• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Экология 54. 02. 01. Дизайн (по отраслям). Аудиторная учебная работа 36 часов, ЛПЗ 10 часов. Рекомендовано ФГАУ ФИРО Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Экология 54. 02. 01. Дизайн (по отраслям). Аудиторная учебная работа 36 часов, ЛПЗ 10 часов. Рекомендовано ФГАУ ФИРО Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № ___

к образовательной программе

54.02.01. Дизайн

(по отраслям)

утверждённой приказом директора

№ ___ от _________ 2015 г.



Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД .12 Экология


54.02.01. Дизайн (по отраслям) __________________________________________________________________

(специальность)

дизайнер ____________________________________________________________________

(Квалификация)

очная

____________________________________________________________________

(Форма обучения)









Нижневартовск

2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)», утверждённого приказом Министерства образования и науки от 27.10.2014 г., Приказ № 1391 (вступает в силу с 1.09.2015 г.).

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)» в 1 семестре.

Составитель программы: Овсянкина Татьяна Леонидовна

Должность: преподаватель

Рассмотрена на заседании МК естественнонаучных дисциплин

«____» от ___________2015 г.

Протокол № _____

Руководитель: _______/Т.Л.Овсянкина

Рекомендована к утверждению

на заседании МС

«____» ___________2015 г.

Протокол № ____








СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. условия реализации программы учебной дисциплины

1.


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12 ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле (ОУД - общеобразовательные учебные дисциплины - базовые) учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве

примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г.


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:


  • личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


  • метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;


  • предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

1. Экология как научная дисциплина

Общая экология.

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере

Социальная экология.

Знакомство с предметом изучения социальной экологии.

Умение выделять основные черты среды, окружающей человека

Прикладная экология.

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения.

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Среда обитания человека.

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

Городская среда.

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.

Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.

Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений.

Сельская среда.

Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности

3. Концепция устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития.

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Устойчивость и развитие.

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде

4. Охрана природы

Природоохранная деятельность.

Знание основных типов организаций, способствующих охране природы.

Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

Природные ресурсы и их охрана.

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

Процесс изучения дисциплины «Экология» направлен на формирование следующих общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий)

36 часов;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета во 1-м семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.12 Экология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

1

2


3

Введение


Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

1

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии в освоении специальностей среднего профессионального образования.

2


Информационные (лекционные) занятия


1

Введение

1

2

Значение экологии в освоении специальностей СПО.

1

Самостоятельная работа обучающихся №1

1

Тема 1. Экология

как

научная

дисциплина

Содержание учебного материала

Уровень освоения

6

1

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

2

2

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».

2

3

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

1


Информационные (лекционные) занятия


3

Среда обитания и факторы среды.

1

4

Популяция. Экосистема. Биосфера.

1

5

Социальная экология.

1

6

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

1

7

Прикладная экология.

1

8

Практическая работа №1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

1

Самостоятельная работа обучающихся №2

3


Тема 2.

Среда

обитания человека

и экологическая безопасность

Содержание учебного материала (указывается перечень дидактических единиц темы)

Уровень освоения

12

1

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

2

2

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

1

3

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

1


Информационные (лекционные) занятия


9

Среда обитания человека.

1

10

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.

1

11

Шум и вибрация в городских условиях и их влияние на здоровье городского человека.

1

12

Экологические вопросы строительства в городе.

1

13

Экологические требования к организации строительства в городе.

1

14

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений.

1

15

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность.

1

16

Контроль за качеством строительства.

1

17-18

Практическая работа №2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

2

Информационные (лекционные) занятия


19

Сельская среда.

1

20

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

1

Самостоятельная работа обучающихся №3

6

Тема 3. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

Уровень освоения

7

1

Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

2

2

Устойчивость и развитие. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.

2


Информационные (лекционные) занятия


21

Возникновение концепции устойчивого развития.

1

22

Практическая работа №3. «Устойчивое развитие».

1

Информационные (лекционные) занятия


23

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

1

24-25

Практическая работа №4. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

2

26-27

Практическая работа №5. Экологические след и индекс человеческого развития.

2

Самостоятельная работа обучающихся №4

4

Тема 4.

Охрана природы

Содержание учебного материала (указывается перечень дидактических единиц темы)

Уровень освоения

7

1

Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.

2

2

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

2


Информационные (лекционные) занятия


28

Природоохранная деятельность.

1

29

Экологические кризисы и экологические ситуации.

1

30

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

1

31

Практическая работа №6. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

Информационные (лекционные) занятия


32

Природные ресурсы и способы их охраны.

1

33

Охрана лесных ресурсов в России.

1

34

Практическая работа №7. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

1

Самостоятельная работа обучающихся №5

4

Промежуточная аттестация


35-36

Дифференцированный зачет

2


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология» (оснащение стандартное).

  • Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- стулья;

- доска классная;

- рабочее место преподавателя.


  • Учебно - наглядные пособия:

- пособия на печатной основе (таблицы, стенды, плакаты).


  • Технические средства обучения:

(Мультимедийное приложение: образовательная оболочка (bel-shkola.ru/).)

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- офис камера;

- стационарный ПК;

- ноутбук;

- электронные средства обучения.

Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных преподавателем.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся:

  1. Валова В.Д. Экология. - М., 2012.


  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2014.

  2. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М., 2013.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

  4. Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.


  1. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.


  1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10- 11 классы. - М., 2014.

Для преподавателя:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».


  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».


  1. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

  2. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций / П.М.Скворцов, Е.В.Титов, Е.В.Колесова, Я.В.Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 13 с.ISBN 978-5-4468-2606-3


  1. Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М., 2011.

  2. Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М., 2011.


  1. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М., 2012.

Интернет-ресурсы

Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

Российский образовательный портал edu.ru

Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования firo.ru/

Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru

Электронная версия газеты «Биология» rus.1september.ru

Каталог экологических сайтов

ecologysite.ru

Сайт экологического просвещения

ecoculture.ru

Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России

ecocommunity.ru



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

Умение выделять основные черты среды, окружающей человека.

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Знакомство с объектом изучения экологии.

Демонстрация значения экологии при освоении специальностей среднего профессионального образования.

Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.

Знакомство с предметом изучения социальной экологии.

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.

Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений.

Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Знание основных типов организаций, способствующих охране природы.


Экспертная оценка на практическом занятии

(Выполнение практикоориентированного задания, компьютерное тестирование, тестирование).

Экспертная оценка по критериям.

Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур по теме.

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа.










Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета

в виде теста, в основе которой лежит пятибалльная система оценивания.


© 2010-2022