Урок Наследственная (генотипическая) изменчивость

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Наследственная (генотипическая) изменчивость

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Знакомство учащихся с понятиями «изменчивость», «генотипическая изменчивость». Расширение знаний учащихся о формах наследственной изменчивости и определение их практического значения.

Задачи урока:


образовательная:

раскрыть сущность наследственной изменчивости: мутационной и комбинативной; сформировать знания о видах мутаций; рассмотреть причины возникновения мутаций и их практическое значение.

развивающая:

продолжить формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, быстрого анализа и оценки нового материала, наблюдательности, выделять главное, делать выводы.

воспитательная:

расширить кругозор о наследственных болезнях.

Методы обучения

проблемные, репродуктивные, объяснение, беседа.

Оборудование

Таблицы, учебник

Литература

Учебник Биология С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин (М. : Дрофа,2011), интернет - ресурсы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

ный момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную и рабочую атмосферу, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует? (Отмечает, еcли таковые есть)

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, сообщают учителю, кто отсутствует, настраиваются на рабочий лад

Проверка домашнего задания





















Изучение нового материала

Опрашивает учащихся по пройденной теме:

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили механизм хромосомного определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом. Давайте вспомним всё, что вы изучили по данной теме и ответим на вопросы.

1.Какие хромосомы называют половыми?



2.Какой пол называют гомогаметным и какой - гетерогаметным?





3.Что такое сцепление генов с полом? Приведите примеры наследования гена, сцепленного с полом.





Объявляет тему урока.

Сегодня мы с вами изучим интереснейшую тему из раздела Генетика. Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Наследственная изменчивость. Мутации». Сегодня мы поговорим об изменчивости, выясним, какие виды изменчивости есть, что представляют собой мутации, как они возникают и насколько они вредны или полезны.

Давайте вспомним, что такое изменчивость.



Различают наследственную (генотипическую) и ненаследственную (модификационную, фенотипическую) изменчивость. Фенотипическая, которая возникает под действием окружающей среды и не наследуется, а генотипическая, которая определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений. Запишите эти определения в тетрадь.

Мы на этом уроке уделим внимание генотипической, наследственной или как назвал её Ч. Дарвин неопределенной изменчивости, подчеркивая тем самым ее случайный, ненаправленный характер и относительную редкость. Наследственная изменчивость - основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию.

Наследственная изменчивость бывает :

а) комбинативная - возникает в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения при случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе, и как следствие независимое наследование признаков.

б) цитоплазматическая - возникает в результате взаимодействия генов в митохондриях цитоплазмы.

в) мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Запишите эту классификацию в тетрадь.

Наследственная изменчивость проявляется в результате мутаций.

Мутации - внезапные, естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма. Запишите это определение в тетрадь.

Мутационная изменчивость бывает генная, хромосомная и геномная.

Записываем в тетрадь:

Генная (изменение структуры гена)

- изменение ДНК

- нарушение порядка нуклеотидов

Геномные (изменение количества хромосом в кариотипе)

Хромосомные (изменение структуры хромосом)

- потеря участка хромосом

- удвоение фрагмента хромосом

- поворот части хромосом на 180

Теперь скажите в чем различие между комбинативной и мутационной изменчивостью?







Посмотрите на схему, которая изображена на доске и скажите, по исходу для организма какие могут быть мутации?

Действительно летальные - не совместимые с жизнью; полулетальные - снижающие жизнеспособность; нейтральные - повышающие приспособленность и жизнеспособность организмов. Выясним, в каких клетках возникают мутации. Если мы говорим о "наследственности" и "изменчивости", то о каком свойстве живого организма нужно вспомнить?

Верно. Прокомментируйте данную таблицу.

Показатели

Бесполое размножение

Половое размножение

Число род-х особей

Одна

Обычно две

Исходные клетки

Соматические

Специализированные

Сущность каждой формы

Дочерняя форма является точной копией родительской

Дочерняя форма наследует генетический материал из двух разных источников



А как вы думаете, в каких клетках могут возникать мутации?



Действительно мутации могут возникнуть в соматических и в половых клетках. Исходя из этого, все мутации делят на: генеративные и соматические. Запишите это в тетрадь.

Генеративные

(в половых клетках)

обнаруживаются только

в следующем поколении.

Соматические

(в клетках тела)

проявляются у данного организма

и не передаются потомству.

Теперь выясним факторы, способные вызывать мутации, их называют мутагенными. Они подразделяют на:

- физические

- химические

- биологические.

(Запись в тетрадь).

Записываем свойства мутаций в тетрадь:

Свойства мутации:

- наследуются

- могут быть доминантными и рецессивными

- полезными и вредными

- спонтанные

- одни и те же мутации могут возникать повторно

- ненаправленные.

Отвечают на заданные вопросы:





Половыми называют хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга.

1.Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным.

2.Пол, который образует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным.

Сцеплением генов с полом называют локализацию генов в половой хромосоме. Одними из таких примеров можно считать гемофилию и дальтонизм.



Записывают тему урока, слушают, делают записи в тетрадях





Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.





































В комбинативной изменчивости происходит новое сочетание родительских генов в зиготе, а при мутациях идет нарушение структур генов и хромосом.



Летальные, полулетальные, нейтральные.





Размножение

Половое размножение имеет преимущество перед бесполым, т.к. наследственные признаки передаются от двух родительских форм и в результате комбинации генов вероятность выжить у дочерней формы больше.

Вероятно, мутации могут возникать как в соматических, так и в половых клетках, потому что они способны передавать наследственные признаки.



















Закрепление нового материала

Предлагает ответить на итоговые вопросы:

Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого я прошу вас ответить на вопросы:

1.Что такое генотипическая изменчивость? Как её ещё иначе можно назвать?





2.Какие виды генотипической изменчивости вы знаете?



3. Сколько разновидностей мутаций существует?



4. Что можно сказать о генной мутации?



5. Что можно сказать о хромосомной мутации?

6. Что можно сказать о геномной мутации?

7. По исходу для организма мутации бывают?



Генотипической называется изменчивость, которая определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений. Иначе генотипическую изменчивость можно назвать наследственной.

Существует три вида генотипической (наследственной) изменчивости:

- комбинативная

-цитоплазматическая

- мутационная

Выделяют три разновидности мутаций:

- генная

- геномная

- хромосомная

Генные мутации вызывают изменения, обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена.

Хромосомные мутации вызывают изменения структуры хромосом.

Геномные мутации вызывают изменения числа хромосом (уменьшения или увеличения).

По исходу для организма мутации бывают:

- летальные

- полулетальные

- нейтральные

Подведение итогов урока

Высказывает собственное суждение о результатах работы учащихся, выставляет оценки.

Слушают

Задание на дом

Предлагает записать домашнее задание:

Открываем дневники и записываем задание на дом:

Изучить параграф 41,ответить на вопросы 1 - 5 на странице 200 учебника.

По желанию приготовить сообщения:

1ряд - "Генные болезни человека" 2ряд - "Хромосомные болезни человека"

3 ряд - "Мутации, вызванные алкоголем, наркотиками"

Записывают задание в дневник, задают вопросы учителю


© 2010-2022