- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта по теме: Витамины
Технологическая карта по теме: Витамины
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бешкорева Е.М. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
>
Бешкорева Евгения Михайловна учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Б. Хомутец Добровского района
Технологическая карта по теме: «Витамины»
Предмет: биология.
Класс: 8
Автор УМК: И.Н. Пономарева.
Тема урока: Витамины.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: Раскрыть роль витаминов для организма человека; сформировать представление о нормах их потребления и содержание в продуктах питания; развивать логическое мышление обучающихся, умение формулировать проблему урока, делать выводы.
Формы работы: слово учителя, фронтальная работа, выступления с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения теста.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с текстом), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Задачи: дополнить знания учащихся о витаминах, их значении и содержании в пищевых продуктах; откорректировать знания учащихся об использовании витаминов и способах их сохранения в пищевых продуктах; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье; добиться понимания необходимости строжайшего контроля дозировки витаминных добавок; развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: мультимедиа, презентация по теме «Витамины», карточки с дополнительным текстом (приложение 1).
Содержание урока:
Этапы урока
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Этап 1.
определение
потребностей и мотивов
обучающихся к учебной
деятельности.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Фронтальная работа с классом. (слайд 6)
Вопросы:
- Что помогает нам сохранить здоровье?
- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?
- Какие питательные вещества содержатся в пище?
- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?
- Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?
- Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.
-О чем пойдет речь на уроке?
Работа с дополнительным текстом.
Прочитайте текст (Приложение 1).
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей и фруктов часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.
В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г. , героя - полярника Г. Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.
Вопрос: какова причина заболеваний мореплавателей и путешественников? Почему имея на корабле большой запас пищи они, все - таки, страдали различными болезнями?
Вопрос: все согласны, что причина болезней на корабле - витамины?
Возникла проблемная
ситуация. Сформулируйте
проблему.
Приветствуют учителя
Отвечают на поставленные вопросы.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Читают текст.
Ответ: на корабле не было в достаточном количестве фруктов и овощей, в которых содержатся витамины.
Обучающиеся формулируют проблему.
Проблема: возможна ли жизнь человека без витаминов?
Регулятивные действия
(целеполагание, прогнозирование),
познавательные (осознанное
построение речевого
высказывания,
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, смысловое чтение, восприятие текста),
логические (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).
Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения.
Вопрос:
Ребята, а какие
знания о витаминах нам
понадобятся для решения этой
проблемы?
Ответ: знания о том, сколько человеку нужно витаминов для нормального существования, где они содержаться.
Регулятивные действия
(прогнозирование),
познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме), логические (выдвижение гипотез),
коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества)
Этап 3. Сбор данных и
их анализ для решения
проблемного вопроса,
формулирование выводов.
История открытия витаминов (слайд 8).
В 1880 г . русский ученый Н.И. Лунин проделал опыты по кормлению мышей. Одних мышей он кормил натуральным молоком, а других- искусственным. Первые (подопытные) мыши оставались здоровыми, а вторые погибали. Ученый высказал смелое предположение, что в натуральном молоке содержатся малые количества еще каких-то веществ, которые необходимы для жизни животных и человека.
В последующем эти вещества были названы витаминами.
Общее понятие о витаминах.
Записываем определение витаминов в тетрадь (слайд 9)
Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Рассказ учителя:
Витамины не синтезируются в нашем организме, мы получаем их извне, и главный (а правильнее сказать - единственный естественный) источник витаминов - это наша пища. Некоторые витамины наш организм синтезировать все же может, но только из других веществ, так называемых провитаминов, которые, опять же, мы получаем только с пищей. Так, витамин А вырабатывается человеческим организмом из вещества под названием каротин, которое в значительных количествах содержится в моркови, плодах шиповника, смородины, рябины, облепихи и ряда других растений.). Подсчитывая количество потребляемых витаминов, надо помнить, что содержание витаминов в продуктах в значительной степени зависит от способов хранения и режимов кулинарной обработки. Так, некоторые витамины практически полностью разрушаются в течение нескольких минут при температуре 80-100 градусов. То есть при обычной варке на маленьком огне.
При полноценном, сбалансированном питании мы получаем с пищей все витамины в достаточном количестве. Применение витаминных препаратов бывает необходимо в зимне-весенний период, в других случаях, когда в пище содержится мало витаминов (питание больных, находящихся на строгой диете, питание в крайних климатических зонах и т.д.), а также в случаях повышенной потребности витаминов при некоторых физиологических состояниях (усиленный рост в детском и подростковом возрасте, беременность, лактация, некоторые болезни).
Вопрос: как называется состояние организма, когда не хватает витаминов?
«Как обеспечить организм всеми необходимыми витаминами?»
В любом количестве можно принимать витамины?
Что может произойти с организмом человека, если употребить избыточное количество витаминов?
Корректировка ответа: развивается заболевание-гипервитаминоз.
Слайд 10. Запишите в тетрадь значение витаминов (со слайда).
Классификация витаминов.
Прочитайте текст. На какие группы делятся витамины.
Запишите схему (слайд 11).
Важнейшие представители витаминов.
Работа с презентацией (Слайды 12-21).
Обсуждение суточной потребности в витаминах, в каких продуктах содержаться, на что влияют.
Учитель вновь проговаривает проблему урока и просит
сформулировать вывод
: возможна ли жизнь человека без витаминов?
Записывают определение витаминов в тетрадь.
Ответ: авитаминоз.
Ответ: употреблять в пищу больше овощей и фруктов или принимать комплекс поливитаминов.
Ответ: нет.
Ответ: отравление организма.
Запись в тетрадь:
С нарушением поступления витаминов в организм связаны три принципиальных патологических состояния:
Недостаток витамина - гиповитаминоз.
Отсутствие витамина - авитаминоз.
Избыток витамина - гипервитаминоз.
Ответ: жирорастворимае и водорастворимые.
Работа с презентацией.
По ходу работы заполняют таблицу.
Характеристика витаминов.
Название витамина
Суточная норма
Продукты
Значение
Заболевания
Вывод: жизнь человека без витаминов не возможна.
Регулятивные действия
(оценка, волевая саморегуляция), познавательные
(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации), логические
(анализ объектов,
установление причинно
- следственных связей,
построение логической цепи рассуждений),
коммуникативные (постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью)
Этап 4: итоговый
самоконтроль и самооценка
(рефлексивное осмысление и самопознание).
Самоконтроль. Ответы на вопросы теста (Слайд 24)
Учащиеся сами выставляют себе оценки.
Критерии оценивания:
«5» - все ответы правильные.
«4» - допущена одна ошибка.
«3» - допущено две ошибки.
«2» - три и более.
Работа с тестом.
1. Витамин А
А) водорастворимый;
Б) жирорастворимый.
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга;
Б) бери - бери;
В) рахит;
Г) куриная слепота.
3. Витамин, повышающий сопротивляемость к простудным заболеваниям:
А) В;
Б) А;
В) С;
Г) Д.
4. Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит;
Б) куриная слепота;
В) тиф;
Г) цинга.
5. Авитаминоз возникает при:
А) избытке витамина в пище;
Б) продолжительном пребывании на солнце;
В) отсутствии в пище витаминов;
Г) питании растительной пищей.
6. Витамины открыты:
А) Павловым; В) Мечниковым;
Б) Луниным; Г) Кохом.
Регулятивные действия
(коррекция, оценка),
познавательные (контроль и оценка результатов
деятельности).
Этап 5. Домашнее задание
Слайд 25- Д.З.
§ 38 пересказ, ответить на вопросы № 1 - 7(устно), №6 (письменно).
Записывают Д.З.
Приложение 1.
Текст 1.
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей и фруктов часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.
Текст 2.
В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя - полярника Г. Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.
15