Конспект урока по биологии на тему: Жизнь в мезозойской эре

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.


2.












3.



4.



5.




















































6.









7.





8.

Организационный

- Здравствуйте ребята!

- Садитесь.


Актуализация чувственного опыта

Ребята, давайте вспомним предыдущую тему и ответим на вопросы:

- Когда появились первые наземные растения? Как они назывались?

- В каком направлении шла эволюция растений на суше?



- Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?


- Какие животные характерны для палеозойской эры?

- Какие крупные ароморфозы были в эволюции позвоночных?

- Как назывались первые земноводные животные?

- Правильно, молодцы!

Мотивация учебной

Какая эра начиналась после палеозоя? Из каких периодов состоит эта эра? Какие климатические условия установились в это время? Какие живые организмы обитали в отличие от предыдущих эр?


Сообщение темы,

Мы сегодня будем изучать тему «Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему. Цель нашего урока: изучить развитие жизни в мезозойскую эру, изучить основные направления развития живых организмов в кайнозойскую эру.

Первичное восприятие и осознание

Около 240 млн. лет назад наступила мезозойская эра развития жизни на Земле. В это время происходили интенсивные горообразовательные процессы. Появились Урал, Тянь-Шань, Алтай. На большей части земного шара установился теплый климат, близкий к современному тропическому. К концу мезозойской эры зона сухих климатических условий расширилась, сократились площади морей и океанов. Мезозой называют эрой пресмыкающихся и голосеменных растений. В течение этой эры пресмыкающиеся достигли огромного разнообразия. Они заселили всю сушу, моря, некоторые приспособились к полету. К концу мезозоя постепенно, в течение нескольких миллионов лет происходит массовое вымирание динозавров.

Рассмотрите геохронологическую таблицу. Какие периоды входят в эру мезозоя?

Появляются первые покрытосеменные (цветковые) растения.

- Какие преимущества имеют покрытосеменные растения по сравнению с голосеменными растениями?


- Верно, что такое ароморфоз?

Можно ли считать появление цветка ароморфозом? Почему?

Появление цветка можно считать результатом крупного ароморфоза потому, что произошло повышение уровня организации растения. Появление цветка определило дальнейшие этапы в развитии органического мира. А именно сопряженную эволюцию насекомоопыляющихся растений и насекомых-опылителей.

В животном мире достигли рассвета насекомые и рептилии.

Рассмотрите рисунок 52 на странице 90 учебника, прочитайте к нему пояснения, ответьте на вопросы.

- Что можно сказать о многообразии рептилий?


- В чем причины такого многообразия?

Мезозойская эра завершилась новыми горообразовательными процессами. Возникли Альпы, Анды, Гималаи. Наступило похолодание, сократился ареал околоводной растительности. В морях вымерли многие формы беспозвоночных и морские ящеры. На суше вымерли растительноядные, а за ними - хищные динозавры.

От прошлого поразительного разнообразия класса пресмыкающихся в наши дни уцелело около 6000 видов.

Назовите известных вам представителей этого класса.


Вследствие вымирания хищных рептилий наиболее приспособленными оказались теплокровные животные - птицы и млекопитающие.

Птицы произошли от вполне сформированных рептилий - архозавров.

Возникновение птиц должно было сопровождаться появлением крупных ароморфозов в строении. Пользуя учебник, назовите эти ароморфозы.



- Каким образом формировались отличительные особенности строения птиц?


- Отлично.

Возникновение млекопитающих связано с крупными ароморфозами как: образование волосяного покрова и четырехкамерного сердца, полное разделение артериального и венозного кровотоков, внутриутробное развитие потомства и вскармливание детенышей молоком. Также развивалась кора головного мозга.

Теперь рассмотрим жизнь в кайнозойскую эру.

В начале кайнозойской эры завершились горообразовательные процессы Обособились моря. Установился ровный теплый климат.

Примерно 2-3 млн. лет назад наступило оледенение значительной части Земли.

- К каким последствиям это привело?

- Верно.

В течение кайнозойской эры продолжалось развитие животного мира. Увеличивалось многообразие насекомых, появились новые виды птиц и очень быстро развивались млекопитающие.

Млекопитающие были представлены тремя подклассами: однопроходными - утконос и ехидна, сумчатыми и плацентарными. Однопроходные возникли от звероподобных рептилий раньше и независимо от других млекопитающих. Сумчатые и плацентарные млекопитающие произошли от общего предка в конце мезозойской эры и сосуществовали до начала кайнозойской эры, когда наступил «взрыв» в эволюции плацентарных, в результате которого они вытеснили сумчатых с большинства континентов.

Наиболее примитивными были насекомоядные млекопитающие, от которых произошли первые хищные и приматы. Первые хищники дали начало копытным. Около 30-40 млн. лет назад млекопитающие начали завоевывать море (китообразные, ластоногие). К середине кайнозойской эры встречались уже все современные семейства млекопитающих. Одна из групп обезьян - австралопитеки - стала родоначальницей ветви, ведущей к роду Человек.

Оледенения, происходившие на протяжении кайнозойской эры и достигшие максимального распространения около 250 тыс. лет назад, способствовали развитию холодоустойчивой фауны. На Северном Кавказе и в Крыму встречались мамонты, шерстистые носороги, северные олени, песцы, полярные куропатки. Образование больших масс льда вызвало понижение уровня Мирового океана.

Обобщение и систематизация

и ранее

- А теперь для закрепления знаний, полученных на сегодняшнем уроке, ответим на вопросы?

- Когда появились цветковые растения?

- Какие у них эволюционные преимущества?


- Вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие?



- К чему привело оледенение?


Подведение итогов урока. Оценка

отдельных

А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Итак, мы сегодня познакомились с темой «Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры». Рассмотрели преобразования климата в мезозойской и кайнозойской эрах, выявили основные ароморфозы живых организмов, населявших Землю. Есть вопросы по данной теме? Все понятно? Я поставила оценки ученикам, отвечающим на уроке. После звонка принесете дневники.

Домашнее

- А сейчас откройте дневники, записывайте домашнее задание: прочитать 89-94 страницы, ответить на вопросы на страницах 92 и 94.

- До свидания!





момент

- Здравствуйте!

и опорных знаний учащихся


- В начале палеозойской эры населяют в основном моря, но спустя 150-170 млн. лет появляются первые наземные растения - псилофиты.

- Эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствования сосудистой системы. Распространяются хвощи, плауны, папоротникообразные.

- Переход к семенному размножению дал растениям много преимуществ: зародыш в семени защищен от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пищей.

- В палеозойской эре существовали губки, кораллы, иглокожие, моллюски, челюстноротые, рыбы, земноводные.

- Крупные ароморфозы - появление хватательного ротового аппарата, появление парных конечностей- плавников.

- Первые земноводные животные - стегоцефалы.

деятельности учащихся

Слушают.


цели и задачи урока


Записывают.


учащимися нового материала

Слушают.






Записывают в тетради основные преобразования Земли.

Перечисляют названия периодов: триас, юра, мел.


- Наличие хорошо развитой проводящей системы, зародыш имеет запас питательных веществ, защищен оболочками, двойное оплодотворение, появление цветка, который привлекает насекомых - опылителей.






- Были такие рептилии как рогатый динозавр, ихтиозавр, стегозавр, бронтозавр, появились даже летающие ящеры.

- Причина такого многообразия - различные условия сред обитания




К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц - прыткая ящерица, живородящая ящерица, веретеница; змей - обыкновенный уж, обыкновенная гадюка; черепах - болотная черепаха; крокодилов.



- Возникновение птиц сопровождалось появлением крупных ароморфозов в их строении: они утратили одну из двух дуг аорты и приобрели полную перегородку между правым и левым желудочками сердца. Полностью разделилась артериальная и венозная кровь, появились губчатые легкие.

- Отличительные особенности строения птиц - перьевой покров, преобразование передних конечностей в крылья, роговой клюв, воздушные мешки и двойное дыхание, наличие киля - являются приспособлениями к полету, то есть идиоадаптациям.

Слушают.






- Теплолюбивая растительность вымерла, появилась холодоустойчивая травянистая и кустарниковая растительность.


Записывают подклассы млекопитающих.












изученных на уроке понятий

усвоенных знаний.


- Первые цветковые растения появились в мезозойскую эру около 240 млн. лет назад.

- Цветковые имеют сильно развитую проводящую систему, цветок привлекает насекомых-опылителей, зародыш снабжен запасами пищи и защищен оболочками.

- Возникновение млекопитающих связано с такими крупными ароморфозами как: образование волосяного покрова и четырехкамерного сердца, полное разделение артериальной и венозной крови, внутриутробное развитие потомства и вскармливание детенышей молоком.

- Оледенение привело к вымиранию теплолюбивой растительности. Появилась холодоустойчивая растительность.

работы всего класса и знаний

учеников.



- Вопросов нет.


задание


- До свидания!




1 мин.


10 мин.












3 мин.



1 мин.



17 мин.




















































9 мин.









3 мин.





1 мин.


© 2010-2022