- Преподавателю
- Биология
- Рабочия программа Опыление и оплодотворение. doc
Рабочия программа Опыление и оплодотворение. doc
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аметка Ш.С. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип урока: усвоение новых знаний и знаний о способах деятельности.
Цель: продолжить формирование знаний о размножении и оплодотворении, изучить понятие «опыление»; познакомиться со способами опыления и особенностями приспособления цветков к нему, выяснить его биологическую сущность и практическое значение; подвести к выводу о том, что оплодотворение - второе обязательное условие образования плодов и семян; выяснить биологическую сущность двойного оплодотворения и его биологическое значение.
Базовые понятия: опыление, перекрестное и самоопыление, естественное и искусственное опыление, оплодотворение, двойное оплодотворение, семенной зачаток, зигота, зародыш, эндосперм, плод семя, семенная кожура, триплоидная клетка. Методы: словесные-объяснение, рассказ, беседа; наглядные-иллюстрация, демонстрация таблиц, моделей цветков, гербариев, натуральных объектов, видеоролика «Опыление и оплодотворение».
Методические приемы: логические - сравнение разных видов опыления, создание проблемной ситуации, самостоятельный анализ текста, работа с иллюстрациями, составление схем, таблиц; формулировка вывода о значении опыления, оплодотворения и семенного размножения в природе и жизни человека; организационные - организация работы с тетрадью; технические - работа с наглядными пособиями, видеороликом; методы активизации учебно-познавательной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать особенности строения цветков, опыляемых различными способами, виды опыления, процесс двойного оплодотворения и его биологическое значение.
Метапредметные: развивать умение работать с различными источниками информации - учебником, электронным приложением к учебнику; классифицировать и обобщать, делать выводы, умозаключения;
Личностные: мотивация учебной деятельности, ценностная ориентация, самообразование.
Оборудование: телевизор, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблицы: «Двойное оплодотворение у цветковых растений»
Формы обучения: фронтальные, парные.
Основной учебник: Биология. Живой организм: учебник для 5-6 класса общеобразовательных школ. Л.Н.Сухоруков и др. - 3 издание., переработ.- М.: «Просвещение», 2014. - 144 .
-
Организационный момент.
Учитель. Добрый день! Я рад видеть вас на сегодняшнем уроке, Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
-
Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний. Биологический диктант.
-
Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя.
-
Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в разные цвета.
-
Венчик, лепестки которого срастаются между собой.
-
Венчик, как правило, окружён окрашенной в зелёный цвет ….
-
Совокупность чашечки и венчика цветка.
-
Если у цветка присутствуют и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют …
-
Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют ….
-
Женский орган у покрытосеменных растений.
-
Мужской генеративный орган цветка.
-
Часть стебля, к которой прикрепляется цветок.
-
Верхняя часть тычинки, внутри которой развивается и созревает пыльца.
-
Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нём пыльцы.
-
Цветки растений, в которых расположены как мужские, так и женские органы.
-
Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных растениях.
-
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Рассказ с элементами беседы
Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, будто боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги «спрятали» его в глубине венчиков. А как яркую окраску венчиков в цветках, наличие нектара и соцветий объясните вы? Зачем цветок рождается таким красивым, если он все равно завянет? -
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вопрос учащимся
- В связи с чем в процессе эволюции у растений возник процесс опыления?
1. Определение понятия опыление
- Объяснение учителя с демонстрацией видеоролика Опыление
Опыление - процесс перенесения пыльцы с пыльников на рыльце пестика, одно из условий, необходимых для образования плодов и семян.
2. Понятие «пыльца». Строение пыльцевого зерна
- Объяснение учителя с элементами беседы
Приложение 1 на диске
3 Вопрос для активизации учебно-познавательной деятельности
- Что позволяет пылинке удерживаться на рыльце пестика?
3. Виды опыления
- Работа с учебником
Составить схему «Виды опыления».
Приспособления к самоопылению:
Тычинки должны быть длиннее пестика.
Происходит в закрытом бутоне.
Приспособления к опылению насекомыми.
Наличие нектара
Вот гудит шмель- труженик мохнатый
Над цветами полевыми в окружении,
Собирает нектар- сладкий, ароматный,
Сам не знает- производит опыление.
Много пыльцы
Яркий околоцветник
Нынче удались цветы повсюду.
Вволю им дано покрасоваться.
И смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик, милый-милый.
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.
Запах:
Приятный аромат
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист.
Так поэт описал царицу всех цветов Розу.
Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)
На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена
Приспособления к опылению ветром.
Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй
Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия
Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
Тычинки длинные
Пыльца легкая, летучая
Растения растут группами, зарослями
В цветках нектар отсутствует
Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.
Найти в стихах биологические ошибки.
1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.
(У одуванчика соцветие корзинка)
3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.
(Берёза опыляется ветром)
4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.
(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)
5.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох - самоопыляемое растение)