Тезисы МНЕМОТЕХНИКА - ПЕРСПЕКТИВА В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МНЕМОТЕХНИКА - ПЕРСПЕКТИВА В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ .

Крашенинникова Т.Н.

Руководитель: Гуливец Л.В.

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»,

Свердловская область, г. Екатеринбург



С каждым днем нам приходится запоминать все больше и больше различной информации. Особенно важным периодом жизни в плане запоминания и развития памяти является школа, колледж, ВУЗ. Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Студентам очень важно за короткие сроки запоминать большие объемы информации, особенно это касается сессий и экзаменов. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Медики во время своей работы получают огромнейшие потоки информации, которые им нужно уметь анализировать, сравнивать с нормами, а также знать названия препаратов, их дозировку и многое другое. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач в профессиональной сфере. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации. Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал[1].

Проблема состоит в том, что мы постоянно все забываем. Прочитанные книги забываются через неделю, просмотренные фильмы - уже через день, на дни рождения друзей реагируем благодаря напоминаниям в социальных сетях, а о датах важных встреч или о том, что нужно купить, предупреждают памятки в мобильных устройствах. А парадокс заключается в том, что на память жалуются не столько люди в возрасте, сколько молодежь.

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения (забывания), воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия"[2]. Основные факторы, которые влияют на нашу память: стрессы, вредные привычки, развитие высоких технологий, информационная перегрузка.

Цель исследования: изучить свойства памяти посредством приемов и методик мнемотехники.

Задачи:

  • Изучить эффективные приемы мнемотехники для запоминания.

  • Оценить эффективность приемов мнемотехники.

  • Разработать рекомендации (методички) для студентов способствующие для эффективного запоминания в процессе обучения.

Мнемотехника - совокупность методов запоминания различных видов информации на основе выстраивания ассоциаций. Ее преимущество в том, что мнемотехника замедляет старение мозга. Ассоциация - это нейронные связи, поэтому, чем больше ассоциаций в своей жизни вы придумываете, тем больше нейронных связей создаете. Чем больше нейронных связей образуется в вашем мозге, тем медленнее он стареет [4].

На базе Свердловского областного медицинского колледжа было проведено исследование, благодаря которому удалось установить продуктивность запоминания у студентов. 30 студентам были предложены 20 слов, пронумерованные по порядку и не связанных между собой по смыслу. На запоминание 40 секунд. Затем тестируемые должны были записать все эти слова по памяти с точным указанием порядкового номера. Все совпадения подсчитывались и производился расчет продуктивности памяти по методике «Диагностика продуктивности запоминания» [5]. Мы установили, что без использования мнемотехники средний результат студентов составил от 30-70%. Затем аудитории предложили использовать методику мнемотехники ассоциативной связи («Сумасшедшая сказка») и средний результат составил от 90-100%. Данное исследование иллюстрирует эффективность приемов и методик мнемотехники.

На сегодняшний день, прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания , таких как:

Буквенный код - образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

Ассоциации - нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

Рифмы - создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

Созвучие - запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

Метод римской комнаты - присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате[3].

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти и иметь возможность ее эффективно использовать. Поэтому важна тренировка памяти. Мнемотехника - одно из самых перспективных направлений, которое действительно позволяет развивать мышление. Использование мнемонических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе.

Ада́м Смит шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории писал: «Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность».

Список литературы:

  1. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: biografia.ru/about/psihologia125.html

  2. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - superidea.ru/intel/mem/lapp. htm

  3. Станислав М. Феноменальная память: Методы запоминания информации- Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

  4. supermemory.gets.ws/

  5. Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. Практические указания к курсу «Психология и педагогика» Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. - Владивосток, ИПК МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2005г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: msun.ru/folders/edu_lit/kaf/phsihology/029.pdf


© 2010-2022