка на учителя.


  1. КАК ЖЕ ИХ РАЗРЕШИТЬ?

1.Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2.Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3.Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4.Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5.Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.


2. Школа проектов - школа будущего.

2.1. ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ « ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКЙ МОНИТОРИНГ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ».

Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления приобретает бедственный характер на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Загрязнение территории отходами приводит к потере ценных сельскохозяйственных угодий, сокращению зон рекреации, проникновению токсичных веществ в поверхностные и подземные воды, загрязнению атмосферы. Создается неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и соответственно, возникает угроза здоровью населения.

Анализ существующей системы обращения с твердыми малотоксичными отходами показывает, что наряду с ростом количества отходов, усложняется их состав, а это требует не только увеличения мощности существующих мусороперерабатывающих заводов, но и совершенствования технологии переработки твердых бытовых отходов (ТБО).

Важнейшим аспектом «Детского мониторинга твердых бытовых отходов» является формирование экологического мировоззрения и воспитания ответственности за чистоту, красоту и порядок в родном доме, дворе, городе, посёлке.

Необходим принципиально новый подход к решению проблемы снижения загрязнения среды. Важнейшим для решения этой проблемы является вопрос селективного сбора твердых бытовых отходов, так как обеспечивает их эффективную утилизацию. Наиболее целесообразным является решение этого вопроса непосредственно в жилищной сфере, и только чувство ответственности каждого гражданина может обеспечить наибольший положительный результат по селективному сбору отходов. Одновременно важным является вопрос чистоты территорий города, посёлка, который можно решить только при формировании соответствующего сознания, в том числе и у детей. Девиз «Детского мониторинга бытовых отходов» - «Сделаем наш город, посёлок чистым».

В основе проекта лежит уверенность в том, что повышение роли населения в организации процесса обращения с отходами и, постоянный контроль за этой сферой может быть достигнут за счет привлечения населения к домашнему мониторингу бытовых отходов.

Для определения перспективы развития сферы обращения с отходами необходимо иметь реальные данные об объемах и составе твердых бытовых отходов, образующихся в жилищно-коммунальной системе.

Привлечение школьников к исследованиям состава бытовых отходов, образующихся в их семьях, оценка реальных объемов и веса ТБО обеспечивает достоверность данных, используемых при принятии проектных и производственных решений.

Цель проекта:

Во-первых, работа проекта позволяет детям оценить существующее положение системы обращения с твердыми бытовыми отходами в городе и дать оценку рациональности природопользования, также донести до детей понимание необходимости внедрения принципа селективного сбора отдельных видов отходов.

Во-вторых, из общих объемов твердых бытовых отходов трудно выявить количество отходов от населения. Полученные данные по мониторингу помогут провести анализ и получить реальные цифры.

Можно проводить статистический учет отходов.

В-третьих, с помощью полученных данных можно также отслеживать сезонные изменения состава твердых бытовых отходов и проводить анализ морфологии отходов.

Какой эффект от проекта:


  • проект откроет возможности для разработки целого ряда направлений деятельности детей в решении вопросов по сбору, исследованию, технологиям переработки отходов.

  • проект направлен на привлечение внимания школьников и их родителей к проблеме обращения с отходами и необходимости улучшения санитарного состояния города.

  • определение фактических объемов отходов, образующихся в жилищно-коммунальной сфере, при организации их селективного сбора отходов, образующихся в жилищно-коммунальной сфере.

  • определение удельных показателей образования отходов города.

Методика проведения детского экологического мониторинга:

Общее руководство мониторингом осуществляет классный руководитель или преподаватель соответствующей (экологической) специализации.

Длительность проведения мониторинга - 1-2 месяца.

В течение месяца дети самостоятельно ведут дома учет накопленных твердых бытовых отходов, заполняя предложенную форму.

Взвешивание отходов производится непосредственно перед их удалением (выносом на контейнерную площадку).

Дополнительные баллы даются за «Дополнительные сведения» в анкете. Выполненные работы оформляются и передаются педагогу, ответственному за проведение мониторинга. По результатам проводится конкурс работ. Победители награждаются подарками, как руководители, так и дети.

Образец формы для заполнения:

ФИО ученика

Возраст лет.

Количество членов семьи, проживающих в одной квартире человек.

Емкость мусорного ведра (мешка, в который собираются отходы) литров.

Если отходы собираются в ведро, указать дополнительно вес пустого ведра.

Куда выносятся отходы

Дополнительные сведения *

Период проведения наблюдений (с какой даты по какую)

Обычная периодичность удаления отходов в течение месяца (отметить в таблице дни, в которые обычно выносится мусор):

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье














Ведомость измерений:

№ наблюдения

Дата

Вес ведра/мешка с отходами, кг

1

2

Примечание: * - любые дополнительные сведения, изложенные в свободной форме: описание, насколько чистый и убранный район, в котором живет ученик, как обустроена контейнерная площадка, собираются ли на ней крупногабаритные отходы, осуществляется ли селективный сбор (разные виды отходов - в разные контейнеры), как далеко находится контейнерная площадка от дома, выбрасывают ли люди мусор в неустановленных местах и т.д.

Ход проекта:

Понимая значимость проблемы бытового мусора, группа учащихся МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» под руководством учителя биологии и экологии (высшей квалификационной категории) Калмыковой Елены Станиславовны включилась в областной проект «Детский экологический мониторинг твёрдых бытовых отходов» при поддержке Общественного Экологического Совета при губернаторе Ленинградской области.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проект длился 2 месяца (один месяц - сбор информации, второй месяц - обработка информации и представление результатов).

Цель проекта:


  • доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей, проживающих на территории Волосовского района Ленинградской области.

Главные задачи достижения цели:


  1. Исследовать состав бытовых отходов, образующихся в семьях.

  2. Оценить реальные объёмы и вес твёрдых бытовых отходов, не только в семье, но и образующихся в жилищно-коммунальной системе.

  3. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.

Прежде чем включиться в проект, мы изучили историю утилизации бытового мусора.

В течение месяца каждый из участников проекта самостоятельно дома вёл учёт накопления твёрдых бытовых отходов, заполнял предложенные им дневники наблюдений, т.е. производил взвешивание отходов непосредственно перед их выносом на контейнерную площадку (отмечали их преобладающие фракции) и заносил результаты взвешивания в соответствующую таблицу.

Пример практико-ориентированного проекта учащейся МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» «Детский экологический мониторинг твёрдых бытовых отходов»:

Результаты

детского экологического мониторинга ученицы 8 класса

МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа

Волосовского района Ленинградской области.

ФИО ученика: Бойкова Татьяна Сергеевна.

Возраст: 14 лет.

Количество членов семьи, проживающих в одной квартире: 4 человека.

Ёмкость мусорного ведра (мешка, в который собираются отходы): 30 литров.

Куда выносятся отходы: в мусорные контейнеры п.Зимитицы Волосовского района.

Ход моего исследования.

Итоги проведённой работы в течение недели.

Я живу в пос.Зимитицы Волосовского района в пятиэтажном доме в трёхкомнатной квартире, вместе со мной проживают 4 человека.

В первые дни проекта я обратилась к главе сельского поселения п. Зимитицы, где и проводила исследование. Я задала несколько вопросов, относительно вывоза мусора, его уборки и получила следующую информацию:

  • - вывоз мусора в п. Зимитицы проходит в понедельник, среду, пятницу и субботу;

  • - вывозом мусора занимается открытая организация «Прав Спецтранс», которая вывозит мусор на специально оборудованный полигон, находящий недалеко от деревни Захонье.

Также я задала вопрос относительно общей свалки, которая находилась в 2 - 3 км от посёлка:

  • - оказывается, свалка была уничтожена (мусор вывезен и частично закопан в землю). Окружающая природа на месте свалки ещё не восстановилась.

1 неделя.

В течение недели - с 9 по 15 апреля, я выносила мусор на мусорную площадку вблизи дома, которая специально огорожена и оборудована пятью контейнерами. Селективный сбор на ней не производится.

Мусор выносился:

в понедельник - 0.9.0.4.2012 года. Вес = 1,5 кг;

в среду - 11.04.2012 года. Вес = 1 кг;

в субботу - 14.0.4.2012 года. Вес =2 кг.

В мусоре в течение первой недели преобладали: полиэтиленовые пакеты от различных продуктов питания, пластик.

Вблизи мусорной площади было много мусора. На контейнерах с мусором сидели кошки, собаки.

В течение неделе вывозили мусор из баков регулярно, но крупногабаритный мусор (диван, шкаф, доски и различные мешки больших размеров с мусором) пролежал целую неделю.

Неподалёку от мусорной площадки лежали рваные мусорные мешки.

Вес мусора за 1 неделю: 5,5кг

2 неделя:

В течение второй недели - с 16 по 22 апреля я также продолжала работу над проектом.

Я сделала снимки мусорной площадки, находящей недалеко от моего дома, а также несанкционированных свалок, которые располагались неподалёку от жилых домов.

Мусор был вынесен:

вторник: 17.04.2012 года. Вес = 2,5 кг;

четверг: 19.04.2012 года. Вес = 1 кг;

пятница: 20.04.2012 года. Вес = 3 кг;

воскресенье:22.04.2012 года. Вес = 3 кг.

На второй неделе моих наблюдений в мусоре преобладали отходы: бумага, пластик, жестяные банки и строительный мусор, отсутствовало стекло.

Появление строительных материалов связано с тем, что в квартире, где я проживаю, идёт ремонт косметический.

На этой неделе в посёлке стал сходить снег, на проталинах виден бытовой мусор.

Вес мусора за 2 неделю: 9,5кг

В течение второй недели я наблюдала, как вывозился мусор на свалку, и производилась уборка улиц.

Мусор вывозился регулярно, но крупногабаритный мусор вблизи мусорных площадок (всего их 2) не удалялся, причина этого не ясна.

3 неделя:

На третьей неделе с 23 по 29 апреля своих наблюдений я провела работу, связанную с изучением мест несанкционированных свалок. Таких свалок я обнаружила - 8. Свалки друг от друга на расстоянии 5 - 7 метров. На свалке обнаружены стеклянные, жестяные и пластиковые банки и бутылки, в большом количестве доски, тряпки, шины, резина, железо, а также мусорные мешки с мусором, рубероид, фанера, пластик. Весь этот мусор занимает довольно большое пространство. От свалки в сторону жилых домов идёт неприятный запах.

Мусор был вынесен:

понедельник:23.04.2012 года. Вес = 12 кг;

вторник: 24.04.2012 года. Вес = 4,6 кг;

среда: 25.04.2012 года. Вес = 5 кг;

пятница: 27.04.2012 года. Вес = 6,2 кг;

воскресенье:29.04.2012 года. Вес = 3.9 кг.

В мусоре преобладали: строительные материалы, дерево, пластик, банки от краски и штукатурки, стекло, пенопласт, бумага.

Вес мусора за 3 неделю: 31,7кг

В связи с тем, что в моей квартире идёт ремонт, вес мусора изменился, как и его состав.

Проводя наблюдение по вопросу нахождения в посёлке несанкционированных свалок, которые наносят большой вред окружающей среде, я предлагаю своё решение этой проблемы.

Основной проблемой считаю сортировку мусора и разработку технологического процесса его переработки: для получения удобрений, бумаги, металла, стекла, пластика и одежды, так как сжигание и вывоз ТБО приводит к загрязнению окружающей среды.

4 неделя:

На четвёртой неделе наблюдений с 30 апреля по 6 мая я провела социологический опрос жителей посёлка, предложив им следующие вопросы:

1 вопрос: Устраивает ли их вывоз мусора фирмой «Прав Спецтранс»?

2 вопрос: Устраивает ли вас санитарное состояние посёлка?

3 вопрос: Довольны ли они тем, как осуществляема уборка придомовых территорий?

4вопрос: Примите ли вы участие в субботнике по уборке территории?

Результаты соцопроса:

На 1 вопрос положительно ответило 99%, отрицательно 1%;

На 2 вопрос положительно ответило 20%, отрицательно 80%;

На 3 вопрос положительно ответило 89%, отрицательно11%;

На 4 вопрос положительно ответило 5%, отрицательно 95% .

Явка жителей посёлка на субботник была слишком низкой. В основном, это были школьники, учителя, работники сельского поселения и ЖКХ.

Мусор был вынесен:

понедельник - 30.0.4.2012 года. Вес = 3кг;

среда: 02.05.2012 года. Вес = 1 кг;

пятница: 04.0.5.2012 года. Вес = 2,3кг;

воскресенье:0.6.0.5.2012 года. Вес = 4 кг.

В мусоре преобладали: пластик, жестяные банки, бумага, отсутствовало стекло.

Вес мусора за 4 неделю: 10,3кг.

После субботника наш посёлок выглядел ухоженным, чистым, но за посёлком так и остаются «ожерелья» несанкционированных свалок.

Вес мусора за 4 недели: 57 кг

Обычная периодичность удаления отходов в течение месяца:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

1 неделя

+

-

+

-

-

+

-

2 неделя

-

+

-

+

+

-

+

3 неделя

+

+

+

-

+

-

+

4 неделя

+

-

+

-

+

-

+

Выводы: из табличных данных следует, что

  • мусор мною выносился на контейнерную площадку в основном в понедельник, среду, пятницу и воскресение;

  • масса мусора, вынесенного мною за 30 дней, составила 57 кг;

  • в бытовых отходах преобладали чаще всего пластик, жестяные банки, бумага и строительный мусор;

  • мусор с контейнерных площадок вывозится один раз в три дня;

  • участие населения в субботниках по уборке бытового мусора очень низкое.

Мои предложения по данной проблеме:

  1. Осуществление селективного сбора мусора на мусорных площадках.

  2. Разработка и введение технологического процесса по его переработке (в районных центрах).

  3. Административное взыскание за нарушение чистоты.

  4. Создание отрядов - добровольцев, которые осуществляли бы контроль за чистотой в населённых пунктах.

Фотоотчёт по проекту:

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Контейнерная площадка в п.Зимитицы

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Крупногабаритный мусор на контейнерной площадке п.Зимитицы

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время. Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

«Ожерелья» несанкционированных свалок

в окрестностях посёлка Зимитицы и за его пределами

Мониторинг бытовых отходов учащимися проводился также и в других посёлках Волосовского района: посёлке Сельцо, деревне Сельцо и посёлке Жилгородок.

Ребята описывали, насколько чистый и убранный район, в котором живут, как обустроена контейнерная площадка, собираются ли на ней крупногабаритные отходы, осуществляется ли селективный сбор (разные виды отходов - в разные контейнеры), как далеко находится контейнерная площадка от дома….

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Путь до контейнерной площадки в посёлке Сельцо

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Контейнерная площадка в посёлке Сельцо

Контейнерная площадка в посёлке Жилгородок


Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

выбрасывают ли люди мусор в неустановленных местах…

Несанкционированные свалки в окрестностях посёлка СельцоПроектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

«Свалка» на автобусной остановке посёлка Сельцо

Несвоевременный вывоз крупногабаритного мусора

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Неблагоприятная

экологическая обстановка в лесу вблизи посёлка Жилгородок



Сказывается недостаточная экологическая культура населения. Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг посёлков растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью.

Участники проекта вели также наблюдения за утилизацией бытового мусора:

Сжигание свалок

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Участниками проекта было выяснено, что вывозом мусора в Волосовском районе занимается открытая организация «Прав Спецтранс», которая вывозит мусор на специально оборудованные полигоны, находящиеся недалеко от посёлков и деревень. Со временем свалки уничтожаются путём сжигания и частичного закапывания в землю.

Наша эколого-краеведческая школа живёт под девизом: «Сделаем наш посёлок чистым!» Традиционно проводим акции по уборке близлежащих территорий, экологические чистки старинного парка в посёлке Сельцо, экологические десанты по очистке берегов памятника природы Урочище Донцо, творчески подходим к оформлению пришкольной территории, ведём лесопосадки.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.




Зелёные уголки родной школы





Экологическая чистка берегов памятника природы Урочища ДонцоПроектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Весенняя уборка старинного парка в посёлке Сельцо


Результаты исследования побудили нас организовать практическую работу в следующих направлениях:

1.Просветительская работа, затрагивающая вопросы нравственного экологического воспитания подрастающего поколения (классные часы среди учащихся школы, акции по уборке близлежащих территорий, экологические чистки парка, экологические десанты в Урочище Донцо, творческое оформление пришкольной территории, лесопосадки).

2.Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей».

Наша школа приняла участие в областном слёте трудовых отрядов в центре дополнительного образования «Ладога» в номинации «Костюмы из бытовых отходов»:


Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Платье из стальной проволоки (проволока окрашена), цветы из бумаги (упаковки от букетов цветов).

Итак, целью нашей работы было: доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей учеников нашей школы. Мы рассмотрели понятие ТБО, основные варианты обращения с ними (захоронение, сжигание, сортировка и переработка). Разобрали возможные способы утилизации мусора и реализации их на практике.

В практической части проанализировали собранный мусор в течение месяца в семьях наших участников проекта. Результаты исследования подтвердили высказанную гипотезу ученых, что в последнее время доля не разлагаемых отходов превышает долю разлагаемых естественным путем. По результатам исследований определили направления практической деятельности.

27 сентября 2012 года в актовом зале Дворца труда состоялось подведение итогов областного проекта «Детский экологический мониторинг отходов». Команда учащихся подготовила мультимедийную презентацию о результатах и особенностях работы над проектом и успешно его представила.

Команда МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» (руководитель проекта - Калмыкова Е.С.) награждена Дипломом I степени областного тура проекта «Детский экологический мониторинг отходов».

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

22 октября в 2014 года Бойкова Татьяна - участница проекта ««Детский экологический мониторинг отходов», приняла участие в Областном конкурсе исследовательских работ в области биологии и экологии в ГБОУ ДОД «Ленинградский областной центр развития дополнительного образования детей «Ладога».

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Защита проекта «Детский экологический мониторинг отходов».

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Бойкова Татьяна - участник проекта

25 марта 2015 года Кочерыгин Роман - участник проекта «Детский экологический мониторинг отходов», принял участие в Межрегиональной конференции «Экологическое образование в средней школе», которая проходила в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» и был награжден Дипломом III степени.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Кочерыгин Роман - участник проекта «Детский экологический мониторинг отходов».

21 мая 2015 года учитель биологии МОУ «Сельцовская СОШ» Калмыкова Елена Станиславовна выступила с докладом на Межрегиональной научно-практической конференции проекта дистанционного экологического просвещения «Знай и люби свой край» в «Русском географическом обществе».




Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.


Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

2.2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ».

С 2013 года наша школа стала участником регионального дистанционного экологического проекта «Исследователь природы».

Авторами проекта являются: Балтийская Экологическая Экспедиция и Координационный центр развития экологического образования в Ленинградской области.

Темы исследований были самые разнообразные. Руководителем проекта «Изучение адаптаций хвойных растений к зиме» является учитель биологии и экологии Калмыкова Е.С.

Пример исследовательского проекта учащихся МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» «Изучение адаптаций хвойных растений к зиме»:

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

2.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БОЛЬШЕ КИСЛОРОДА!».

Школьники 7-11 классов МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» весной 2011 года, под руководством учителя биологии и экологии высшей квалификационной категории Калмыковой Елены Станиславовны, включились в экологический проект по организации питомников при учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области «БОЛЬШЕ КИСЛОРОДА».

Проводила экологическую программу Межрегиональная общественная экологическая организация «ЭКА» при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Министерства образования и науки РФ, Общественной палаты РФ, губернатора Ленинградской области, финансового партнёра ОАО «Фаберлик» и Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

Актуальность реализации программы связана со стремительным ростом негативных тенденций в сфере экологии. Так, при норме в 22% среднее содержание кислорода в воздухе в крупных городах России - 17%, ежегодно от лесных пожаров в России гибнет 1-2 млн.гектаров леса, в системе среднего образования фактически отсутствуют программы, прививающие детям экологические ценности.

Цели:

  • улучшение экологической ситуации в регионе путём высадки деревьев;

  • формирование экологического сознания учащихся;

  • привлечение внимания широкой общественности к экологическим проблемам региона.

Задачи:


  1. Организовать практические мероприятия по созданию школьных питомников при учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, высадке в каждом из них порядка 500-1000 саженцев, а также последующей высадке подросших саженцев в пригодные для этого земли.

  2. Организовать информационную поддержку проведения программы «Больше кислорода».

  3. Провести просветительские мероприятия в учебных заведениях, при которых будут созданы питомники.

Организаторы и участники программы:


  • организатор - региональное отделение МЭОО «ЭКА» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

  • участники - учебные заведения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Условия проекта:


  • Участникам проекта предложено организовать питомники для высадки саженцев сроком на 2-3 года.

  • Оформить пришкольный питомник.

  • Провести лекцию по экологии леса активистами МЭОО «ЭКА».

  • Учителю биологии провести Всероссийский урок экологии в рамках пятого Невского международного экологического конгресса в Санкт-Петербурге (17-18 мая 2012 года) по материалам расположенным на сайте: ekobiocenter.ru.

  • Мероприятия по посадке осуществить в двухдневный срок (в зависимости о даты поставки саженцев) во внеурочное время в апреле-мае 2011 года.

  • В рамках реализации второго этапа программы (2013-2014 год) предполагается пересадка подросших саженцев из питомника в пригодные для этой цели земли.

Оргкомитет проекта «Больше кислорода!» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области:


  • Проводил работу по реализации первого этапа программы «Больше кислорода!»

  • Оказывал техническую поддержку при подведении итогов реализации программы.

  • Отслеживал поставки и организовал доставку саженцев в учебные заведения.

Организаторы-партнёры проекта ««Больше кислорода!»:


  • Обеспечили организационную и материальную поддержку во время проведения данной программы.

  • Участвовали в награждении победителей.

Ход проекта:

Первый этап программы прошёл в мае 2011 года, где приняли участие учащиеся школы 7-11 классов и педагоги.

Было определено место на пришкольном учебно-опытном участке для питомника (две делянки размером 5х10 м каждая) и с соблюдением технологии создания пришкольного питомника по выращиванию древесных растений высажено 1000 штук саженцев древесных растений (ели, сосны, кедры). Таким образом, на каждой делянке размером 5х10 м разместилось по 500 сеянцев древесных растений.

Самостоятельно учащимися была организована закладка питомника по выращиванию лиственных пород растений: лип и клёнов - в количестве 200 штук.

Пример практико-ориентированного проекта учащихся МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа» «Больше кислорода!»:



  1. Разбивка участка:

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Участок 5х10 м, общее количество саженцев 500 штук.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Подготовка почвы к посадке саженцев

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Создаём борозду под посев


  • Разбиваем участок на 5 грядок (по 1 м шириной). На гряде отмечаем при помощи верёвки и колышков две линии посадки.

  • Вдоль линии посадок выкапываем борозды.

  • Глубина борозды должна соответствовать длине корня растения (в среднем 20-30 см).


  1. Определяем место посадки саженцев:

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Саженцы ели

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.


Распределяем сеянцы вдоль борозд под углом.

  • Сохраняем интервал между сеянцами не менее 10-15 см.

  • Поливаем бороздки.



  1. Прикапываем саженцы:


Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.






  • Ставим сеянцы вертикально и прикапываем их землёй от бороздки.

  • Таким образом, на грядке разместились 100 саженцев (2 бороздки по 50 штук).

  • Землю вокруг сеянцев нужно уплотнить, чтобы они сохранили вертикальное положение.



Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.



  1. Результат посадок:



Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.



Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

Таким образом, на участке размером 5х10 м, разместилось 500 сеянцев древесных растений.


В течение весны, лета и осени учащиеся ухаживали за растущими деревьями (рыхлили, пололи, поливали, проводили подкормку).

Старшие школьники под руководством учителя биологии и экологии Калмыковой Елены Станиславовны провели с учащимися школы курс лекций в поддержку проведения программы «Больше кислорода!».

По завершению первого этапа программы был подготовлен фотоотчёт, выделены ЭКА - лидеры школы, они получили дипломы и памятные сувениры от генерального спонсора программы - компании «Фаберлик», а также им были вручены сертификаты участия в программе.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

В рамках реализации второго этапа программы (2013-2014 годы - весна) предполагается пересадка подросших саженцев из питомника в пригодные для этой цели земли:


  • для восстановления старинных усадебных парков п.Сельцо;

  • для восстановления зелёных насаждений в имении Лагранжей в урочище Донцо Пятая Гора;

  • для восстановления въездной аллеи бывшего имения корфов в п.Сельцо;

  • для благоустройства школьной территории;

  • для проведения экологической обсадки Таллинского шоссе (в черте п.Сельцо).

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.Проектная деятельность учащихся во внеурочное время.

2014г. - Восстановительные посадки в старинном усадебном парке п. Сельцо.


Надеемся, что принимая участие в программе «Больше кислорода!», мы внесём свой вклад в сохранение и улучшение окружающей среды.

Ты, человек, люби природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.



3.Заключение.

Итогом проектной деятельности является участие моих учеников в конкурсах проектов, научно-практических конференциях муниципального, регионального и федерального уровней. Данные работы заняли призовые места, обучающиеся получили грамоты.

В ходе работы над проектами происходит развитие следующих исследовательских умений:

  • понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса,

  • формулирование и обоснование гипотезы,

  • определение задач исследования,

  • отбор и анализ литературных данных,

  • проведение эксперимента или наблюдения,

  • фиксирование и обработка результатов,

  • формулирование выводов,

  • оформление отчета о выполнении исследования,

  • развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к проектам, учитываю их интересы. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно - значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Проектная деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Исследовательские проекты считаю высшей ступенью проектной деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретая навыки практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.

Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, корректируем наблюдения, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения. Ученики работают с огромным объемом информации по теме (отбирают, анализируют и применяют в работе).

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

  • планировать работу;

  • письменно и устно представлять результаты своей работы;

  • защищать и отстаивать свою точку зрения;

  • отвечать за результаты работы;

  • оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителю сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

За время организации и проведения проектной и исследовательской работы с учащимися я убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных и муниципальных олимпиад, конкурсов, многие из которых поступают в ВУЗы на факультеты естественно-научного профиля.


4.Литература:

Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.



© 2010-2022