Доклад

Доклад на тему «Формирование экологической культуры школьников» раскрывает всю значимость экологического воспитания школьников на современном этапе. В своем докладе я попыталась раскрыть значение слова «Экология», показала роль экологического воспитания, определила пути экологического воспитания на уроках биологии. Мною были показаны основные пути предотвращения глобальной экологической катастрофы.  Полностью показала, как урок способствует развитию экологической грамотности, как влияет на воспр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологической культуры в начальной школе

Чанчарова Ж.Ж.

Аксайская ош Кобдинский р-н

с. Аксай Актюбинская обл

Что такое экология? В переводе с греческого языка «эко» - означает дом, «логос» - наука. «Экология» - это наука о доме.

Экология - это наука, а наука не может быть плохой или хорошей, потому что она отражает объективные реалии и закономерности окружающего мира.

Заблуждение происходит потому, что экология очень молодая наука, (многие считают, что у нас очень плохая экология) она находится на стадии становления. И одновременно - самых старых! Она имеет за собой тысячи лет существования и, тем не менее, ученые считают, что «она вся в будущем».

Миллионы живых существ живут на планете Земля - в нашем доме: деревья, кустарники, травы, грибы, птицы, звери, насекомые, рептилии, пауки и другие животные и человек - это все взаимосвязано между собой. И нарушение связи очень опасно для жизни. Таких примеров уже много, и главным виновником их возникновения является человек, т.к. человек занимает особое место среди обитателей живой природы. Сегодня человечество подошло к критической черте: отравлены вода и воздух, загрязнены океаны, моря, реки и озера, уничтожены места обитания множества живых организмов, гибнут многие обитатели природы - это реальная угроза для сохранения жизни и здоровья современной цивилизации. И в ответе за все человек.

Что нужно сделать, чтобы не допустить глобальной экологической катастрофы. Основной путь вхождения в новую реальность - эпоху устойчивого развития природы и общества лежит через экологическое образование населения Земли, несущее этическую ответственность за будущее планеты - своего земного дома.

Между наукой экологией и экологическим образованием существует разница. Образование - это просвещение, процесс обучения и воспитания, направленный на развитие личности. И этот процесс должен быть связан с экологией, которая создает основу содержания экологического образования.

«Экологическое образование» - это особая образовательная область, которая реализует идеи информационно-экологического общества.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.

Т.е. - формирование знаний, чувств и действий. Этот процесс требует постоянного соотнесения действий человека и возможностей природной среды: учета законов естественной регуляции. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.

Целью экологического образования (воспитания, обучения и развития) должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением. Привитие экологической культуры как составляющей общей культуры человека.

В «Концепции общего школьного образования» - целью экологического образования признается процесс становления экологической культуры как совокупности, нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Экологическая ответственность признается важной составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека.

Процесс воспитания экологической культуры очень труден и зависит от деятельности педагогов, нужно знать закономерности развитие ребенка и особенности формирование духовной жизни человека.

Начальная школа - важнейший этап становление личности, формирование экологической культуры, отношение к окружению и накоплению об окружающем мире это наиболее благоприятный возраст для воспитания и развития многих его отношений с миром - миром природы, человека и общества.

В этом возрасте ребенок очень любознательный и пытливый, и это бесценный дар, которым нужно умело нам воспользоваться для развития мышления ребенка, расширения природоведческого кругозора, экологической эрудиции, культуры отношений с людьми, природными объектами.

Урок экологического творчества - это «окружающий мир + изобретательное искусство» - такое сочетание активизирует интерес к окружающему миру содержит большой потенциал игровой и творческой активности детей. Способствует формированию нравственной творческой личности. Здесь не пассивное срисовывание, а живое общение со всем богатством окружающего мира и его проблемами.

В проектном творчестве ребенок постоянно встает перед необходимостью нравственного выбора экологически ответственного поведения.

Дети анализируют свое поведение перед собой, своими сверстниками, родителями, другими людьми, животными и растениями.

  • Природоведение обеспечивает естественнонаучную основу понимания сохранения окружающей среды, как среды обитания живых существ на Земле;

  • ИЗО, музыка, родной язык помогает создать в представлении детей художественные образы природы, формировать идеалы нравственно-эстетического отношения к ней;

  • трудовое обучение развивает практические умения младших школьников по охране и благоустройству окружения;

  • на уроках физической культуры закрепляются знания о своем здоровье и его укреплении;

  • математика осуществляет связь экологического и экономического воспитания.

В начальной школе складывается новое направление в развитии модели экологического образования - это сменные, комбинированные или интегрированные курсы по ознакомлению с проблемами взаимодействия человека с окружающей средой.

На уроке при изучении леса мы показываем такие содержательные линии, которые помогают ребенку понять, почему нужно охранять и любить лес.

  • Лес как средства обитания живых организмов.

  • Многообразие лесных обитателей родного края.

  • Связи лесных обителей;

  • Универсальна ценность леса.

  • Искусство и лес.

  • Лес и здоровье человека.

  • Лес и труд человека.

  • Поведение человека в лесу.

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде на уроке помогают следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органом чувств, познавательного интереса и причинного объяснения экологических факторов и явлений;

  • обучение детей методом познания окружающего мира;

  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Раньше в основном воспитывались потребительские отношения к природе. Оно рождало привычку смотреть на природные богатства как неиссякаемый источник материальных благ, созданных Всевышним для нужд человека.

На занятии мы преследуем одну из главных идей экологического образования - воспитывать восприятие окружающего мира, не только как запас природных ресурсов и богатств, но и как единый большой дом для всех живых существ. Особое отношение на уроках уделяем «священному морю» - Байкалу. Рассматриваем его не только как источник материальных благ, но и духовных ценностей.

По мнению ученых, образ дома позволим увидеть нашу планету в реальном виде - хрупкой и прекрасной во многом зависящей от поведения и деятельности человека.

Ядром «Концепции общего школьного экологического образования» является четыре основных компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически-деятельный.

  • Научно-познавательный - развивает интерес младших школьников к проблемам окружающей среды.

  • Ценностный компонент раскрывает детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Ориентирует детей на преодоление потребительских отношений к природе, воспитывает стремление жить на благо природе.

  • Нормативный направлен на освоение норм поведения и включает в себя вопрос об ответственности человека за состояние окружающей среды своего микрорайона. Это и уборка квартиры, школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, забота о младших братьях и сестрах, уход за комнатными растениями. Детей нужно научить, как правильно подкармливать птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения. Нужно заострить внимание на том, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека и поэтому оберегать эстетические, экологические санитарно-гигиенические качества среды его жизнедеятельности - значит заботиться о здоровье человека, нормальных условиях его жизни, труда и отдыха.

Задание по экологии содержат в себе взаимодействие и взаимоотношение человека с природой, дети сами открывают эти связи, что вызывает интерес к всему живому, стремление оберегать.

В проектном творчестве ребенок постоянно встает перед необходимостью нравственного выбора экологически ответственного поведения. Дети должны понимать «здоровье природы - мое здоровье». На уроках экологического творчества дети решают творческие задачи, которые включают игры форм, материалов, фактур, цвета, слова и т.д. проигрываются действия с участием ролей потребителя, эколога и т.д.

Задание привлекают детей личностно направленным характером вопросов и задач - ребенок сам должен подумать, оказать помощь, если она потребуется, оценить, сделать выводы, предвидеть. А самое главное они поставят ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в тоже время необычного природного окружения.

Например, мало кто знает из детей, что означает стрекотня сороки. Обычно во время прогулок по лесу говорят - опять растрещалась. Одна сорока вовсе не является белобокой и пустомелей. Эта птица в птичьем сообществе выполняет роль оповестителя: ее взволнованный треск несет информацию о грозящей опасности и к ней прислушивается весь животный мир. Значит стрекотня сороки - это своеобразная информационная связь, которую в природе выполняют и звуки, и запахи и формы и краски. Нарушение этих связей грозит опасностью многих живым организмам. Задание «О чем поют птицы» поможет разобраться в это проблеме.

Или многие дети поджигают траву весной и думают, что помогают быстрее вырасти молодой зелени. Но они не знают, что они сжигают дома множества живых существ, насекомых, червей, птиц, корни многолетних трав, семена многих цветущих растений, почва лишается органического удобрения - гумуса, гарь и запах, пепел загрязняет воздух.

Детям важно сделать вывод о том, что без своей среды обитания - своего дома живые организмы жить не могут.

Урок включает в себя беседу, не дающую рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям.

При выполнении практического задания ребенок не ограничивается в выборе выразительных средств. Это может быть, карандаши, краски, пластилин, бумага, движение.

Дети получают необходимые знания об окружающем их природном (экология) и предметном (дизайн) мире.

Урок способствует развитию художественного мышления, наблюдательности, воображения, фантазии. Мы учимся слышать и слушать природу. Каждая тема включает в себя:

Что это? (потрогать, послушать, рассмотреть)

Какое оно? (свойства на что похоже)

Как? Почему? Зачем? (экологические связи)

Мое отношение к объекту (мои чувства, голос, совесть)

Как я поступаю в ситуации выбора?

Творческое решение проблемы.

Реализация творческого замысла на практике.

У нас нет работ выполненных «плохо». В работе идущей от сердца - внутренняя сущность ребенка.

Работы выполняются:

- графическим изображением (рисунок карандашом, мелком, фломастером, углем);

- изображение цветное (живопись, аппликация, композиции из цветных пятен);

- коллаж (соединения различных материалов);

- моделирование и макетирование (бумажная пластика, макет);

- проект (описание в свободной форме).

Такая работа способствует развитию творческого мышления, избавляет от стереотипов. Для раскрепощения ребенка провожу творческую гимнастику.

  1. Кляки-моляки (ребенок рисует, как подсказывает сама рука, не задумываясь, потом ищет что-то знакомое).

  2. Монотипия (на одну половину капаем краску и промокаем другой половину и ищем как можно больше объектов).

  3. Цветная супрематическая иллюстрация, ничего конкретного и вопросы к ней, картина горячая или холодная, добрая или злая, движется или неподвижная, звучание картин).

  4. Неожиданные задания (нарисовать музыку) пение птицы, звуки, слова и.т.д.

  5. Рисуем в воображении (рука движется в воздухе).

  6. работа с графическими стимулами (виды сеток: квадратная, пересекающиеся линии).

Эти задания имеют не только развивающий характер но и совершенствуются моторно-зрительные, слухо-моторные, слухо-зрительные координации и межполушарные взаимодействия.

Наша задача экологического воспитания осуществлять на фоне длительного положительного, эмоционального сопровождения, чтобы происходил сдвиг мотива на цель, т.е. внешние требования к ребенку превращаются в его убеждения. При помощи тесного общения с природой и любви к ней.

Приложение

  • Разработки уроков по экологическому проектированию;

  • Детские творческие работы;

  • Презентация.


ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ


Доклад


Из предложенных четырех слов выберите только одно, которое, по-вашему, лучше всего подходит к слову ЛЕС. Соедините линией это слово со словом ЛЕС.

1. ЛЕС поляна

муравейник

заповедник

дрова

Выполните то же самое для всех других слов

2. ЛОСЬ лесник

мясо

рога следы

3.ТРАВА поливать

силос

роса

стебель

4.ОЗЕРО улов

острова

моллюск

очищать

5.МЕДВЕДЬ хозяин

малина

редкий

шкура

6. ДЕРЕВО осень

кольца

вырастить

мебель

7.БОЛОТО головастик

заказник

торф

туман

8.УТКА запрет

жаркое

ветка

кольцевание

9.РЫБА жабры

серебристая

нерестилище

жарить

10. САД цветущий

опыление

ухаживать

урожай

11. БОБР ловкий

резцы

расселение

шуба

12. ПРИРОДА красота

изучение

охрана

польза


  • Сравните выписанные вами слова с приведенными ниже списком и подпишите рядом с ними соответствующую букву: К, И, О или П


1. полянка (К)

муравейник (И)

заповедник (О)

дрова (П)

2. следы (И)

лесник (О)

мясо (П)

рога (К)

3. поливать (О)

сено (П)

роса (К)

стебель (И)

4. улов (П)

острова (К)

моллюск (И)

очищать (О)

5. хозяин (К)

малина (И)

редкий (О)

шкура (П)

6. осень (К)

кольца (И)

вырастить (О)

мебель (П)

7. головастик (И)

заказник (О)

торф (П)

туман (К)

8. запрет (О)

жаркое (П)

рассвет (К)

кольцевание (И)

9. жабры (И)

серебристая (К)

нерестилище (О)

жарить (П)

10. цветущий (К)

опыление (И)

ухаживать (О)

урожай (П)

11. ловкий (К)

резцы (И)

расселение (О)

шуба (П)

12. красота (К)

изучение (И)

охрана (О)

польза (П)


  • Подсчитайте, сколько букв К, И, О и П оказалось в вашем списке.

К - _______________________ О - _______________________

И - _______________________ П - _______________________

К - вы, прежде всего, стремитесь любоваться красотой природы.

И - вы, прежде всего, склонны наблюдать и изучать природу.

О - вы, прежде всего, ориентированны на охрану природы.

П - вы, прежде всего, склонные видеть в природе источник пользы.


© 2010-2022