Конспект урока терморегуляция и закаливание

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Терморегуляция организма. Закаливание.

Цели:

- Формирование представлений учащихся о терморегуляции и закаливании организма человека. Познакомить учащихся с основными правилами закаливания, с основными видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процедурами. Показать значимость закаливающих процедур.

- Развитие связной устной речи, восприятия, внимания учащихся.

- Воспитание интереса к собственному организму, интереса к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, знакомство с классом, настрой на работу. Сегодня мы будем проводить урок - исследование. Мы сформировали 3 исследовательские лаборатории.

  1. Активизация познавательной деятельности.

Я предлагаю выполнить задание. Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия 5 животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?

Л

Я

Г

Ч

Е

Й

К

Ш

У

Ц

Р

Е

А

З

А

Я

В

В

О

Б

А

Б

Ь

А

Ч

К

А

М

У

Р

(ответ: лягушка, заяц, бабочка, муравей, червь. Лишний - заяц (теплокровное животное, остальные - холоднокровные )).

Тепло-форма энергии, имеющая очень важное значение для поддержания живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения их деградации и гибели. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.



  1. Изучение новой темы.

Тема нашего урока - Терморегуляция организма. Закаливание.

Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать по данной теме?

(дети сами формулируют цели, я добавляю, смотрим на слайд).

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 литр ледяной воды. И если бы тело было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 *С, а часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?( Организм отдает лишнее тепло, в этом принимает участие кожа.)

? Как вы думаете, что такое терморегуляция? (дети пробуют дать определение, сам смысл заложен в термине).

Терморегуляция - процесс выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду.

Вместе с несколькими друзьями вы отправляетесь в баню. Какая средняя температура в парной?

Что же будет с куском мяса, взятым в парную,

и холодной водой, испарению которой препятствовал слой масла,

и стакан с водой?

(При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в пар. На испарение 1 г. воды (1 мл.) затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот - это водянистая жидкость, содержащая 0,1 - 0,4% хлористого натрия, лактата натрия (соль молочной кислоты) и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости благодаря активности потовых желез, находящихся под контролем особых нервных волокон симпатической нервной системы, принимающей импульсы из гипоталамуса.)

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36,7*С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900мм пота, но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может вырасти до 12л.

- в теплоотдаче главную роль играет кожа. Колебания температуры окружающей среды действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1см2 приходится 12 «холодовых» и 1-2 «тепловых точек».(Вся поверхность кожи содержит около 250тыс «холодовых» и 30тыс «тепловых»).

РАБОТА исследовательских лабораторий. (2-3 мин)

Цель: выяснить, что происходит при раздражении рецепторов кожи? Внимание на слайд. (3-4 мин).

Класс делю на три лаборатории.

1 - Рассматривает тепловые рецепторы

2 - Рассм. холодовые рецепторы.

3* - Контрольная. Отследить работу других лабораторий, поправить.

Группы поясняют свой выбор.

(Проверка по видеофрагменту).

При неблагоприятных условиях возможны нарушения терморегуляции.

В чем это может проявиться? (Тепловой и солнечный удар или переохлаждение).

Работа лабораторий по заполнению таблицы. «Оказание первой медицинской помощи при нарушении терморегуляции».(3 мин)

Можно пользоваться материалом учебника. С 210.

Посмотрите на таблицу, которую вам надо заполнить. Почему мы об этом сегодня разговариваем? Зачем вам эти знания?

Нарушение терморегуляции

Признаки

Приемы первой помощи

1

Тепловой удар

2

Солнечный удар

3*

Общее переохлаждение организма


? К чему может привести переохлаждение организма? (к различным простудным заболеваниям)

Давайте проведем

блиц - опрос.(2 мин). Я не озвучиваю.

  1. Как часто у вас в этом году была простуда?

  1. Ни разу;

  2. От1 до4 раз;

  3. Более 4 раз.

  1. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?

0 - нет;

1 - одно заболевание;

2 - комплекс заболеваний.

  1. Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.).

  1. Крайне редко;

  2. Часто;

  3. Очень часто.

Встаньте те, у кого 0-1 балл, от ваше здоровье в порядке,

2-4 балла - вы в группе риска,

5-6 баллов - ваш организм ослаблен.

Подводя итоги опроса мы увидели, что среди вас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания.

Что делать? Как помочь себе? (Закаляться).

Что такое закаливание? Попробуем дать определение.

Записываем определение в тетради.

Закаливание - постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду.

? Как можно закаливать свой организм? Существуют ли правила закаливания организма?

Есть много известных людей, которые имели крепкое здоровье, благодаря закаливанию.

И.П.Павлов до 80 лет купался в Неве и летом и осенью.

Л.Н. Толстой ходил босиком и обливался холодной водой.

И.Е.Репин - зимой спал с открытым окном, а его борода и усы покрывались инеем в морозную ночь.

А.В. Суворов - выливал на себя ушат холодной воды каждое утро.

Предлагаю лабораториям поработать над созданием правил закаливания.(5 мин на подготовку, 1 мин. На защиту проекта.)

1 группа разработать «Общие правила закаливания».

2 группа «Закаливание водой».

3 группа «Воздушные и солнечные ванны».

При подготовке можно пользоваться учебником.

Каждая лаборатория защищает свою работу. Обсуждение. В качестве проверки и добавления смотрим видеофрагменты.

  1. Закрепление изученного материала.

Закончите предложение…

  1. Солнце, воздух, вода --------- средства закаливания.

  2. душ, купание, загорание--------примеры общих закаливающих процедур

  3. умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т. д. ------------- примеры местных закаливающих процедур.

  4. Чтобы возобновить закаливание, если оно по какой -то причине было прервано нужно---- «вернуться на шаг назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 *С, то после перерыва до 24*С.)

  5. Эти процедуры можно принимать не выходя из своей комнаты ---при открытом окне - солнечные и воздушные ванны.

  6. занятия физкультурой влияют на процесс закаливания +, так как в процессе занятий спортом «приучение» организма к воздействию холода идет быстрее.

  7. Закаливание можно начинать-------- с рождения.

  8. Умение одеваться может помочь в закаливании одежда должна ----соответствовать сезону года, нельзя «кутаться», но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в теплой одежде.

  9. Успех в закаливании зависит от настойчивости и упорства, потому что главное в закаливании - -----систематичность процедур.

  10. Можно ли соревноваться в закаливании? нет, у каждого - свой ритм и график.

  11. Что такое здоровье? «Здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

  12. От чего зависит физическое здоровье человека?

-от рационального питания;

-от двигательной активности;

-от отказа от вредных привычек;

-от соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения;

-от оптимального сочетания умственного и физического труда;



  1. Итог. Подводим итог викторины, урока. Что нового узнали на уроке? Что еще хотели бы узнать? Выставление и комментарий оценок. Благодарю за работу.

  2. Домашнее задание. Параграф 41.



© 2010-2022