Использование технологии критического мышления на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уховская средняя общеобразовательная школа»Использование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологииИспользование технологии критического мышления на уроках биологии

















«Использование технологии критического мышления на уроках биологии,

как одно из условий развития личности ребенка»

Из опыта работы учителя биологии

Уховой О.И.



Использование технологии критического мышления на уроках биологии















п. Уховский

2013г.

Содержание



1. Введение. Актуальность технологии «развития критического мышления» в образовательном процессе………………………………………………………...3

2. Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»……………………………………………………………………………3 - 5

3. Приёмы технологии «Развитие критического мышления»……………………. 6 - 20

4. Организация урока с применением технологии РКМ…………………………...21-25

5. Заключение…………………………………………………………………...…....26-27

6. Литература …………………………………………………………………………...28



Актуальность технологии
«развития критического мышления» в образовательном процессе.

В школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с детьми будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а учащиеся остались равнодушными, вяло реагировали на всё то, что предлагал учитель.

Думается, это проблема касается не только каждого педагога в отдельности, но и всего образования в целом. Дело в том, что на современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся - заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости - опираясь на субъект- субъектную основу взаимодействия, когда ребёнок не объект, которому взрослые (учителя и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его.

Возможно, помощь в решении этих проблем может оказать применение в практике работы учителя современных педагогических технологий. На своих уроках я часто использую технологии проблемного, группового обучения, методы и приёмы технологии проектной деятельности. Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.

Данную технологию я, совместно с учителями нашей школы, изучила в 2010 году приняв участие в работе практико- ориентированной дистанционной мастерской по теме «Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления» автономной некоммерческой организации Цент Развития Молодежи.

В чем же «инновационность» представленной технологии? Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Содержание, цели и задачи технологии

«Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.

«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.

«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Цель технологии - повышение мотивации учения, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие умений обобщать и тд.

Технология КМ позволяет решать задачи:

Повышение:


  • качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии КМ при изучении учебного предмета


  • учебной мотивации:


  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;


  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;


  • социальной компетентности


  • формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов


Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

1.Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2.Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:

1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р). Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто. В данном случае, повышаются трудозатраты учителя при разработке уроков с применением технологии развития критического мышления.

Перед нами четкий технологический алгоритм урока. А какие приемы можно использовать, для того чтобы реализовать данную технологию. У каждого из Вас есть табличка «Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы. Такая же таблица и на слайде презентации

Технологическая карта урока по технологии РКМ

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  • Интрига

  • Корзина идей

 Составление списка "известной информации".

 Рассказ-предположение по ключевым словам.

 Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

 Верные и неверные утверждения.

 Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому"

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

"V" - известная информация

"-" противоречит моим первоначальным представлениям;

"?" - непонятная информация;

"+" - новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

 Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

 Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

 Ответы на поставленные вопросы.

 Организация круглых столов и дискуссий.

 Написание творческих работ.

 Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Приёмы технологии «Развитие критического мышления»

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (авторы - Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Данный приём целесообразно проводить поэтапно.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V» - уже знал

«-» - новое

«+» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?




IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из четырёх столбцов (в соответствии с предложенными знаками). Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы.

Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем уроке или домашнее задание.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Кластеры («грозди») - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова- для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления - для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:


  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.


  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.


  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.


  • Организовать работу по составлению кластера можно в несколько этапов:

1 этап(2 минуты) - учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап (2 минуты) - обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап ( 2-4 минуты) -«сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие - не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Например, изучая тему «Химический состав клетки», у учащихся получается такой кластер

Вещества

Органические Неорганические

Вода Минеральные соли

Белки Углеводы

Нуклеиновые кислоты

Липиды

«Продвинутая лекция». В старших классах широко применяется лекционная форма подачи материала. Одним из недостатков лекции является пассивное восприятие материала, связанное с однообразием деятельности. Технология развития критического мышления предлагает свою форму проведения такого урока - продвинутая лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле вызов - осмысление - рефлексия.

Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала".


Предположения


Новая информация



Алгоритм действий:

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (до начала лекции): по ходу лекции один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов (индивидуальное задание: выделение главного - письменный ответ, работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос (работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.

7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа - письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма - 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.)

Чтение с остановками и Вопросы Блума. Этот прием может быть использован для работы с повествовательным текстом. Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.

Методический прием организации чтения с использованием разных типов вопросов. Необходима подготовительная работа.

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора текста:


  • текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);


  • динамичный, событийный сюжет;


  • неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.


2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:


  1. «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);


  2. память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;


  3. оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;


  4. синтез - логическое обобщение полученной информации, целоствосприятие причинно-следственных связей;


  5. анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»


  6. применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Визуальные методы организации материала

^ Таблица «З-Х-У» («Знаю - хочу узнать - узнал») - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:


Знаю


Хочу узнать


Узнал



1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Пример таблицы при изучении темы «Функции корня» в 6 классе

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Корень поглощает из почвы воду и вещества. Эти вещества поступают в стебель, листья, цветки.

Минеральные вещества и вода по сосудам, расположенным в древесине, поступают в стебель, листья, цветки и плоды.

Что произойдет с растением, если корень будет поврежден?



Прием "Концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Данный приём можно использовать при изучении темы «Человеческие расы» в 8 классе.

На стадии вызова учащимся предлагаются портреты людей - представителей разных рас и предлагается сравнить их внешние признаки.

На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.

На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить таблицу.


Объект сравнения

Цвет кожи

Волосы

Лицо


Европеоидная раса


Монголоидная раса


Негроидная раса




Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Толстые


Тонкие


Дайте объяснения, почему...?


Кто ?


Объясните, почему...?


Что ?


Почему Вы думаете ...?


Когда ?


Почему Вы считаете ...?


Мог ли ... ?


В чем различие ...?


Согласны ли Вы ...?


Предположите, что будет, если... ?


Верно ли ...?


Что, если ... ?


Было ли ...?

Рекомендации по использованию таблицы толстых и тонких вопросов.
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Пример таблицы «толстых» и «тонких» вопросов по теме «Класс Паукообразные»


Толстые


Тонкие


Дайте объяснения, чем клещи и пауки похожи между собой?


Кто относится к паукообразным?


Чем объясняется беспокойное поведение ночных птиц, содержащихся в клетке?


Что вы знаете про скорпионов?


В чем различие строения паукообразных и ракообразных?


Когда появились первые представители паукообразных?


Предположите, что будет, если поместить в банку паука и скорпиона? (Аргументируйте свой ответ).


Согласны ли вы, что большинство пауков являются хищниками?


Как связано «бабье лето» с пауками?


Верно ли, что пауки плетут паутину?



Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:


Что я знаю по данной теме?


Что я узнал нового из текста по данной теме?


Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника.

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.


Групповая работа

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Стратегия «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Групповая дискуссия. Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а, наоборот, углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии, учащиеся должны обладать соответствующими знаниями. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии:


  1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.


  2. Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.


  3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.


  4. Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только - «Я с вами не согласен».


  5. Споря об очевидном, вы теряете время.


  6. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.


Перекрестная дискуссия даёт возможность работать с текстом в целом - на уровне его идеи и проблематики. Именно перекрестная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы.


  1. Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа.


  2. Формулировка аргументов «за» и «против».


  3. Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное.

Учащимся предлагается разбиться на пары и начертить таблицу «Аргументы за и против ГМО» и заполнить её. После того, как оба списка готовы, эта пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают записи и приходят к определённому выводу, который вывешивается на доске, чтобы с ним могли ознакомиться другие группы. Группа комментирует сделанные выводы, приводя примеры, цитаты из текста.



Аргументы за…


Вопросы для дискуссии


Аргументы против…

Польза и вред

генномодифицированных продуктов


Аргументы за…


Вопросы для дискуссии


Аргументы против…

- они почти не портятся;

- ими не интересуются насекомые;

- они все одного размера;

- имеют долгие сроки хранения;

- выглядят «как на картинке»;

- при разрезании не пускают сок и не теряют формы.

Польза и вред

генномодифицированных продуктов

- приводит к онкологическим заболеваниям;

- снижает иммунитет;

- вызывает бесплодие и мутации;

- приводит к аллергическим реакциям;

- делает организм, устойчивым к действию антибиотиков;

- вызывает смерть.


«Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний.

Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения.

После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Другие приёмы ТРКМ, которые можно применять на уроках биологии

Синквейн - происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

1. Первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. Вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. Четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. Пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Например: тема «Генетика как отрасль биологической науки»

Примеры учеников:

Ген.

Гомозиготные, гетерозиготные

Сохраняет, передает, изменяет.

Передает свойства и признаки организма.

Генетика.

Мендель.

Доминантный, рецессивный.

Скрещивать, расщеплять, передавать

Законы наследования признаков организма.

Гибрид.

Прием «Верные и неверные суждения. Цель приёма: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Время выполнения: 7-8 минут. Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно. Данный приём эффективен на уроках в 5-8 классах, особенно на стадии вызова, но может быть использовании и на стадии рефлексии.

Например, при изучении темы «Класс Паукообразные» учащимся предлагается выбрать верные утверждения из предложенных:

  1. Паукообразные относятся к типу Членистоногие.

  2. Тело паука состоит из трёх отделов.

  3. Глаза паука сложные.

  4. Паук - хищник.

  5. Все паукообразные откладывают яйца.

  6. Скорпионы и клещи относятся к паукообразным

  7. Пауки плетут паутину.


  8. У пауков внеполосное пищеварение

  9. Все пауки гермафродиты

  10. У паукообразных 4 пары конечностей.

Верно

Неверно


Прием «Корзина» идей, понятий, имен. Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения: 7-8 минут. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Приём "Древо знаний". Форма организации работы учащихся: индивидуальная. Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне - древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что «красные яблоки уже созрели» - они висят высоко, сорвать их тяжело - вопросы на них самые трудные,«желтые яблоки» - висят ниже, сорвать легче - вопросы тоже легче, зеленые яблоки» - висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.

Ученики отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.

Вариант использования приема на уроке биологии

Тема: «Клеточная теория»(9 класс)

Вопросы для карточек зелёного цвета.

  1. Дайте определение следующим понятиям: цитология, клетка, цитоплазма, ядро, хромосомы, органоиды.

  2. В каком году Роберт Гук открыл клетку?

  3. Что такое клеточная теория?

  4. Авторы клеточной теории?


Вопросы для карточек жёлтого цвета.

  1. Каковы методы изучения клетки?

  2. Расскажи устройство светового микроскопа.

  3. Каково значение открытия клеточной теории для развития биологии?

  4. Закончите краткую формулировку биогенетического закона: «Онтогенез- это …»


Вопросы для карточек красного цвета.

  1. Почему клетка структурная и функциональная единица живого?

  2. Сравните строение клеток растений и животных?

  3. О чём свидетельствует клеточное строение организмов?

  4. Каковы положения современной клеточной теории? Объясните их.

Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: учащимся предлагается подумать и записать всё, что они знают по теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Прием «Фишбоун» (рыбья кость). Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.

Использование технологии критического мышления на уроках биологии

На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придаёт проблеме чёткость и ясность. Например, если речь идёт об экологических проблемах или проблемах клонирования, важно опираться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность.

Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы. Данный приём можно использовать при обсуждении таких тем, как «Глобальные экологические проблемы современности», «Экологические конфликты», «Роль генномодифицированных продуктов в нашей жизни».

Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.

Таким образом, приемы и стратегии технологии развития критического позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий, способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на урок, повышают их мотивацию к обучению.






Организация урока с применением технологии РКМ

Рассмотрим подробнее содержание каждой стадии. На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций, ассоциации. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Попробуем на какой - то промежуток перевоплотиться в детей и рассмотрим данный этап на конкретном уроке.

Один из приемов на стадии «Вызов» - это прием «Интрига».

1 вариант. Запись на доске - «Скелетон»

Зачитывается текст.

Трудно себе представить, как человек выглядел бы без него. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная, травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясении е головного мозга. В течение жизни он постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития из хрящевого постепенно становится костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка он состоит из 270 частей, что намного больше чем у взрослого. О чем идет речь?

У Вас есть несколько минут на обсуждение: можно в парах, можно индивидуально. Прошу Вас зачитать свое мнение и при этом запишем его на доске.

Помним, каждый имеет право на свое мнение и никакой критики. В результате такой работы происходит систематизация всей информации, полученной в ходе свободных высказываний учащихся. Структурирование собранных мнений выявляет противоречия, неясные моменты, которые и определяют направление дальнейшего поиска при изучении новой информации. Для каждого ребенка эти направления индивидуальны.

Так о чем же идет речь ? (ответы)

Это и есть тема нашего урока. Скелет человека.

Еще один из приемов на стадии «Вызов» - это прием «Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

2 вариант. Запись на доске - «Скелетон»

Какие ассоциации возникают у Вас, услышав или увидев это слово?

Опорно-двигательный аппарат кости скелета

Мумия придает форму тела

СКЕЛЕТ

Выполняют защитную функцию состоит из костей и хрящей

Организовать работу по составлению кластера можно в несколько этапов:

1 этап(2 минуты) - учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап (2 минуты) - обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап ( 2-4 минуты) -«сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие - не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах» - прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Инсерт»- прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.( «» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы).

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Непосредственно к скелету не относятся 6 особых косточек (по три с каждой стороны), расположенных в среднем ухе; слуховые косточки соединяются только друг с другом и участвуют в работе органа слуха, осуществляя передачу колебаний с барабанной перепонки во внутреннее ухо. Подъязычная кость - единственная косточка непосредственно не связанная с другими, - топографически находится на шее, но традиционно относится к костям лицевого отдела черепа. Она подвешена мышцами к костям черепа и соединена с гортанью. Самая длинная кость скелета - бедренная кость, а самая маленькая - стремя в среднем ухе. Помимо механических функций по поддержанию формы тела, обеспечению возможности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови. (Одно из самых распространённых заболеваний, поражающих костный мозг - лейкоз, часто, несмотря на лечение, приводит к смерти.) Кроме этого, скелет, являясь хранилищем большей части кальция и фосфора организма, играет важную роль в обмене минеральных веществ. Скелет человека устроен по общему для всех позвоночных животных принципу. Кости скелета подразделяются на две группы: осевой скелет и добавочный скелет. К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина. Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей. Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет

  • Череп - костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.

  • Грудная клетка - имеет форму усечённого сжатого конуса, является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.

  • Позвоночник, или позвоночный столб - является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.

Добавочный скелет

  • Пояс верхних конечностей - обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.

  • Верхние конечности - максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.

  • Пояс нижних конечностей - обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, а также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.

  • Нижние конечности - приспособлены для опоры и перемещения тела в пространстве во всех направлениях, кроме вертикально вверх (не считая прыжка).

Половые особенности

Мужской и женский скелет в целом построены по одному типу, и кардинальных различий между ними нет. Они заключаются лишь в немного изменённой форме или размерах отдельных костей и, соответственно, включающих их структур. Вот некоторые из наиболее явных различий. Кости конечностей и пальцев у мужчин в среднем длиннее и толще. У женщин более широкий таз, а также более узкая грудная клетка, менее угловатые челюсти и слабее выражены надбровные дуги и затылочные. Существует еще множество более мелких различий. Известно множество заболеваний костной системы. Многие из них сопровождаются ограничением подвижности, а некоторые могут приводить и к полному обездвиживанию человека. Серьёзную угрозу для жизни и здоровья представляют злокачественные и доброкачественные опухоли костей, требующие часто проведения радикального хирургического лечения; обычно поражённую конечность ампутируют. Помимо костей нередко поражаются и суставы. Болезни суставов часто сопровождаются значительным нарушением подвижности и сильными болями. При остеопорозе увеличивается ломкость костей, кости становятся хрупкими; это системное заболевание скелета чаще всего возникает у пожилых людей и у женщин после менопаузы.

Например, таблица, составленная по теме «Кости скелета»

۷

+

?

-

Скеле́т челове́ка совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц вместилищем и защитой внутренних органов.

Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений. Кости скелета подразделяются на две группы: осевой скелет и добавочный скелет. К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина. Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.

Есть ли отличия между мужским и женским скелетом?

Одинаковое ли количество костей у человека на протяжении всей жизни?

После этого учащиеся рассказывают в парах друг другу, что нового они узнали, что уже знали. Важно, чтобы рассказывали своими словами, используя новые термины. Затем работа в группе: по каждой колонке спрашивают 1-2 учащихся, остальные дополняют. При дефиците времени в первую очередь обсуждаются колонки «новое» и «вопросы». Ищем ответы на вопросы, каждый - на свои. При этом широко используются источники дополнительной информации.

И как альтернатива второй вариант

На этой стадии можно предложить детям разбиться на группы. Каждая группа получает текст для чтения и задание:

Группа 1: составление кластера «Значение костей»

Группа 2: рисунок с комментариями «Строение костей»

Группа 3: опорный конспект «Заболевания костей»

Группа 4: рассказ «Интересные факты» .

Обязательно обсуждение. Во время обсуждения учитель интересуется, что было непонятно.

Образовательные продукты урока - кластер, рисунок с комментариями, опорный конспект, рассказ.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:
• упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
• упражнение «Синквейн»,
• исследование по отдельным вопросам,

  • составление нового кластера

  • игра «Лови ошибку»

  • игра «Да - нет»

  • игра «Верите ли вы?»

Прием «Синквейн» - это стихотворение, которое требует изложение большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.

1 строка-1 существительное (тема)

2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка- предложение (отношение к теме)

5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

Примеры синквейна.

Скелет

Прочный, легкий

Двигает, защищает, участвует

Образован костями, хрящами, связками, суставами

Скелетон.

Прием «Верные и неверные суждения. Цель приёма: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Время выполнения: 7-8 минут. Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно. Данный приём эффективен на уроках в 5-8 классах, особенно на стадии вызова, но может быть использовании и на стадии рефлексии.

  1. Скелет образован костями, хрящами.

  2. Костная ткань относится к соединительной ткани.

  3. Минеральные вещества придают прочность и твердость костям.

  4. В скелете начитывается около 300 костей. … и тд.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное.

На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.





Выводы

Проанализировав свой опыт работы по данной технологии, для себя выделила плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

13. Учатся работать с большим объёмом информации.

14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

16. Сами могут себя оценить и проверить.

17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

19. Учатся здоровой дискуссии.

20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет-технологии и др.

23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.

26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.

27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.

28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.

29. Психологически комфортная среда на уроках.

30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.

31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.

32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами.

Трудности, которые появляются, работая в данной технологии.

1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.

2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).

4. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).

5. В технологии огромное количество приёмов - затруднение в выборе.

6. Сложность в подборе материала (из разных источников).

7. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.

8. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.

11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.






Литература:

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., НИИ школьных технологий. 2005.

  4. bio.1september.ru

  5. school.covcheg.org/tom_sawyer_school/dont_speak/1839-rabota-v-gruppax-na-urokax-biologii.html







© 2010-2022