• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Сценарий создания экологической тропы для исследовательской и проектной деятельности учащихся

Статья Сценарий создания экологической тропы для исследовательской и проектной деятельности учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лукина Татьяна Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №2 г. Боготола

Сценарий создания экологической тропы для исследовательской и проектной деятельности учащихся

"Экологическая тропа" - это маршрут созданный для знакомства школьников с природой. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Она сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается эмоционально. Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Это особенно важно в настоящее время в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. Решаемая проблема: потребительское отношение к природе родного края. Учебная экологическая тропа представляет собой одну из наиболее передовых педагогических форм, благодаря комплексному подходу, использованию интерактивных методов, активному творческому участию учащихся в создании и работе тропы. Создание и дальнейшая работа учебной тропы строится на основе сочетания массовой, групповой и индивидуальной форм организации деятельности учащихся. При этом используются игровые методики, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный, поисковый, исследовательский методы обучения.

  1. Цель экологической тропы: формирование у учащихся экологического сознания, понимания единства природы и человека, уважительного отношения к природе.. Основной принцип: «Мы изучаем природу; природа учит нас. Человек - часть природы».

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи:

  • Познавательная и обучающая задача включает: знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей флоры и фауны, способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; показать причинно-следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества; закрепление, углубление и расширение знаний по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии); знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы («учебный кабинет в природе»).

  • Развивающая задача состоит в том, чтобы: способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления, раскрыть их творческие возможности; формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; освоение школьниками основ научного творчества (статистическая и математическая обработка данных, их анализ, интерпретация, написание докладов и статей); обеспечить становление личности как целостной, находящейся в гармонии с окружающим миром, способной к волевым действиям и решениям.

  • Воспитательная задача состоит в: приобщении школьников к исследованию природы родного края, его культурно-историческому прошлому, к бережному обращению с объектами окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека; развитие у участников экологической тропы чувства причастности к решению экологических проблем; поддержке детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;

  • Свою оздоровительную задачу тропа выполняет благодаря сочетанию умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

Ожидаемый результат: участники экологической тропы приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, родителями и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников.

Экологическая тропа предоставляет широкий простор для творчества. Поэтому сам процесс организации и оборудования учебной экологической тропы имеет большое педагогическое значение. Успешность во многом зависит от заинтересованности эмоционального настроя участников.

Целевая группа: Учащиеся - активные участники: приобретают уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию. Учителя - организаторы, консультанты: совершенствуют умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включаются в исследовательскую деятельность, открывают для себя новое как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания. Родители - помощники, партнеры: сопричастны происходящему, общая работа способствует поддержанию взаимопонимания со своим ребенком.

Работа по созданию тропы проводится в несколько этапов.

1 этап - организационный: создается инициативная группа по организации

учебной тропы (учитель и небольшая группа учащихся, объединенных общим

интересом к познанию и охране родной природы). На этом этапе определяются задачи, объем работы, порядок действий и место каждого в предстоящем деле. Составляется общий план работы по созданию тропы. Если маршрут тропы предусматривает мини-экскурсии на предприятия, то необходимо согласование, разрешение руководителей.

2 этап - прокладка маршрута тропы и составление карто-схемы. Инициативная группа тщательно обследует маршрут тропы, определяет объекты экскурсионного показа, места расположения обзорных площадок и площадок для отдыха. Составляется карто-схема маршрута с указанием всех объектов (естественных и искусственных). В этом можно опереться на картографические съемки со спутников, на которых легко определяются координаты объектов и протяженность маршрутов.

3 этап - оформление и благоустройство тропы. Подготовка призывов, лозунгов, стендов, табличек, аншлагов. Но это - не самоцель. Инициативная группа с курирующим тропу учителем определяет тематику и содержание познавательных экскурсий, составляют паспорт тропы и описание экскурсионных объектов. Экскурсоводами становятся наиболее заинтересованные и активные ученики, владеющие культурой речи и умением держаться перед аудиторией. Экскурсии, которые проводят сами школьники, производят на посетителей более сильное впечатление, чем беседа взрослого экскурсовода.

4 этап - начало работы тропы. К этому моменту тропа готова для проведения экскурсий: маршрут оборудован, подготовлено описание экскурсионных объектов, составлен и утвержден паспорт тропы и план ее работы. В форме экологического праздника проводится мероприятие, посвященное открытию тропы. Приглашаются гости - родители учеников, журналисты, представители общественности.

Паспорт экологической тропы.

Важным требованием к созданию учебной экологической тропы является принятие официального документа - паспорта экологической тропы. Паспорт утверждается директором школы.

Паспорт тропы составляется по следующей схеме:1. Название.2. Цели и задачи тропы.3. Местонахождение.4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода). 5. Режим использования (в течение всего года, в теплое время года,..) 6. Допустимая нагрузка на (максимальное количество посетителей).7.Описание экскурсионных объектов. 8. Список оборудования тропы.9. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и

противопожарные требования.10. Необходимые мероприятия. 11. Ответственное лицо. 12. Приложение. Карта-схема маршрута.

Требования, предъявляемые к экологической тропе:

  • маршрут соответствует ее назначению и учитывает условия данной местности, охватывает наиболее достопримечательные природные и антропогенные объекты, т.е. объекты живой и неживой природы и промышленные ландшафты, которые представляют интерес как с точки зрения познавательного и воспитательного назначения, так и для выполнения различных практических работ общественно- полезного характера: учебной, исследовательской, природо -восстановительной;

  • маршрут не превышает 5-10 км. Целесообразность кольцевого маршрута обусловлена тем, что местность насыщена разнообразными объектами. На маршруте выделены наиболее интересные природные и антропогенные комплексы, с учетом этого намечены остановки, которые пронумерованы с учетом последовательности прохождения.

  • удобство, безопасность привлекательность и доступность для посещения.

  • Запрещается: загрязнять природную среду; ломать деревья; вытаптывать и рвать растения; беспокоить животных, разорять птичьи гнезда; разводить огонь в пожароопасный период.

Требования к экскурсии:1. Экскурсия должна быть предварительно хорошо подготовлена.2. Учитель должен говорить на экскурсиях только о том, что можно показать. Не следует рассказывать на словах о том, что относится к данной теме, но на экскурсии по какой-либо причине не обнаружено. Это расхолаживает детей и они теряют интерес.3. Учитель должен избегать длинных объяснений. Если подробные объяснения необходимы, они должны быть даны во время подготовки к экскурсии или на последующих занятиях. Экскурсия не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Рассказ во время экскурсии должен быть кратким, ясным и конкретным и сопровождаться наблюдениями или изучением объектов. 4. Придерживаться темы экскурсии и не отвлекаться на посторонние вопросы.5. Уметь правильно показать объекты и научить экскурсантов правильно их наблюдать и изучать. Всем должно быть все хорошо видно. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый участник экскурсии по возможности рассмотрел вблизи, потрогал, подержал в руках изучаемые объекты. Давая объяснения, необходимо так рассчитать время, чтобы слушатели успели все рассмотреть и записать. 6. Участники экскурсии не должны быть пассивными слушателями, они должны активно работать. Нужно дать учащимся ряд заданий, чтобы они самостоятельно выполнили их на экскурсии, включить в экскурсию элементы игры. 7. Экскурсия не должна быть излишне утомительной - от усталости теряются внимание и интерес. 8. Правила поведения на природе должны строго выполняться всеми участниками экскурсии. Руководитель экскурсии должен быть примером бережного отношения к природе. 9. Закрепить материал экскурсии его последующей проработкой. Необходимо восстановить в памяти учеников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все увиденное и дополняя затронутые на экскурсии вопросы. При этом все полученные впечатления связываются в одно целое. После экскурсионная работа со школьниками может проводиться в форме лабораторных занятий с собранными на экскурсии объектами; наблюдений в уголке живой природы; подготовки рефератов и сочинений; создания музеев природы и выставок; проведения экологических игр и викторин, экологических мастерсих.

Экскурсионные объекты

При отборе объектов показа учитывают, что на учебной тропе, в первую очередь, должны проводиться общеобразовательные экскурсии по темам, предусмотренным программой школьного курса биологии и географии. Поэтому на тропе должны быть представлены типичные для местной природы геологические, ландшафтные, гидрологические, почвенные, ботанические и зоологические объекты и комплексы. Чтобы тропа могла выполнять свои эколого-просветительские и воспитательные функции, в ее состав нужно включить не только элементы нетронутой природы, но и компоненты антропогенного характера, антропогенные ландшафты. На тропе нужно показать последствия экологически неграмотного, потребительского отношения к природе (нарушение растительного покрова и эрозия почвы в результате выпаса скота и вырубок леса, свалка мусора в местах массового отдыха и т.п.).

Краткая характеристика видов и направлений работ научно-исследовательского характера, проводимых на территории тропы и примерные темы экскурсий:

  • При изучении флоры на территории экологической тропы учитываются : количественный и видовой состав, а также по результатам инвентаризации устанавливается примерный возраст деревьев плотность растительности; закладываются экспериментальные участки для определения продуктивности растений; проводится подбор и изучение видов-биоиндикаторов; характер облиственности кроны, наличие мертвых и усыхающих ветвей в верхней половине кроны, степень поврежденности листьев, механические повреждения деревьев, наличие вредителей, заболевания; степень вытоптанности и другие нарушения травостоя; фенологические наблюдения,.

  • Ботанические экскурсии 1. Жизненные формы растений. Знакомство с основными видами деревьев и кустарников . 2. Разнообразие вегетативных органов растений. Формы корневой системы, стеблей, листьев.3. Осенние явления в жизни растений.4. Весна в жизни растений. Знакомство с растениями - эфемерами.5. Разнообразие травянистых растений.6. Практикум по составлению гербария.7. Разнообразие плодов и семян, способы их распространения.8. Разнообразие цветов и соцветий.9. Взаимосвязь растений с окружающей средой. Влияние экологических факторов на растения.10. Растительный покров...11. Практикум по изучению состава и структуры растительных сообществ. Составление описания растительного сообщества.12. Влияние деятельности человека на растительность.13. Практикум по оценке экологического состояния лесных сообществ. Учет возобновления деревьев и кустарников. 14. Охрана и защита растительного мира. Знакомство с редкими видами растений, занесёнными в Красную книгу Красноярского края. 15. Культурные растения и их дикие сородичи.16. Зеленая аптека.

  • При изучении почв: на экспериментальных площадях- изучение биологической активности почв, засоленности; уплотненность,..

  • Ландшафтные и экосистемные экскурсии1. Практикум по измерению азимутов и расстояний.2. Практикум по составлению топографического плана местности.3. Практикум по изучению течения реки.4. Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв.5. Сезонные явления в неживой и живой природе. Фенологический практикум.6. Рельеф и геологическое строение. Составление коллекции минералов.7. Разнообразие природных комплексов нашего региона.8. Практикум по составлению ландшафтного профиля.9. Горы как арена жизни.10. Воздействие человека на экосистемы.11. Охрана природы и лесное хозяйство в нашем районе.12. Практикум по составлению экологической карты окрестностей тропы.

  • При изучении животных: отмечается видовой и количественный (примерный) состав представителей всех типов животных и степень их развития; подбираются животные-биоиндикаторы загрязнения окружающей среды и производится оценка качества сред обитания; отмечаются сезонные изменения в жизни животных,.

  • Зоологические экскурсии 1. Насекомые - вредители деревьев и кустарников.2. Хищники, паразиты и сапрофиты в мире насекомых.3. Практикум по учету численности насекомых.4. Животные - соседи человека. Обитатели антропогенного ландшафта.5. Разнообразие животного мира..6. Осень в жизни птиц. Приспособление птиц к сезонным явлениям.7. Зимний практикум по изучению следов животных.8. Весенний учет птиц, посвященный Международному дню птиц .9. Практикум по составлению орнитологической карты.10. Гнездование и забота о потомстве у птиц. При изучении источников загрязнения окружающей среды дается их характеристика и классификация: организованные или неорганизованные; оборудованные или необорудованные; постоянные или временные; санкционированные или несанкционированные; место сбора, выброса, захоронения или складирования отходов; производственные характеристики: длина, глубина, высота, размеры сечения и объем выброса или сброса, качественный и количественный состав отходов и т.д.

Экологическая тропа «Заказник «Арга»»

Маршрут тропы «Заказник «Арга»», которая действует в нашей школе, проходит по живописным местам и охватывает наиболее достопримечательные объекты, которые интересны с точки зрения познавательного и воспитательного значения, выполнения работ общественно- полезного характера, учебной, исследовательской, природовосстановительной деятельности. Инициативная группа подобрала интересные площадки. Одна из основных задач данной тропы - воспитание гордости за малую Родину и сопричастность к сохранению природы. Местонахождение: Красноярский край, г. Боготол, Прохождение: пешком. Землепользователь: Муниципальное образование г. Боготол. Значение тропы: Создание экологической тропы на территории заказника для научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, преподавателей, просветительская работа среди жителей города.

Маршрут «Заказник «Арга»»

№ площадки

Название

Объекты

1

«Школьный двор»

Пришкольный сад, школьный двор и их обитатели

2

«Боготольская сельскохозяйственная опытная станция»

Отдел агротехники и лаборатория агрохимии

3

Заказник «Арга», речка Улуйка.

Место реаклиматизации бобра восточно-европейского.

4

Деревня Лозняки

Льно-завод

5

Речка Фузеевка

Заболоченная территория, смена речного сообщества на водно-болотное

6

Река Чулым

Водокачка-химическая лаборатория, водоотстойники

7

«Зона отдыха река Чулым»

Флора, фауна; кострища, несанкционированные свалки.

8

«Лесхоз»

Флора окрестностей города

9

«Пожарная часть»

Схемы тушения лесных пожаров

10

Городской парк

Искусственная экосистема и её обитатели

Ученики на тропе - исследователи, непосредственно сталкивающиеся с загадками окружающего мира, способами их решения, если будут воспринимать окружающую его природу целостно, интегрировано. Очень важно: обучение навыкам исследовательской работы в природных условиях, установление простейших взаимосвязей в природе, установление простейших взаимосвязей человек-природа в историческом плане, обработка и оформление результатов исследований (написание рефератов, творческих отчетов), выступления с учебно-исследовательскими работами на школьных, городских, краевых конференциях, участие в экологических проектах и акциях: «Марш парков», «День птиц». «День Земли» и других.

Бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого и непременным стимулом созидания. Конечной целью является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, а формирование экологического сознания и гражданской позиции. А это значит, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный характер.

Литература

  1. Бешко Н.Ю. Экологическая тропа.Методическое пособие для учителей.Ташкент-2010.

  2. Захлебный А.Н. Учебная экологическая тропа. - М., 1986.

  3. Материалы Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», 2010-2011 г.

  4. Харченкова Е.А. Развитие творческой активности школьников в процессе создания экологических троп //Биология в школе, 1984, № 4.

  5. Интернет-сайты:

catalog.alledu.ru/predmet/ecology/

vegun.ru, eco.nw.ru, unnats.narod.ru, festival.1september.ru,

ьvseozemle.ru, ecoportal.ru,..

6


© 2010-2022