Рабочая программа Экология (10класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Устьянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании ШМО

естественнонаучного цикла

Протокол №…

от «….» август 2015г.

Принято

На педагогическом совете школы

Протокол №…

от «…» август 2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Устьянская СОШ»

_____________Т.М.Никулина

Приказ №……

от « ….» ……….. 2015г.

Рабочая программа

учебного предмета «Экология»

10 класс, среднего общего образования, базовый уровень

на 2015- 2016 учебный год

Всего часов в год -34, в неделю-1час.

Учитель химии и биологии

Планирование составлено на основе Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.

Рабочую программу составила:

Плотникова Н. В. учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории






с.Устьянка 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 класса разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по экологии 10-11 классы. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях и основной образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения МКОУ «Устьянская СОШ» и с учетом УМК автора по экологии для 10-11 классов.

Используемый УМК:

1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.

2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.

3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.

4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса экологии выделяет 68 часов, в том числе в X классе - 34 часов (1 час в неделю) однако возможно изучение курса (в X или XI классе) при 2 часах в неделю. Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 68 учебных часов: в 10 классе - 34 и в 11 классе - 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Цели и задачи изучаемого предмета

Изучение экологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты; история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, в повседневной жизни;

обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности и возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи курса:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознание человека как части природы, эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в познавательную деятельность;

раскрытие роли экологии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании; обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями.

Особенности отбора содержания и общей логики последовательности содержания, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: в рабочей программе отведено 34 часа на изучение данного курса, последовательность изложения материала не изменена. При составлении рабочей программы руководствовалась методическими рекомендациями Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с

Тематика и количество лабораторных и практических работ полностью совпадает с авторскими.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе

тестирование, лабораторные и практические работы, работа с таблицами, выступления на уроках (доклады, сообщения, презентации, доказательность позиции в дискуссии), устный и письменный опросы, самостоятельные и проверочные работы, работа по индивидуальным карточкам, схемам, вопросы.

Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)

Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

Краткая характеристика класса: 6 учащихся обучаются по программе среднего общего образования, базовый уровень.

Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся

Формы контроля знаний обучающихся: устные ответы, лабораторные и практические работы, сообщения, доклады, тестирование.

Условные обозначения:

Л.р.- лабораторная работа

(7)- число Л.р. в уроке






Структура изучаемого предмета

Экология


п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Введение

1

1

I. Общая экология

33

2.

Организм и среда.

7

7

(7)

3.

Сообщества и популяции.

16

15

1

4.

Экосистемы.

10

9

1

ИТОГО:

34

32

2(7)


Календарно - тематическое планирование

Экология 10 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Формы, методы, средства, приемы

Материально-технические условия и информационные ресурсы

Дата

план

факт

Введение

1


1.

Экологии как наука и учебный предмет. Роль экологии в жизни современного об­щества.

Экологии как наука и учебный предмет. Её разделы. Эколо­гия как теоретическая основа деятельности человека в природе по использованию природных ресурсов и окружающей природной среды. Роль экологии в жизни современного об­щества.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа.

Учебник, презентация

Раздел 1.

Общая экология

33


Тема 1.1

Организм и среда

7


1.1.1.2

Возможности размножения организмов и их ограничения средой.

Решение экологических задач.

1

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниче­ние их ре­сурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа

Учебник, презентация, таблица

1.1.2.3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

Закон экологического оптимума. Понятие экстре­мальных условий. Экологическое разнообразие ви­дов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздей­ствия на организмы в практической деятельности че­ловека.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа.

Учебник, рисунки в учебнике

1.1.3.4

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с ус­тойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагопри­ятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.1.4.5

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Л.р. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

1

Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активно­сти. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.1.5.6

Приспособительные формы организмов.

Л.р. Жизненные формы животных (на примере насекомых).

1

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное зна­чение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инже­нерия.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.1.6.7

Приспособительные ритмы жизни.

1

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые рит­мы в жизни организмов. Сигнальное значение факто­ров. Фото­периодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов

1.1.7.8

Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний.

1

Фронтальная; беседа, контроль знаний (тест)

Индивидуальные задания

Тема 1.2.

Сообщества и популяции.

16


1.2.1.9

Типы взаимодействия организмов.

Решение экологических задач.

1

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов

1.2.2.10

Типы взаимодействия организмов.

Решение экологических задач.

1

Сложность био­тических от­ношений. Экологические цепные реак­ции в природе. Прямое и косвенное воздействие чело­века на живую природу через изменение биотических связей.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.3.11

Законы и следствия пищевых отношений.

Решение экологических задач.

1

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Коли­чественные связи хищника и жертвы. Роль хищни­ков в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.4.12

Законы и следствия пищевых отношений.

Решение экологических задач.

1

Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтоже­нии хищников и паразитов.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.5.13

Законы конкурентных отношений в природе.

1

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании ви­дового со­става сообщества.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.6.14

Законы конкурентных отношений в природе

1

Законы конкурентных отношений и сельскохо­зяйственная практика. Роль конкурентных отноше­ний при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.7.15

Популяции.

Решение экологических задач.

1

Понятие популяции. Типы популяций. Внутриви­довые отношения.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов

1.2.8.16

Популяции.

Решение экологических задач.

1

Формы совместной жизни. Отно­шения в попу­ляциях и практическая деятельность человека.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов

1.2.9.17

Демографическая структура популяций.

Решение экологических задач.

1

Понятие демографии. Особенности экологии орга­низмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популя­ций. Прогноз численности и устойчивости популя­ций по возрастной структуре.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов

1.2.10.18

Демографическая структура популяций.

Решение экологических задач.

1

Использование демо­графических показателей в сельском и лесном хозяй­стве, в промысле. Поддержа­ние оптимальной струк­туры природных популяций.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.11.19

Рост численности и плотности популяций.

Решение экологических задач.

1

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Про­цессы, происходящие при возрастании плот­ности. Их роль в ограничении численности.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.12.20

Рост численности и плотности популяций.

Решение экологических задач.

1

Популя­ции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плот­ностью популяций.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.13.21

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.

Решение экологических задач.

1

Односторонние изменения и обратная связь (регу­ляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динами­ке численности популяций. Немедленная и запазды­вающая регуляция. Типы динамики численности раз­ных видов. Задачи поддержания регуляторных воз­можностей в природе

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач

таблицы по экологии и охране приро­ды, слайдов, графиков

1.2.14.22

Биоценоз и его устойчивость.

1

Видовой состав биоценозов. Основные средообра­зователи.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.15.23

Биоценоз и его устойчивость.

1

Экологические ниши видов в био­ценозах. Условия устой­чивости природных сообществ. Последствия наруше­ния структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов

1.2.16.24

Экскурсия

Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

1

Работа в парах, беседа

Блокноты, карандаши

Тема 1.3.

Экосистемы.

10


1.3.1.25

Законы организации экосистем.

1

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа при­родной экосистемы. Масштабы вещественно-энерге­тических связей между живой и косной частями эко­системы. Круговорот веществ и поток энергии в эко­системах

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация аквариума как искусственной эко­системы, таблиц по экологии и охране природы, слай­дов

1.3.2.26

Законы организации экосистем.

1

Основные ком­поненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, ре­дуценты. Последствия нарушения круговорота ве­ществ и потока энергии. Экологические правила соз­дания и поддержания искусственных экосистем.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов.

1.3.3.27

Законы биологической продуктивности.

1

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энер­гии по цепям питания. Первичная и вторичная био­логическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов, кинофильма

« Экологиче­ские системы и их охрана».

1.3.4.28

Законы биологической продуктивности.

1

Факторы, ограничивающие биологиче­скую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов, кинофильма «Экологиче­ские системы и их охрана».

1.3.5.29

Продуктивность агроценозов.

1

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологиче­ские особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управ­ления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчи­вости и биологического разнообразия.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов.

1.3.6.30

Саморазвитие экосистем.

Л.р. Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества).

1

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженых участках. Саморазвитие водоёмов.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов.

1.3.7.31

Саморазвитие экосистем.

Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.

1

Природные возможности восстановления сообществ, нарушеныx деятельностью человека. Управление этими процессами.

Работа в парах, беседа

Блокнот, карандаши

1.3.8.32

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем.

1

Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Учебник, Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов.

1.3.9.33

Биосфера как глобальная экосистема.

1

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмо­сферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связыва­ние и запасание косми­ческой энергии.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия, выступление с сообщением о В.И.Вернадском

Демонстрация карты первичной продукции в био­сфере, таблиц по экологии и охране природы, фраг­мента кино­фильма «Человек и биосфера», диапози­тивов, схем круговоротов веществ в биосфере.

1.3.10.34

Биосфера как глобальная экосистема.

1

Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической ис­тории. Условия стабильности и продуктивности био­сферы. Рас­пределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в исполь­зовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Фронтальная; беседа, объяснение,

самостоятельная работа, дискуссия.

Демонстрация карты первичной продукции в био­сфере, таблиц по экологии и охране природы, фраг­мента кино­фильма «Человек и биосфера», диапози­тивов, схем круговоротов веществ в биосфере.


ИТОГО:

34



Перечень обязательных лабораторных работ и экскурсий


п/п

урока

Название лабораторных работ

Источник

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

5.

Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность

Методическое пособие к учебнику с.40

2.

6.

Жизненные формы животных (на примере насекомых).

Методическое пособие к учебнику с.43

3.

30

Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества).


Методическое пособие к учебнику с. 95




п/п

урока

Название экскурсий

Источник

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

24

Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Сборник задач, упражнений и практических работ с.128

2.

31

Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:


Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологи­ческий опти­мум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интро­дукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (поня­тие популяции, типы популяций, их демографиче­ская структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (по­нятия «экосистема», «биоценоз» как основа природ­ной экоси­стемы, круговороты веществ и потоки энер­гии в экосистемах, экологические основы формирова­ния и поддержива­ния экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая про­дукция; фак­торы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агро­экосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирова­ния экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, эко­логические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и пер­спективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспек­ты, принципы и правила охраны природы, правовые основы ох­раны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источни­16л загрязне­ния, борьба с загрязнением, очистные со­оружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране вод­ных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязне­ниями, очистные 16сооружения и их эффек­тивность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бе­режное использование полезных ископае­мых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ус­коренная эрозия, ее виды, зональные и межзональ­ные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и ох­ране растительности (причины и последствия сокра­щения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга Рос­сии и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране живот­ных (прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране живот­ных, значение Красной книги МСОП и Красной кни­ги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем16;

- объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

- строить графики простейших экологических за­висимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демогра­фических проблем и взаимоотношений природы и об­щества;

- определять уровень загрязнения воздуха и во­ды;

- устанавливать и описывать основные виды ус­коренной почвенной эрозии;

- бороться с ускоренной эрозией почв;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

- охранять полезных насекомых;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

Нормы оценки и контроля знаний обучающихся по экологии

Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Устьянская СОШ» и УМК автора».

Критерии оценки устного ответа учащихся по экологии

При оценке учитывается:

- правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность и логическая последовательность ответа.

Отметка "5"

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

ответ самостоятельный, выводы последовательны, грамотны.

Отметка "4"

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

Отметка "3"

содержание учебного материала изложено фрагментально, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка "2"

содержание учебного материала не раскрыто;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки теста по экологии

При оценке учитывается:

- правильность и осознанность выполнения задания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

Отметка "5"

полно раскрыто содержание заданий;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,

верно использованы научные термины;

даны правильные ответы на 90-100% вопросов

Отметка "4"

раскрыто основное содержание заданий;

в основном правильно даны определения понятий

в основном правильно использованы научные термины;

даны правильные ответы на 70-89% вопросов

Отметка "3"

содержание заданий изложено фрагментально;

определения понятий недостаточно четкие;

допущены неточности в использовании научной терминологии.

даны правильные ответы на 50-69% вопросов

Отметка "2"

содержание заданий не раскрыто;

допущены грубые ошибки в определении понятий,

допущены грубые ошибки при использовании научной терминологии.

даны правильные ответы на менее 50% вопросов

Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.

2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.

3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.

4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.

Оборудование, приборы, дидактический материал

Таблицы по биологии

Список литературы

Литература для педагога

  1. АлексеевС.В., БеккерА.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.1993.

  2. АлексеевС.В. и др. Практикум по экологии.-М.;АО МДС, 1996.

  3. Биоиндиксация загрязнений наземных экосистем/под ред.Р.Шуберта. - М.; Мир, 1988.

  4. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 1988 году/ под ред. А.С.Баева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 1999.

  5. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 2003году/ под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 2004.

Литература для учащихся


  1. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. - М.; МНЭПУ, 1997.

  2. БрагинаС.В., ИгнатовичИ.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.- М.; НИА-природа,1999.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.-М.; Наука, 1975.

  4. ГлазачевС.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.; Горизонт, 1997.

  5. ЗахаровВ.Б., МамонтовС.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. -М.; Школа - Пресс, 1996.

  6. Зверев А.Т. Экология; учебник для 10-11 кл.- М.; ОНИКС 21 век, 2004.

  7. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д.; Феникс, 2003.

  8. Хабарова Е.И., ПановаС.А.Экология в таблицах-М.; Дрофа, 2001. и др.

  9. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева- М., АСТ-ПРЕСС, 2001.


Интернет-сайты

ecolife,ru/indekx,shtml/- журнал «Экология и жизнь».


edu.nsu.ru/noos/ecology/-экологический раздел


ecoguild.narod.ru/-сайты Гильдии экологов

© 2010-2022