Конспект открытого урока по предмету Неживая природа в 6 классе Каменный уголь

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГС(К) ОУ школа-интернат VIII вида № 1





Конспект открытого урока в 6 классе

по предмету «Неживая природа».

«Каменный уголь»

Конспект открытого урока по предмету Неживая природа в 6 классе Каменный уголь





Разработала: учитель биологии и географии высшей квалификационной категории Щебуняева Л.А.

Новочеркасск, 2011 г.

Тема урока: «Каменный уголь»

Цель урока: формирование знаний о каменном угле, его происхождении, свойствах, способах добычи, месторождениях, применении.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с каменным углём его происхождением, свойствами, способами добычи, месторождениями, применением; дать сведения об особенностях антрацита обыкновенного и бурого угля.

Коррекционно-развивающие: развивать и активизировать познавательную деятельность в процессе изучения нового материала; развивать связную речь, внимание, вербальную память на основе сравнения, сопоставления, синтеза деятельности анализаторов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины и Донского Края.

Оборудование:

  1. Образцы каменного угля, бумажные кружки с номерами 1, 2, 3 (на столе у каждого учащегося).

  2. Стакан с водой (на столе учителя).

  3. Папоротник в цветочном горшке (на столе учителя).

  4. Молоток, завернутый в бумагу уголь (на столе учителя).

  5. Коллекция «Каменный уголь».

  6. Опорные таблицы.

  7. Карточки с новыми словами.

Техническое обеспечение: ПК учителя, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация «Каменный уголь».

Тип урока: Комбинированный.

Методы: беседа, рассказ, работа по индивидуальным карточкам-заданиям для слабоуспевающих учащихся, работа с текстом учебника, демонстрация наглядного материала, использование опорных таблиц, проведение наблюдений, опытов.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, слайдовой презентации.

Ход урока.



  1. Организация класса.

Учитель: Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.



  1. Проверка домашнего задания.

Урок начнём с повторения. (Группа слабоуспевающих учащихся получаем карточки-задания для индивидуальной работы, им можно пользоваться текстом учебника стр. 98-101. Остальные учащиеся дают устные ответы).

  1. Что такое полезные ископаемые?

  2. Люди каких профессий ведут разведку полезных ископаемых?

  3. Что называют месторождением полезных ископаемых?

  4. Какие существуют способы добычи полезных ископаемых. Чем они отличаются?

  5. В каком состоянии находятся в природе полезные ископаемые?

  6. Какие полезные ископаемые относятся к горючим? Почему?

(Ответы учащихся). Слушаем ответы учащихся, работавших с карточками-заданиями. (Учитель оценивает работу обучающихся по карточкам и устные ответы).



  1. Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжим знакомство с горючими полезными ископаемыми. Тема сегодняшнего урока у меня зашифрована, её вам нужно разгадать. Порядок букв в словах подскажут цифры. (Слайд 2).

«1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 9, 10, 11, 12, 13»



5 - Н

11 - О

4 - Е

12 - Л

6 - Н

10 - Г

2 - А

9 - У

1 - К

13 - Ь

3 - М

7 - Ы

8 - А




Учащиеся находят правильны ответ темы урока.

На экране появляется тема урока: «Каменный уголь» (слайд 3).

Вспомните, что образуется в результате сгорания дерева? (Демонстрирую кусочек древесного угля). Правильно, древесный уголь. Каменный уголь отличается от древесного, он более твёрдый, как камень. (Демонстрируя кусочек каменного угла). Как же в природе образовался каменный уголь? Этому кусочку угля много миллионов лет. Тогда на Земле и людей-то не было. Но на кусочках каменного угля люди и сейчас находят отпечатки листьев и коры древнего дерева папоротника (слайд 4). В нашем классе есть папоротник (демонстрирует его), но это низкорослое комнатное растение. В древние времена, более 300 млн. лет назад климат на Земле был совсем другим, и росли в те времена гигантские деревья папоротники (слайд 5). Климат на Земле менялся, и деревья папоротника умирали, падая на землю, их заметало песком, землёй, они спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, но не сгнивали. Так за миллионы лет в природе из древних папоротников образовался каменный уголь.

До нас дошли сведения, что более 250 лет назад, когда русские войска шли под Азов под руководством царя Петра I, на одном из привалов солдаты развели костёр и бросили в него чёрные камни, найденные в овраге. Камни эти сильно загорелись в костре и стало вдруг очень жарко. Петр I сказал: "Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Его слова оказались пророческими. Наша Новочеркасская ГРЭС на посёлке Донском даёт для нас электрический ток. А работает она на каменном угле. В её топках ежедневно сгорает более 30 вагонов каменного угля. Сейчас каменный уголь добывают в зависимости от его залегания или в карьерах (слайд 6), или в шахтах (слайд 7). В давние времена уголь добывали вручную.

Залежи каменного угля, как и другие полезные ископаемые, находят геологи. Это трудная, но очень интересная профессия. Большие скопления угля в земле называют месторождениями. Месторождения на карте обозначают чёрными квадратиками. Посмотрите на физическую карту России. (Слайд 8). Смотрите, сколько чёрных квадратиков на территории нашей Родины. В этих местах добывают каменный уголь. Крупнейшие месторождения угля: Печёрское, Донецкое, Кузбасское. Есть уголь и на территории нашей Ростовской области (слайд 9): его добывают в городах Шахты, Гуково, Зверево, Белая Калитва. Мы можем гордится своей областью, она даёт стране каменный уголь, который добывают шахтёры. Это тяжёлая, опасная, но интересная профессия.

В природе существуют 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный уголь и бурый уголь. Внешне они легко отличаются друг от друга (слайд 10). Вы прочтёте об этом в учебнике.

Сейчас мы с вами определим некоторые свойства каменного угля с помощью опытов.

Опыт 1. Опустим в стакан с водой кусочек каменного угля. Что происходит? Сделайте вывод. (Уголь тяжёлый - он утонул).

Опыт 2. Уголь в воде растворяется? (Не растворяется).

Опыт 3. Попробуйте разломать руками этот кусок каменного угля. Каков вывод? (Уголь очень твёрдый).

Опыт 4. Попробуем молотком расколоть уголь, завёрнутый в бумагу. Какой вывод? (Уголь от удара молотком раскололся как стекло - он хрупкий).

Самое главное свойство каменного угля - его горение, по продемонстрировать это сейчас невозможно, от спиртовки он не загорится. Для этого нужны дрова, печка, поддувало.

Итак, мы с вами узнали о некоторых свойствах каменного угля. У вас на столе лежит по три образца каменного угля. С помощь текста учебника (стр. 109), вы сейчас ответите мне, как называются ваши образцы каменного угля. Начнём чтение со второго абзаца текста на странице 109. Со слов: «Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным». (Показать учащимся в учебнике, учащиеся самостоятельно читают текст). Представим, что вы геологи. На месте залегания каменного угля вы обнаружили три вида каменного угля. Первым отложите на стол под № 1 антрацит, под № 2 обыкновенный уголь, под № 3 - бурый уголь. (Пройти по рядам, проверить самостоятельную работу учащихся).

Чем отличается антрацит от других видов угля? (Он блестит). Какой номер вы ему дали? (№ 1). Почему уголь называю бурым? (Он не блестит и его цвет сероватый). Какой номер вы ему дали? (№ 3). Тот который плохо блестит - это какой уголь? (Обыкновенный). Какой номер вы ему дали? (№ 2). (обобщить ответы учащихся, прочитать новые слова: антрацит, обыкновенный уголь, бурый уголь, шахта, карьер, угольные коридоры, туннели, шахтёры. Дети по выбору прочитывают новые слова, учитель обращает внимание на правильное написание этих слов, ударение в словах).

Физкультминутка

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Повернулись в лево, в право (2 раза),

Получается на славу.

Поклонились и присели (2 раза),

Заниматься тих сели.

IV. Закрепление изученного.

О том, что каменный уголь ценное полезное ископаемое говорит вот эта коллекция каменного угля. Посмотрите, что люди научились получать из этого чёрного камня. Из него получают краски, смолу, лекарства и т.д.

Сейчас мы проверим, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них.

  1. Почему уголь называют каменным? (Он твёрдый, как камень).

  2. Какого он цвета? (Чёрного и бывает бурого).

  3. Обладает блеском? (Антрацит).

  4. Твёрдый, но легко раскалывается от удара. (Он хрупкий).

  5. Добывают его где? (В шахтах и карьерах).

  6. Почему каменный уголь относят к горючим полезным ископаемым? (Он хорошо горит).

Для облегчения составления рассказа о каменном угле я предлагаю вам опорную таблицу. (Составляется рассказ).

Для проверки усвоенных знаний ответить на вопросы в предложенных карточках.



Фамилия, имя

Чёрный, блестящий, не пачкает руки, хорошо горит?

Чёрный, меньше блестит, пачкает руки, хуже горит?

Чёрно-бурый, не блестит, сильно пачкает руки, плохо горит?



(Дежурные собирают карточки с ответами. Учитель проводит выборочную проверку работ учащихся и оценивает их).

  1. Итог урока.

Сегодня мы узнали ещё об одном горючем полезном ископаемом - каменном угле. Это природное богатство добывают на многих территориях России, в том числе и у нас, в Ростовской области. (Обобщить работу учащихся на уроке, за участие в работе на уроке учащиеся получают оценки. Оценки за работу по последнему заданию будут объявлены на следующем уроке).

  1. Задание на дом.

(Задание записывается на доске, в классном дневнике, учащимися в своих дневниках). Страница 108-111.

Спасибо за работу на уроке всем учащимся класса.



© 2010-2022