Технологическая карта по теме: Витамины

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

>

Бешкорева Евгения Михайловна учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Б. Хомутец Добровского района

Технологическая карта по теме: «Витамины»

Предмет: биология.

Класс: 8

Автор УМК: И.Н. Пономарева.

Тема урока: Витамины.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: Раскрыть роль витаминов для организма человека; сформировать представление о нормах их потребления и содержание в продуктах питания; развивать логическое мышление обучающихся, умение формулировать проблему урока, делать выводы.

Формы работы: слово учителя, фронтальная работа, выступления с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение

проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения теста.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с текстом), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Задачи: дополнить знания учащихся о витаминах, их значении и содержании в пищевых продуктах; откорректировать знания учащихся об использовании витаминов и способах их сохранения в пищевых продуктах; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье; добиться понимания необходимости строжайшего контроля дозировки витаминных добавок; развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование: мультимедиа, презентация по теме «Витамины», карточки с дополнительным текстом (приложение 1).



Содержание урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Этап 1.

определение

потребностей и мотивов

обучающихся к учебной

деятельности.



Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Фронтальная работа с классом. (слайд 6)

Вопросы:

- Что помогает нам сохранить здоровье?

- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

- Какие питательные вещества содержатся в пище?

- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

- Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

- Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

-О чем пойдет речь на уроке?

Работа с дополнительным текстом.

Прочитайте текст (Приложение 1).

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей и фруктов часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.

В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г. , героя - полярника Г. Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

Вопрос: какова причина заболеваний мореплавателей и путешественников? Почему имея на корабле большой запас пищи они, все - таки, страдали различными болезнями?

Вопрос: все согласны, что причина болезней на корабле - витамины?

Возникла проблемная

ситуация. Сформулируйте

проблему.



Приветствуют учителя

Отвечают на поставленные вопросы.





Ученики отвечают на поставленные вопросы.











Читают текст.













Ответ: на корабле не было в достаточном количестве фруктов и овощей, в которых содержатся витамины.

Обучающиеся формулируют проблему.

Проблема: возможна ли жизнь человека без витаминов?



Регулятивные действия

(целеполагание, прогнозирование),

познавательные (осознанное

построение речевого

высказывания,

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели, смысловое чтение, восприятие текста),

логические (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).

Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения.

Вопрос:

Ребята, а какие

знания о витаминах нам

понадобятся для решения этой

проблемы?

Ответ: знания о том, сколько человеку нужно витаминов для нормального существования, где они содержаться.

Регулятивные действия

(прогнозирование),

познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме), логические (выдвижение гипотез),

коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества)

Этап 3. Сбор данных и

их анализ для решения

проблемного вопроса,

формулирование выводов.

История открытия витаминов (слайд 8).

В 1880 г . русский ученый Н.И. Лунин проделал опыты по кормлению мышей. Одних мышей он кормил натуральным молоком, а других- искусственным. Первые (подопытные) мыши оставались здоровыми, а вторые погибали. Ученый высказал смелое предположение, что в натуральном молоке содержатся малые количества еще каких-то веществ, которые необходимы для жизни животных и человека.

В последующем эти вещества были названы витаминами.

Общее понятие о витаминах.

Записываем определение витаминов в тетрадь (слайд 9)

Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

Рассказ учителя:

Витамины не синтезируются в нашем организме, мы получаем их извне, и главный (а правильнее сказать - единственный естественный) источник витаминов - это наша пища. Некоторые витамины наш организм синтезировать все же может, но только из других веществ, так называемых провитаминов, которые, опять же, мы получаем только с пищей. Так, витамин А вырабатывается человеческим организмом из вещества под названием каротин, которое в значительных количествах содержится в моркови, плодах шиповника, смородины, рябины, облепихи и ряда других растений.). Подсчитывая количество потребляемых витаминов, надо помнить, что содержание витаминов в продуктах в значительной степени зависит от способов хранения и режимов кулинарной обработки. Так, некоторые витамины практически полностью разрушаются в течение нескольких минут при температуре 80-100 градусов. То есть при обычной варке на маленьком огне.

При полноценном, сбалансированном питании мы получаем с пищей все витамины в достаточном количестве. Применение витаминных препаратов бывает необходимо в зимне-весенний период, в других случаях, когда в пище содержится мало витаминов (питание больных, находящихся на строгой диете, питание в крайних климатических зонах и т.д.), а также в случаях повышенной потребности витаминов при некоторых физиологических состояниях (усиленный рост в детском и подростковом возрасте, беременность, лактация, некоторые болезни).

Вопрос: как называется состояние организма, когда не хватает витаминов?

«Как обеспечить организм всеми необходимыми витаминами?»

В любом количестве можно принимать витамины?

Что может произойти с организмом человека, если употребить избыточное количество витаминов?

Корректировка ответа: развивается заболевание-гипервитаминоз.

Слайд 10. Запишите в тетрадь значение витаминов (со слайда).



Классификация витаминов.

Прочитайте текст. На какие группы делятся витамины.

Запишите схему (слайд 11).



Важнейшие представители витаминов.

Работа с презентацией (Слайды 12-21).

Обсуждение суточной потребности в витаминах, в каких продуктах содержаться, на что влияют.

Учитель вновь проговаривает проблему урока и просит

сформулировать вывод

: возможна ли жизнь человека без витаминов?

Записывают определение витаминов в тетрадь.







































Ответ: авитаминоз.

Ответ: употреблять в пищу больше овощей и фруктов или принимать комплекс поливитаминов.

Ответ: нет.

Ответ: отравление организма.

Запись в тетрадь:

С нарушением поступления витаминов в организм связаны три принципиальных патологических состояния:

Недостаток витамина - гиповитаминоз.

Отсутствие витамина - авитаминоз.

Избыток витамина - гипервитаминоз.

Ответ: жирорастворимае и водорастворимые.

Работа с презентацией.

По ходу работы заполняют таблицу.

Характеристика витаминов.

Название витамина

Суточная норма

Продукты

Значение

Заболевания


Вывод: жизнь человека без витаминов не возможна.



Регулятивные действия

(оценка, волевая саморегуляция), познавательные

(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации), логические

(анализ объектов,

установление причинно

- следственных связей,

построение логической цепи рассуждений),

коммуникативные (постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью)

Этап 4: итоговый

самоконтроль и самооценка

(рефлексивное осмысление и самопознание).

Самоконтроль. Ответы на вопросы теста (Слайд 24)
Учащиеся сами выставляют себе оценки.
Критерии оценивания:
«5» - все ответы правильные.
«4» - допущена одна ошибка.
«3» - допущено две ошибки.
«2» - три и более.

Работа с тестом.

1. Витамин А
А) водорастворимый;
Б) жирорастворимый.

2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга;
Б) бери - бери;
В) рахит;
Г) куриная слепота.

3. Витамин, повышающий сопротивляемость к простудным заболеваниям:
А) В;
Б) А;
В) С;
Г) Д.

4. Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит;
Б) куриная слепота;
В) тиф;
Г) цинга.

5. Авитаминоз возникает при:
А) избытке витамина в пище;
Б) продолжительном пребывании на солнце;
В) отсутствии в пище витаминов;
Г) питании растительной пищей.

6. Витамины открыты:
А) Павловым; В) Мечниковым;
Б) Луниным; Г) Кохом.

Регулятивные действия

(коррекция, оценка),

познавательные (контроль и оценка результатов

деятельности).

Этап 5. Домашнее задание

Слайд 25- Д.З.

§ 38 пересказ, ответить на вопросы № 1 - 7(устно), №6 (письменно).

Записывают Д.З.









Приложение 1.

Текст 1.

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей и фруктов часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.

Текст 2.

В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя - полярника Г. Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

15

© 2010-2022