- Преподавателю
- Биология
- Проектная работа 11 класс Эволюция систем органов
Проектная работа 11 класс Эволюция систем органов
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Руппель Е.В. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Руппель Е. В., МОУ «СОШ №9» г. Краснотурьинск
Технология проектов.
Данная проектная деятельность была организована в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов».
Типология проекта по содержанию - информационный; по времени выполнения - долгосрочный (5 урока, 5 учебных недель).
Тема проекта: «Эволюция систем органов животных».
Основополагающий вопрос: Жизнь на Земле неизменна?
Гипотеза: За миллионы лет менялся не только видовой состав, но и происходило усложнение всех систем органов животных.
Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных.
Задачи:
-
проследить, как изменялись условия среды по эрам и периодам;
-
определить причины и время появления основных систематических групп животных;
-
описать эволюцию пищеварительной системы;
-
описать эволюцию кровеносной системы;
-
описать эволюцию выделительной системы;
-
описать эволюцию нервной системы;
-
описать эволюцию эндокринной системы;
-
описать эволюцию половой системы;
-
описать эволюцию опорно-двигательной системы;
-
описать эволюцию дыхательной системы.
Продукт проекта: презентации по теме: «Эволюция систем органов».
Класс делится на 8 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает своё задание.
Задание группе 1.
-
Изучите причины появления основных систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появляется пищеварительная система.
-
Проследите, как происходило усложнение пищеварительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы пищеварительной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция пищеварительной системы».
Задание группе 2.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась кровеносная система.
-
Проследите, как происходило усложнение кровеносной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы кровеносной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция кровеносной системы».
Задание группе 3.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась выделительная система.
-
Проследите, как происходило усложнение выделительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы выделительной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция выделительной системы».
Задание группе 4.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась нервная система.
-
Проследите, как происходило усложнение нервной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы нервной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция нервной системы».
Задание группе 5.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась эндокринная система.
-
Проследите, как происходило усложнение эндокринной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы эндокринной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция эндокринной системы».
Задание группе 6.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась половая система.
-
Проследите, как происходило усложнение половой системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы половой системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция половой системы».
Задание группе 7.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась опорно-двигательная система.
-
Проследите, как происходило усложнение опорно-двигательной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы опорно-двигательной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция опорно-двигательной системы».
Задание группе 8.
-
Изучите причины появления систематических групп животных.
-
Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась дыхательная система.
-
Проследите, как происходило усложнение дыхательной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы дыхательной системы).
-
Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция дыхательной системы».
На первом уроке по данной теме определяются тема проекта, основополагающий вопрос, цель проекта, задачи. Учащиеся делятся на 8 групп и получают задания для групповой работы на несколько занятий вперёд.
Учитель определяет средства обучения: параграфы учебника под ред. Д.К. Беляева «Общая биология. 10-11кл.» («Развитие жизни в архее и протерозое», «Развитие жизни в палеозое», «Развитие жизни в мезозое», «Развитие жизни в кайнозое»), Сонин Н.И. «Биология, 7кл. Многообразие живых организмов» и др.
Учитель обязательно должен обратить внимание учеников на то, чтобы при работе над данным проектом они опирались на имеющиеся у них исходные знания, умения, навыки, а некоторые знания и умения им придётся приобрести самостоятельно. Это очень важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при применении проектного метода обучения, - ребёнку не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, и эти знания и умения ему негде найти и приобрести.
А также на первых двух уроках по данной теме решаются первые две задачи проекта (прослеживается, как изменялись условия среды на Земле от архея до кайнозоя и определяются основные этапы эволюции органического мира), т.е. идёт подготовительная работа.
Тип уроков - комбинированный. Используемые методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся с книгой, сообщения из Интернета.
Все полученные знания систематизируются постепенно в таблицу: «Этапы эволюции органического мира».
Этапы эволюции органического мира.
Название эры и периода
Временные рамки
Условия среды
Этапы эволюции органического мира
Архейская эра
Начало -3500млн. лет назад.
Продолжительность - 900млн. лет.
В атмосфере снижается содержание метана, аммиака, воды, начинается накопление СО2 и О2. Образуется почва.
Возникновение первых прокариот - бактерий и сине-зелёных. Появление нитчатых водорослей.
Появление полового процесса.
Протерозойская эра
Начало - 2600млн. лет назад.
Период великого горообразования, увеличилась площадь суши. Образование осадочных горных пород. Накопление О2 в воде и атмосфере. Увеличение почвенного слоя.
Расцвет эукариот - зелёных водорослей. Появление многоклеточности.
Появление низших грибов.
Появление первых многоклеточных животных (губок, кишечнополостных, плоских и круглых червей).
Господство кишечнополостных. Возникновение кольчатых червей, от которых произошли моллюски и членистоногие.
Палеозойская эра.
-
Кембрийский период
-
Ордовикский период.
-
Силурийский период.
-
Девонский период.
-
Карбон.
-
Пермский период.
Начало -570млн. лет назад.
Начало - 490млн. лет назад.
Начало - 435мил. лет назад.
Начало - 400мил. лет назад.
Начало - 345мил. лет назад.
Начало - 280мил. лет назад.
Очередное горообразование. Климат умеренный, материки - низменные.
Увеличилась площадь морей.
Интенсивное горообразование, увеличение площади суши, иссушение климата.
Поднятие суши, сокращение морей. Климат континентальный. Появились пустыни и полупустыни.
Потепление и увлажнение климата. На низменных материках распространяются заболоченные низины.
Поднятие суши. Засушливый климат и похолодание.
Жизнь в воде. На суше жили бактерии и сине-зелёные.
Появление высших растений (псилофитов, а позднее - хвощей и плаунов).
Господство губок, моллюсков, кольчатых червей, членистоногих - трилобитов.
Господство зелёных, бурых, красных водорослей.
Господство кораллов, головоногих и брюхоногих моллюсков.
Появление первых хордовых.
Уменьшение разнообразия губок, двустворчатых моллюсков.
Расцвет членистоногих - ракоскорпионов, головоногих моллюсков.
Появление иглокожих, бесчелюстных (панцирных рыб).
Выход животных на сушу (членистоногие - пауки).
Господство настоящих рыб (хрящевых, двоякодышащих, кистепёрых).
Появились первые леса из гигантских папоротников, хвощей, плаунов.
Появились многоножки и первые насекомые.
Появление земноводных.
Господствуют болотистые тропические леса из папоротников, хвощей, плаунов.
Появление голосеменных.
Расцвет земноводных - стегоцефалов.
Появление первых отрядов крылатых насекомых - тараканов и стрекоз.
Появление первых пресмыкающихся.
Вымирают папоротникообразные. Господство голосеменных.
Исчезают стегоцефалы. Разнообразия достигают пресмыкающиеся.
Мезозойская эра.
-
Триасовый период.
-
Юрский период.
-
Меловой период.
Начало - 230мил. лет назад.
Начало - 190мил. лет назад.
Начало - 136мил. лет назад.
Сокращение площади внутриконтинентальных водоёмов, развиваются пустынные ландшафты.
Увеличение площадей тёплых морей.
Резко континентальный климат, похолодание.
Вымирает большинство земноводных, исчезают древовидные папоротники, хвощи, плауны.
Господствуют голосеменные и пресмыкающиеся.
Появились динозавры.
В морях господствуют костистые рыбы и головоногие моллюски.
Появление первых теплокровных - примитивные яйцекладущие млекопитающие.
В морях господствуют головоногие моллюски (аммониты и белемниты), морские пресмыкающиеся.
Пресмыкающиеся освоили все среды обитания.
Появление птиц.
Господство динозавров.
Господствуют голосеменные.
Возникновение покрытосеменных.
Возникновение сумчатых и плацентарных млекопитающих.
Вымирают аммониты и белемниты, морские пресмыкающиеся.
Вымирают динозавры.
Кайнозойская эра.
-
Третичный период.
Четвертичный период.
Начало - 66мил. лет назад.
Начало - 1,5мил. лет назад.
Устанавливается тёплый равномерный климат.
4 раза наблюдалось оледенение.
Господство однодольных травянистых растений.
От насекомоядных обособляется отряд приматов.
Вымирают крупные млекопитающие.
Появление человека.
Образование современных видов живых организмов.
Господство покрытосеменных и млекопитающих.
После подготовительного этапа учащиеся в группах выполняют свои задания. Это работа является и домашним заданием. Продукт работы творческой группы - электронная презентация.
На 4 -5 уроках учащиеся защищают свои презентации.
Примеры презентаций.
В ходе защиты презентаций творческие группы оценивают деятельность друг друга и свою собственную, результаты записываются в «Оценочный лист».
Оценка деятельности творческой группы.
Номер своей группы:
Тема своей группы:
Состав своей группы:
Критерии выполнения и защиты презентации
Оценка работы группы
№…
№…
№…
№…
№…
№…
№…
Своя группа
-
Как раскрыта тема (все ли задания выполнила группа)
2. Объём, полнота, последовательность, законченность представленной информации
-
Уровень творчества, оригинальность оформления презентации
-
Наличие выводов, схем, рисунков,…
-
Качество доклада при защите проекта (культура речи, манера изложения, чувство времени,…)
-
Объём и глубина знаний по теме, эрудиция
-
Умение отвечать на вопросы
-
Всего баллов
3 балла - отлично выполнена работа.
2 балла - хорошо, но есть небольшие замечания, недочёты.
1 балл - удовлетворительно, достаточное количество замечаний, неточностей.
0 баллов - работа не выполнена.
Рейтинговая оценка в баллах высчитывается как среднее арифметическое показателей восьмой строки анкет всех творческих групп. Исходя из этой оценки и самооценки ученика, ставится отметка каждому ученику.
Анкета для определения своей роли при выполнении проекта.
1. При выполнении задания группой
А. я активно отвечал на все теоретические вопросы (2 балла);
Б. отвечал только на те вопросы, которые определила мне группа (1 балл);
В. не занимался теоретическими вопросами (0 баллов).
-
При создании электронной презентации я
А. находил наглядный материал, формулировал выводы, непосредственно создавал слайды (2 балла);
Б. выполнял из перечисленного что-то одно (1 балл);
В. не участвовал в создании электронной презентации (0 баллов).
-
При защите презентации я
А. готовил защитное слово, выступал с докладом, отвечал на вопросы (2 балла);
Б. выполнял из перечисленного что-то одно (1 балла);
В. не готовил защиту презентации (0 баллов).
-
Как, по твоему мнению, оценивают твою работу учащиеся из твоей группы?
На пятом уроке темы проходит последний этап работы - рефлексия. На этом этапе подводятся итоги, анализируется конечный продукт - электронные презентации на тему: «Эволюции систем органов животных», называются лучшие творческие группы, перечисляются фамилии наиболее активных учеников. Определяется значимость данного проекта: подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.