Рабочия программа Опыление и оплодотворение. doc

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: усвоение новых знаний и знаний о способах деятельности.
Цель: продолжить формирование знаний о размножении и оплодотворении, изучить понятие «опыление»; познакомиться со способами опыления и особенностями приспособления цветков к нему, выяснить его биологическую сущность и практическое значение; подвести к выводу о том, что оплодотворение - второе обязательное условие образования плодов и семян; выяснить биологическую сущность двойного оплодотворения и его биологическое значение.

Базовые понятия: опыление, перекрестное и самоопыление, естественное и искусственное опыление, оплодотворение, двойное оплодотворение, семенной зачаток, зигота, зародыш, эндосперм, плод семя, семенная кожура, триплоидная клетка. Методы: словесные-объяснение, рассказ, беседа; наглядные-иллюстрация, демонстрация таблиц, моделей цветков, гербариев, натуральных объектов, видеоролика «Опыление и оплодотворение».
Методические приемы: логические - сравнение разных видов опыления, создание проблемной ситуации, самостоятельный анализ текста, работа с иллюстрациями, составление схем, таблиц; формулировка вывода о значении опыления, оплодотворения и семенного размножения в природе и жизни человека; организационные - организация работы с тетрадью; технические - работа с наглядными пособиями, видеороликом; методы активизации учебно-познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности строения цветков, опыляемых различными способами, виды опыления, процесс двойного оплодотворения и его биологическое значение.

Метапредметные: развивать умение работать с различными источниками информации - учебником, электронным приложением к учебнику; классифицировать и обобщать, делать выводы, умозаключения;

Личностные: мотивация учебной деятельности, ценностная ориентация, самообразование.

Оборудование: телевизор, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблицы: «Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Формы обучения: фронтальные, парные.

Основной учебник: Биология. Живой организм: учебник для 5-6 класса общеобразовательных школ. Л.Н.Сухоруков и др. - 3 издание., переработ.- М.: «Просвещение», 2014. - 144 .

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день! Я рад видеть вас на сегодняшнем уроке, Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка знаний. Биологический диктант.

  1. Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя.

  2. Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в разные цвета.

  3. Венчик, лепестки которого срастаются между собой.

  4. Венчик, как правило, окружён окрашенной в зелёный цвет ….

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка.

  6. Если у цветка присутствуют и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют …

  7. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют ….

  8. Женский орган у покрытосеменных растений.

  9. Мужской генеративный орган цветка.

  10. Часть стебля, к которой прикрепляется цветок.

  11. Верхняя часть тычинки, внутри которой развивается и созревает пыльца.

  12. Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нём пыльцы.

  13. Цветки растений, в которых расположены как мужские, так и женские органы.

  14. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных растениях.

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    - Рассказ с элементами беседы
    Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, будто боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги «спрятали» его в глубине венчиков. А как яркую окраску венчиков в цветках, наличие нектара и соцветий объясните вы? Зачем цветок рождается таким красивым, если он все равно завянет?

  2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вопрос учащимся
- В связи с чем в процессе эволюции у растений возник процесс опыления?
1. Определение понятия опыление
- Объяснение учителя с демонстрацией видеоролика Опыление
Опыление - процесс перенесения пыльцы с пыльников на рыльце пестика, одно из условий, необходимых для образования плодов и семян.
2. Понятие «пыльца». Строение пыльцевого зерна
- Объяснение учителя с элементами беседы
Приложение 1 на диске
3 Вопрос для активизации учебно-познавательной деятельности
- Что позволяет пылинке удерживаться на рыльце пестика?
3. Виды опыления
- Работа с учебником

Составить схему «Виды опыления».

Приспособления к самоопылению:

 Тычинки должны быть длиннее пестика.

 Происходит в закрытом бутоне.

Приспособления к опылению насекомыми.

 Наличие нектара

Вот гудит шмель- труженик мохнатый

Над цветами полевыми в окружении,

Собирает нектар- сладкий, ароматный,

Сам не знает- производит опыление.

 Много пыльцы

 Яркий околоцветник

Нынче удались цветы повсюду.

Вволю им дано покрасоваться.

И смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый-милый.

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

 Запах:

Приятный аромат

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист.

Так поэт описал царицу всех цветов Розу.

 Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена

Приспособления к опылению ветром.

 Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

 Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия

 Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

 Тычинки длинные

 Пыльца легкая, летучая

 Растения растут группами, зарослями

 В цветках нектар отсутствует

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.

Найти в стихах биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)



© 2010-2022