- Преподавателю
- Биология
- Экологический урок для среднего звена Экологическое ассорти
Экологический урок для среднего звена Экологическое ассорти
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коряковцева Ю.Н. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Экологический урок для учащихся среднего звена
«Экологическое ассорти»
(форма проведения - урок-беседа с элементами викторины)
Цель: экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
-
воспитание любви к родной природе, её красоте;
-
формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
-
формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
-
осуществлять патриотическое воспитание;
-
способствовать воспитанию любви к природе;
Ход экологического урока:
Эпиграф:
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружится птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе - друг!
Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок необычный. Назовём его «Экологическое ассорти»…Ассорти - вам придётся попробовать на вкус много интересных заданий. Экологическое - …(задания экол. тематики)
Экология , это слово происходит от двух греческих слов "ойкос" - дом и " логос" - учение. Экология наука о месте обитания , об окружающей среде .
Дом, в котором мы живем! Вслушайтесь в эти слова! Теплом и уютом наполнены они, ведь для каждого человека дом - это не только то место, где он живет, но также место, где его всегда ждут, где он находит понимание и заботу.
Для человечества домом является планета Земля, о ней он должен заботиться как о своем жилище, охранять реки, леса и поля, следить за порядком и чистотой, знать о жизни своих соседей: о животных , о растениях и о других живых организмах. ..О природе!
Ведь природа для нас - это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с нею».
Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
"Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем»
А велик ли наш дом - наша удивительная планета?
Возьмём, к примеру, яблоко.
Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них - это вода . Берём четвёртую маленькую часть - это Суша. Но не везде она заселена людьми. Поделим ещё, то получим кусочек " земли» - вот это и будет та часть, которую заселяет человечество.
Чтобы её сохранить для своих потомков - нужно заботиться о ней.
Демонстрация видео «Наш дом - земля»
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.
Чем же отличаются они друг от друга…
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов.
1. Заказник
2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера)
2. Заповедник
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность.
3. Памятник природы
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа.
4. Национальный парк
(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый заповедник! Ярославская область - не исключение.
Природно-заповедный фонд области составляет 456, 3 тыс. га (12, 5% территории области) и включает в себя следующие виды охраняемых территорий:
Дарвинский заповедник (50 тыс. га),
национальный парк «Плещеево озеро» (23, 5 тыс. га),
36 заказников (364, 3 тыс. га), в числе которых 19 охотничьих (309, 5 тыс. га),
375 памятников природы (46, 2 тыс. га), среди них лесопарки и старинные парки, урочища, болота, озера, реки, геологические обнажения и др
…А ещё для того, чтобы обратить внимание человечества на проблемы экологии, был разработан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в него (по уч.кал).
16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября
День леса.
27 сентября
День моря.
4 октября
День защиты животных.
29 декабря
День 6иологического разноо6разия.
22 марта
Всемирный день воды.
1 апреля
День птиц.
18-22 апреля
Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля
День Земли.
5 июня
День охраны окружающей среды.
17 июня
День борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
А поможет нам в этом экологическая викторина…
1. КОНКУРС ЭРУДИТОВ (выполняется в т-ди)
-
Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе. -
Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр. -
Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке. -
Кит - это:
A) рыба;
B) млекопитающее. -
Название «адмирал» носит:
A) жук;
B) бабочка -
С какой стороны дерева растет мох:
A) с северной;
B) с южной -
Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные -
Сколько пар ног у паука:
A) три;
B) четыре -
На стволе березы растет гриб:
A) чага;
B) подберезовик -
Какой газ используют для дыхания все живые существа:
A) кислород;
B) углекислый газ
ОТВЕТЫ: 1 - А, 2 - В, 3 - В, 4 - В, 5 - В, 6 - А, 7 - В, 8 - В, 9 - А, 10 - А.
(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)
2. КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» (в тетради)
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
-
Рыба не клюет - она сыта;
-
пчелы сидят в улье и громко гудят;
-
ласточки и стрижи летают высоко;
-
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
-
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
-
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
-
раскрыты цветы кувшинки;
-
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
-
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
-
крот нагребает высокие холмики;
-
паук усиленно плетет паутину;
-
голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов будет награжден званием лучший синоптик)
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.
- Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
- И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
- Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
- Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
- Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь - это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
- А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
3. "Перепутанные слова» (выполняется в т-ди)
А) "(из перепутанных слов составить верные слова)
-
Дукса (Судак)
-
Амбалак (Камбала)
-
Улака (Акула)
-
Бовал (Вобла)
-
Сакарь (Карась)
-
Муант (Туман)
-
Азрог (Гроза)
-
Ертве (Ветер)
-
Версе (Север)
-
Дарипор (природа)
"Составьте слово из фрагментов»
-
Я; шаг; луг (Лягушка)
-
Кол; ива; стог (Головастик)
-
Ваш; как (Квакша)
-
Сан; тур (Сатурн)
-
Ура; миг (Гурами)
-
Рака; сад; мал (Саламандра)
-
Дух; зов (Воздух)
Ван; чудо; ки (Одуванчик)
Тот, кто правильно составил все слова получает жетон.
4. Конкурс « Перевертыши».
(необходимо назвать растения)
-
Своевременник (Безвременник)
-
Здороголов (Болиголов)
-
Заячье лыко (Волчье лыко)
-
Зверолюб (Зверобой)
-
Василий да ольга (Иван да марья)
-
Марья-кофе (Иван-чай)
-
Камнеставка (Камнеломка)
-
Мухолюб (Мухомор)
-
Забывалка (Незабудка)
-
Позднецвет (Первоцвет)
-
Подопушник (Подорожник)
-
Огороник (Пустырник)
-
Варенка (Сыроежка)
Тот, кто правильно назвал все слова получает жетон.
5. Конкурс юных поэтов.
(листопад-снегопад, василёк-мотылёк, калина - паутина, дубравы-травы, мальчик-одуванчик, весны-цветы)
Отшумел листопад,
Закружился снегопад.
Не цветёт уж василёк,
И не летает мотылёк.
Лишь вдали краснеет калина,
И слетела с берёз паутина.
Накрыл снег дубравы,
Поля, холмы и травы.
Не ходит теперь в лес мальчик,
Чтоб посмотреть на одуванчик,
Потому что до весны
Уснули крепким сном цветы.
Автор самого яркого стихотворения получает жетон.
Подведение итогов (награждение)
Демонстрация видео «Берегите природу!»