- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская работа Тема: «Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка»
Исследовательская работа Тема: «Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка»
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бутуханова А.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОКОРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа
Тема: «Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка»
Выполнил: ученик 8 класса Кокорин Коля
Руководитель: учитель биологии
Бутуханова А. А.
Кокорино
2014
Введение
Оценка экологического состояния почв строится на совместном изучении показателей, характеризующих почвенное плодородие. Ведь самое ценное свойство почвы - плодородие, т.е. способность обеспечивать растения необходимыми питательными веществами и влагой. Плодородие почвы обуславливается ее физико-химическими свойствами.
Актуальность данной работы: исследование почв в данной местности никем не проводилась. Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные в работе, могут быть использованы при выращивании культур на пришкольном участке.
Целью нашей работы было изучить экологическое состояние почвы пришкольного участка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
Изучить литературу;
-
Определить физические свойства почвы (гранулометрический состав, структура почвы)
-
Определить химические свойства почвы (кислотность почвы)
-
Дать общую оценку экологического состояния почв исследуемого участка.
Объект и методика исследования
Исследования проводились осенью 2014 года. Объектом исследования являлся гумусовый горизонт почвы пришкольного участка.
Определение механического (гранулометрического) состава почвы
Оборудование: пробы почвы, вода.
Ход работы: Мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.
Примечание:
•глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур
небольшой длины; шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается.
-
суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур; шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается.
-
супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании дает ощущение песчаных частиц;
-
песчаная почва состоит из песчаных зерен, сыпучая;
-
щебенчатая почва (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм).
Определение структуры почвы
Образец почвы подбрасывали несколько раз на ладони до тех пор, пока она не распадется на структурные отдельности. Их рассматривали и определяли размер, форму, характер поверхности.
Исследование кислотности почвы
Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.
Ход работы: в колбу поместили почву прилили дистиллированную воду, тщательно перемешали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Взяли универсальную индикаторную бумагу, нанесли на него отфильтрованный почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то-щелочной.
Таблица 1
Определение степени кислотности почвы
Значение рН
Степень кислотности почв
Ниже 4,5
Сильнокислые
4,5 -5,0
Среднекислые
5,1 -5,5
Слабокислые
5, 5- 6,0
Близкие к нейтральным
Более 6,0 -7,0
Нейтральные
7,0 - 8,0
Щелочные
Результаты и обсуждения
Анализируя полученные данные мы выявили:
1. Гранулометрический состав почвы пришкольного участка - суглинистый.
Согласно литературным данным, такие почвы называют «хорошие почвы», они содержат примерно одинаковое количество песка и глины. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества.
Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ.
2. Почва является структурной. Структурные почвы всегда плодороднее сравнению с бесструктурными. В таких структурных почвах процесс аэрации, т.е. газообмен между почвенным и атмосферным воздухом происходит интенсивнее, что очень полезно для выращиваемых сельскохозяйственных культур. Структура почвы - комковото-пылеватая.
3. Реакция рН почвы соответствует слабокислой и близкой к нейтральной (рН =5,5). Согласно литературным данным нейтральная или близкая к ней реакция почвенной среды (почвенного раствора) является оптимальной для питания растений, микроорганизмов и для биологических и биохимических процессов, происходящих в почве. Дальнейшее отклонение ее как в сторону подкисления, так и подщелачивании приводит к ослаблению их роста и снижения урожайности.
4. Почва пригодна для выращивания различных культур, но нуждается в рыхлении, прополке сорняков, регулярном внесении минеральных и органических удобрений для улучшения ее структуры и обогащения питательными веществами.
Выводы
1. Гранулометрический состав - суглинистый.
2. Структура почвы - комковато-пылеватая.
3. Реакция рН почвы соответствует слабокислой и близкой к нейтральной (рН =5,5).
4. Почва пригодна для выращивания различных сельскохозяйственных культур, но нуждается в рыхлении, регулярном внесении минеральных и органических удобрений для поддержания ее структуры и обогащения питательными веществами.
Литература
-
Карпачевский Л.О. «Экологическое почвоведение» М.: ГЕОС, 2005. 336 стр.
-
Макаров М.И. «Фосфор органического вещества почв» ГЕОС, 2009г.
-
Морозов А.И. «О почве и почвоведении» ГЕОС, 2007, 286 стр.
-
«Я познаю мир» (экология) Издательство Астрель МОСКВА 2000г. А.Е. Чижевский.
-
Энциклопедия, «География» Издательство центр «Аванта +» 2005г. Аксенова М.
-
«Я познаю мир» (география России),Издательство «Астрель» Р.К. Баландин.
-
«Я познаю мир» (Россия) Издательство «Астрель» Е.В. Шелкун.
-
ru.wikipedia.org
-
brocgaus.ru/text/080/706.htm
-
uchilok.net/geografia/99-pochva.html
7