- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии к УМК И. Н. Пономаревой 9 класс
Рабочая программа по биологии к УМК И. Н. Пономаревой 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономарева И.П. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
_____________Лисицына В.В.
«___» ________ 2014 г
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Ярковская СОШ»
________________ Хромова Н.Ю.
«___» _________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«БИОЛОГИЯ»
9 класс,
базовый уровень
количество часов в неделю - 2 .
количество часов за год - 70 .
Разработана Пономаревой И.П.
учителем биологии первой
квалификационной категории
Составлена в соответствии с программой Федерального Государственного стандарта Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии ( 70 часов, 2 раза в неделю).// Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы._М.: Вентана-Граф, 2008.-с.73.
Учебник - Основы общей биологии учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под ред.И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2008.
Рассмотрена на заседании методического объединения,
Протокол №____ от «____» _____20____ г.
с.Ярки
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы:И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2011г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-
формирование у школьников экологического мышления;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 70 часов на изучение биологии в 9 классе.
В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -70 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Раскрытие учебного содержания в курсе «Основы общей биологии» проводится по разделам и темам.
Содержание учебной программы:
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
1. Введение в основы общей биологии (3 ч).
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Основы учения о клетке (10 ч.)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы - неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа:
-
«Сравнение растительной и животной клетки».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - общие принципы организации живых существ;
обосновывать: - выделение двух форм клеточной организации;
анализировать: - гомологию в строении и жизнедеятельности различных эукариотических клеток;
характеризовать: части клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторные работы:
-
«Онтогенез на примере цветковых растений».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - биологическое значение оплодотворения, роль зиготы;
характеризовать: - два основных типа размножения;
понимать: - суть митоза и мейоза;
объяснять: - процессы клеточного деления и его биологическое деление;
познакомиться: - с этапами онтогенеза.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
4. Решение генетических задач.
5. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».
6. «Изучение изменчивости у организмов».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - типы наследования признаков;
характеризовать: - роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе;
объяснять: - основные понятия генетики;
описывать: - механизм определения пола.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
После изучения темы учащимся следует:
знать: - генетическое обоснование селекции новых организмов;
объяснять: - значение неродственного и близкородственного скрещивания;
характеризовать: - механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов;
понимать: - основные особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
После изучения темы учащимся следует:
знать: - современные представления о происхождении жизни на Земле;
называть: - два основных этапа в происхождении и развитии жизни на Земле;
объяснять: - какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле;
характеризовать: - этапы формирования первых организмов на Земле.
7. Учение об эволюции (9)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Экскурсия: 1. «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие;
характеризовать: - движущие силы эволюции;
- главные направления эволюции органического мира;
- вид, его критерии;
обосновывать: - причины многообразия видов и приспособленность организмов к среде обитания;
выявлять: - основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;
- причины вымирания видов;
применять знания: - о движущих силах эволюции;
объяснять: - процессы возникновения приспособлений и образования новых видов.
8. Происхождение человека (антропогенез) (7ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
После изучения темы учащимся следует:
знать: - происхождение человека;
характеризовать: - движущие силы антропогенеза;
сравнивать: - основные стадии антропогенеза;
обосновывать: - расовые различия и их происхождение;
выявлять: - факторы эволюции современного человека;
применять знания: - для выявления антинаучности идеологий расизма и социального дарвинизма.
9. Основы экологии (15)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Среднего Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Лабораторные работы:
7. «Приспособленность организмов к среде обитания».
8. «Оценка качества окружающей среды».
Экскурсии: 2. «Оценка качества окружающей среды».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - экосистемы, их структурные компоненты;
характеризовать: - причины колебания численности популяции;
объяснять: - регуляцию численности как основу сохранения популяций;
сравнивать: - экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты;
обосновывать: - причины устойчивости и смены экосистем;
- круговорот веществ в экосистеме, его значение;
выявлять: - пищевые связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение;
применять знания: - для объяснения причин устойчивости и смены экосистем.
Итоговый контроль и тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
-
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
-
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
-
знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
-
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
-
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
-
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
-
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
-
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
-
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
-
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
-
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
-
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
-
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
-
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
-
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
-
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
-
понимание особенностей тендерной социализации в подростковом возрасте;
-
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Учебно-методическое обеспечение:
литература для учащихся:
-
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
-
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»
(М., «Наука», 1996 год)
литература для учителя:
-
Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
-
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»
(М., «Просвещение», 1981 год)
-
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология - в 3 томах»
(Москва, «Мир», 1993 год)
-
Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»
(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
-
Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
-
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
-
Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
-
Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
-
Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
-
Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»
(М., «Просвещение», 1981 год)
«Биология 5-9 кл. 4ч. Человек»,CD-ROM
«Биология 5-9 кл. 5ч. Общая биология»,CD-ROM
Интернет-материалы:
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематическое планирование (70 часов)
№ п/п
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся.
Вид контроля
Количество часов
Дата
План
Факт
Тема 1. Введение в основы общей биологии.(3часа)
1.
Биология - наука о живом мире.
Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека
Устный: текущий
1
2
Общие свойства живых организмов
Знать: общие свойства живого;
Уметь: доказывать, что любой организм - это биосистема
Устный текущий
1
3
Многообразие форм живых организмов.
Знать: многообразие форм жизни; структурные уровни организации жизни;
Уметь: характеризовать организм как биосистему; различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации
Устный текущий
1
Тема 2. Основы учения о клетке. (10 часов)
4
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
Знать: основные положения клеточной теории в ее современном варианте; разнообразие клеток и тканей эукариотических организмов; клетка как основная структурная и функциональная единица живых организмов;
Уметь: сравнивать растительные и животные клетки, делать выводы на основе сравнения.
1
5
Химический состав клетки.
Знать: химический состав клетки; понятие «гомеостаз»;
Уметь: показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ
Устный текущий
1
6
Белки и нуклеиновые кислоты.
Знать: особенности строения органических веществ в клетке - белков и нуклеиновых кислот; белки и их функции; нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) - хранение и передача наследственной информации
Устный текущий
1
7
Строение клетки.
Знать: строение клетки; главные структурные компоненты клетки;
Уметь: объяснять различия клеток эукариот и прокариот
Устный текущий
1
8
Органоиды клетки и их функции.
Знать: функции органоидов клетки; Уметь: объяснять особенности мембранных и немембранных органоидов клетки; распознавать и описывать составные части и органоиды клетки.
Лабораторная №1
1
9
Обмен веществ - основа существования клетки.
Знать: понятии е - обмен веществ и превращении энергии (метаболизм) как основе существования клетки; метаболизм клетки - анаболизм и катаболизм; значение молекулы АТФ.
Устный текущий
1
10
Биосинтез белков в живой клетке.
Знать: биосинтез белка в живой клетке; два этапа биосинтеза белка - транскрипцию и трансляцию; углубить знания о метаболизме.
Устный текущий
1
11
Биосинтез углеводов - фотосинтез
Знать: понятие «фотосинтез»,
Уметь: характеризовать две фазы фотосинтеза, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, применять теоретические знания.
Проверочная работа №3
1
12
Обеспечение клеток энергией. Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке»
Знать: сущность процесса биологического окисления
Уметь: сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания;
Устный текущий
1
13
Контрольно-обобщающий урок по темам «Основы учения о клетке»
Тематический контроль
1
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (5 часов)
14
Размножение живых организмов.
Знать: сущность и формы размножения организмов; половое размножение организмов и его значение; значение бесполого размножения организмов в природе.
Устный текущий
1
15
Деление клетки. Митоз.
Знать: о биологическом значении размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава; понятие «митоз» - универсальный способ деления клетки, его фазах
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи
Лабораторная №2
1
16
Образование половых клеток. Мейоз.
Знать: сущность процесса мейоза; I и II деление мейоза и его значение.
Устный текущий
1
17
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.
Знать: «онтогенез» организмов; эмбриональный и постэмбриональный периоды
Уметь: показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза.
Устный текущий
1
18
Обобщающий урок по теме «Размноже ние и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».
Тематический контроль
1
Тема 4. Основные учения о наследственности и изменчивости. (11часов)
19
Из истории развития генетики.
Знать: историю развития науки о наследственности и изменчивости организмов; вклад русских учекных в развитие генетики.
Устный текущий
1
20
Основные понятия генетики.
Знать: основные генетические понятия: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость; историю развития науки о наследственности и изменчивости организмов
Устный текущий
1
21
Генетические опыты Г.Менделя.
Знать: закономерности наследования признаков, закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления.
Уметь: записывать схемы скрещивания, оперировать генетической символикой, решать задачи на моногибридное скрещивание.
Устный текущий
1
22
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
Знать: дигибридное скрещивание, третий закон Г.Меделя.
Уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, генотипы родительских форм и потомства, решать задачи на дигибридное скрещивание.
Лабораторная №3
1
23
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Знать: основные положения хромосомной теории наследственности
Уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания, решать задачи на дигибридное скрещивание.
Устный текущий
1
24
Взаимодействие генов и их множественное действие.
Знать: понятие о генотипе как о целостной системе взаимодействующих генах, аллельные и неаллельные гены, генотипическая среда.
Уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания, решать задачи.
Устный текущий
1
25
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.
Знать: о хромосомном механизме определения пола, аутосомы и половые хромосомы, причины нарушения сцепления генов.
Уметь: развивать навыки решения генетических задач.
Устный текущий
1
26
Наследственная изменчивость.
Знать: тип изменчивости - комбинативная и мутационная, причины мутаций.
Уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы, решать задачи.
Устный текущий
1
27
Другие типы изменчивости.
Знать: модификационная изменчивость и причины ее проявления, «норма реакции», онтогенетическая изменчивость организмов.
Уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания, решать задачи.
Лабораторная №4
1
28
Наследственные болезни, сцепленные с полом.
Знать: причины возникновения некоторых генетических болезней
Уметь: охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания
Устный текущий
1
29
Контрольная работа
Тематический контроль
1
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. (5 часов)
30
Генетические основы селекции организмов
Знать: задачи и методы науки селекции, понятия: селекция, сорт, порода, штамм
1
31
Особенности селекции растений
Знать: селекция растений и ее методы, понятия : гибридизация, полиплоидия, гетерозис
Уметь показать основополагающую роль общебиологических закономерностей для с/х практики.
Устный текущий
1
32
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Знать: значение учения Н.И.Вавилова, центры многообразия и происхождения культурных растений
Устный текущий
1
33
Особенности селекции животных.
Знать: особенности животных, методы селекции животных, понятия: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез
Уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать навыки самостоятельной работы с учебником
Проверочная работа
1
34
Основные направления селекции микроорганизмов.
Знать основные направления селекции микроорганизмов, методы селекции
Уметь раскрывать значение биотехнологии в развитии микробиологической промышленности
1
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов)
35
Представления о возникновении жизни на Земле и в истории естествознания.
Уметь: выделять основные гипотезы о возникновении жизни, показывать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний
1
36
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Уметь формулировать понимание вопроса о происхождения жизни естественным путем, формулировать знания о коацерватной теории А.И.Опарина.
Устный текущий
1
37
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Уметь объяснять механизм фотосинтеза, появление на Земле мощного планетарного процесса - биологического круговорота веществ
Устный текущий
1
38
Этапы развития жизни на Земле.
Знать о делении истории Земли на эры и периоды, особенности флоры и фауны.
Уметь анализировать геохронологические данные
Устный текущий
1
39
Обобщающий урок по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» «Происхождение жизни и развитие органического мира»
Тематический контроль
1
Тема 7. Учение об эволюции. (9 часов)
40
Идея развития органического мира в биологии
Знать историю формирования и развития эволюционных идей
Уметь формулировать знания о системе органического мира К.Линнея, эволюционную теорию Ж.Б.Ламарка
1
41
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира
Знать основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, о движущих силах эволюции,
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы
Устный текущий
1
42
Современные представления об эволюции органического мира
Уметь формулировать представление о современном эволюционном учении в целом, так и о микроэволюции, макроэволюции, элементарных факторах эволюции, понятие о популяции как элементарной единице эволюции
Устный текущий
1
43
Вид, его критерии и структура
Знать понятие «вид», его критерии и структура
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы
Устный текущий
1
44
Процессы видообразования
Знать/уметь: понятие о видообразовании как результате микроэволюции; характеризовать два пути видообразования - аллопатрический и симпатрический
Устный текущий
1
45
Макроэволюция - результат микроэволюций
Знать /уметь: понятие «макроэволюция»
Проверочная работа
1
46
Основные направления эволюции
Знать /уметь: главные направления эволюционного процесса; понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе
Устный текущий
1
47
Основные закономерности биологической эволюции
Знать/уметь: понятие «эволюция»; основные закономерности эволюции
Лабораторная №5
1
48
Контрольно-обобщающий урок по теме «Учение об эволюции»
Тематический контроль
1
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез). (7 часов)
49
Эволюция приматов
Знать/уметь: происхождение человека от животных; далекие предки человека, их развитие в изменяющихся условиях обитания; отмечать коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком; история становления научных взглядов.
1
50
Доказательства эволюционного происхождения человека
Знать/уметь: вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека, уметь научно обосновывать происхождение человека.
Устный текущий
1
51
Ранние этапы эволюции человека.
Знать/уметь: эволюция органического мира, стадии эволюции человека, движущие силы эволюции, разнообразие форм древнейших людей; уметь сравнивать предков человека между собой и объяснять причины их сходства и различия.
Устный текущий
1
52
Поздние этапы эволюции человека.
Знать/понимать: этапы антропогенеза, особенности внешнего строения и образа жизни кроманьонцев, биосоциальная сущность человека.
Устный текущий
1
53
Человеческие расы, их родство и происхождение
Знать/уметь: расогенез, человеческие расы и их особенности, единство происхождения всех рас человека, обосновывать равноценность и генетическое единство человеческих рас.
Устный текущий
1
54
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
Уметь объяснять место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и среды.
Устный текущий
1
55
Контрольно-обобщающий урок по теме «Происхождение человека (антропогенез)
Тема 9. Основы экологии. (10 часов)
56
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы
Знать/уметь: экологические факторы как свойства среды обитания организмов и их разнообразии, среды жизни организмов, основные экологические типы живых организмов: гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты.
1
57
Общие законы действия факторов среды на организм
Знать/уметь: закономерности действия факторов среды на организмы, уметь применять знания экологических законов
Устный текущий
1
58
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Знать/уметь: о приспособленности организмов к факторам среды, понимать: «жизненная форма» «экологическая группа», анализировать воздействие факторов окружающей среды на организмы.
Лабораторная №6
1
59
Биотические связи в природе
Знать/уметь: многообразие и сложный характер между живыми организмами в природе, характеризовать типы биотических связей между организмами.
Устный текущий
1
60
Популяции. Функционирование популяции во времени.
Знать/уметь: понятие о популяциях как особых надорганизменных системах, экологические характеристики популяций: демографическая, пространственная. Уметь решать биологические задачи.
Проверочная работа
1
61
Сообщества
Знать/уметь: понятие «биоценоз» как закономерном сожительстве видов в природе, понятие «биотоп», раскрывать роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов, понятие «экологическая ниша»
Устный текущий
1
62
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Знать/уметь: сущность процессов круговорота веществ, превращении энергии в экосистемах, компоненты биогеоценоза, уметь решать экологические задачи.
Устный текущий
1
63
Развитие и смена биогеоценозов
Развитие и смена биогеоценоза, понятие сукцессия и ее виды.
Устный текущий
1
64
Основные законы устойчивости живой природы
Знать/уметь: механизмы устойчивости биосистем разного масштаба, принцип цикличности, объяснять принцип биологического разнообразия и его значение в формировании устойчивых экосистем.
Устный текущий
1
65
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Знать/уметь: понятие об экололгии как научной основе рационального использования природы и поиска путей выхода из глобальных экологических кризисов.
Лабораторная №7
1
66
Итоговая контрольная работа по курсу основ общей биологии.
Тематический контроль
1
67
Резерв
1
68
Резерв
1
69
Резерв
1
70
Резерв
1
9