• Преподавателю
  • Биология
  • Использование проектно - исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования экологической культуры

Использование проектно - исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования экологической культуры

        Успешность образовательного процесса зависит от совокупности определенных педагогических условий, которые целенаправленно создаются, функционируют и развиваются на глубокой научной основе и позволяют сделать формирование экологической культуры более эффективным. Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии может выступать как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования, а может быть основой повседневного общения учителя и ученик...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Использование проектно - исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования экологической культуры.

«Использование проектно - исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования экологической культуры»

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению».

В.ГБелинск

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»

Г. Лихтенберг

Успешность образовательного процесса зависит от совокупности определенных педагогических условий, которые целенаправленно создаются, функционируют и развиваются на глубокой научной основе и позволяют сделать формирование экологической культуры более эффективным. В качестве таких условий можно выделить:

  • учет возрастных особенностей учащихся;

  • учет склонностей, интересов и потребностей школьников;

  • единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;

  • непрерывность экологического образования;

  • разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности.

  • организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии может выступать как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования, а может быть основой повседневного общения учителя и ученика. Такую деятельность можно определить как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, а результатом последней является развитие экологической позиции по отношению к миру, другим людям и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения. Учитель выступает как организатор формы и условия деятельности, у ученика формируется мотивация подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской позиции. Учитель и ученик должны быть партнерами. Существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования. С одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой - она должна быть интересна и преподавателю.

Исследовательские проекты по биологии подводят к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности, т. е. исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Задача учителя - создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию, добиться тяги к знаниям, обеспечить конкурентоспособность школьника в будущем. Усилия педагога направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка на уроках биологии организуется как удовлетворение не только познавательной, но и целого ряда других потребностей развития личности ученика: самоутверждения, самовыражения, самоопределении.

Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению биологии и экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных биологических и экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Технологию данного педагогического проекта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:

Подготовительный этап.

Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;

Выбрана программа преподавания экологии. Урочные занятия дополняются занятиями кружка.

Этап внедрения технологии.

Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников.

Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), проектирование, работа над исследовательскими работами и др.;

Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной.

Этап совершенствования.

Организация системной работы;

Содержательное расширение практической деятельности.

Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;

Сотрудничество с экологическими организациями (ЦДТ);

Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Метод учебного проекта - это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленные на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, презентативные, исследовательские, поисковые методики.

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Проектная деятельность - часть учебной деятельности, она интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Она позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.

Проблема проекта

«Почему? »

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целепологание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов - планирование работы

Результат

«Что получится?» (как решена проблема)

Ожидаемый результат

Критерии успешности работы над проектом:

  1. Достигнут конечный результат.

  2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами

  4. Получено удовольствие от своей деятельности.

Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Проблема

Мы плохо знаем местные виды растений и животных

Почему?

Не интересуемся.

Не владеем информацией.

Что делать?

Изучить через справочную литературу и из жизненных открытий.

Как?

Узнать у родителей.

Изучить исторические документы.

Читать справочную литературу.

Что получить?

(результат)

Продукт

Под моим руководством обучающими разработаны и реализованы множество различных проектов и исследовательских работ.

Таблица №1. Типы проектов, разработанных и реализованных учащимися:

Типы проектов

Исследовательские

Игровые,

ролевые

Творческие

Социальные

Краткосрочные

Юный фитотерапевт", "Лесная аптека", "Природа на службе здоровья", "Бабушкина аптека"

Флеш-моб

«Мы за

чистый микрорайон!»

Экологический вестник.

Школьная газета.

Сбор макулатуры

«Давайте сбережем деревья!»

Среднесрочные

«Состояние природной среды в Нижневартовском районе»

« Твердые бытовые отходы и способы их утилизации»

« Редкие виды млекопитающих и птиц Югры.»

«Инфекционные заболевания, вызываемые червями описторхиса»

«Влияние компьютера на организм человека»

« Загрязнение окружающей среды ХМАО»

« Влияние транспорта на окружающую среду в России и в Нижневартовском районе»

« Биологические ресурсы водоемов ХМАО»

« Лес и его охрана в России и ХМАО»

«Заповедные зоны Тюменской области»

Флеш-моб

«Домашнему мусору - вторую жизнь!»

Проект "Живой организм"

Школьная акция озеленения «Моя школа - мой дом».

Проект «Школьная клумба».

«Зеленая планета»

Участие в международной акции «Марш парков»:

  1. Конкурс рисунков.

  2. Конкурс сочинений.

  3. Конкурс поделок.

  4. Конкурс

плакатов.

Посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц.

«Экологический марафон».

Социальный проект

«Экология для всех».

Долгосрочные

« Анализ качественного состава молока различных производителей»

« Зимний сад и его вредители»

«Фитонцидные свойства сосны»

« Влияние на здоровье человека нитратов и нитритов, содержащихся в продуктах питания.»

«Осторожно еда. Генномодифицированные продукты и их влияние на организм подростка»

« Содержание витамина С в плодово-ягодных культурах Нижневартовского района»

Экологический марафон

«Все об экологии»

Старшеклассники - младшим школьникам.

Конкурс фотографий «Северные просторы».

Социальный проект

«Школьный сад»

Чётко определяю этапы работы над проектом или исследовательской работой: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:

  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

  • принимать самостоятельные решения;

  • поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;

  • требование более сложной системы оценивания;

  • увеличение объёма работы учителя;

  • существование риска неудачного выполнения работы;

  • повышение эмоциональной нагрузки;

  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

  • Значение проектно - исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования - повышению качества образования обучающегося.

  • Значение проектно - исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Основные результаты, проектно-исследовательской технологии:

  • Обеспечение качества знаний учащихся не ниже - 50%, успеваемости - 100%;

  • рост числа призёров олимпиад и конкурсов различного уровня;

  • осознание учащимися многообразия образовательной среды;

  • рост личностных качеств и компетенций учащихся;

  • формирование экологической культуры учащихся;

  • приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного результата.

Использованная литература


  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2007.

  2. Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93

  3. Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла /Т. Глова //Школьное планирование.- 2010.-№4.-С.88-100

  4. Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52

  5. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2009.

  6. Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2008.

  7. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.

  8. Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99

  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2007.

  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.

  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М., 2006.

  12. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2008. №4.

  13. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.

  14. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

  15. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.

  16. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2007.

  17. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3.

  18. Харитонов, Н. Экологическая направленность профилизации обучения в школе /Н. Харитонов //Народное образование.- 2005.-№9.-С.145-150



© 2010-2022