- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа Экология (10класс)
Рабочая программа Экология (10класс)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова Н.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании ШМО
естественнонаучного цикла
Протокол №…
от «….» август 2015г.
Принято
На педагогическом совете школы
Протокол №…
от «…» август 2015г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Устьянская СОШ»
_____________Т.М.Никулина
Приказ №……
от « ….» ……….. 2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Экология»
10 класс, среднего общего образования, базовый уровень
на 2015- 2016 учебный год
Всего часов в год -34, в неделю-1час.
Учитель химии и биологии
Планирование составлено на основе Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
Рабочую программу составила:
Плотникова Н. В. учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
с.Устьянка 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 класса разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по экологии 10-11 классы. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с. в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях и основной образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения МКОУ «Устьянская СОШ» и с учетом УМК автора по экологии для 10-11 классов.
Используемый УМК:
1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.
2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.
4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса экологии выделяет 68 часов, в том числе в X классе - 34 часов (1 час в неделю) однако возможно изучение курса (в X или XI классе) при 2 часах в неделю. Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 68 учебных часов: в 10 классе - 34 и в 11 классе - 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Цели и задачи изучаемого предмета
Изучение экологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты; история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, в повседневной жизни;
обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности и возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи курса:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознание человека как части природы, эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в познавательную деятельность;
раскрытие роли экологии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании; обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями.
Особенности отбора содержания и общей логики последовательности содержания, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: в рабочей программе отведено 34 часа на изучение данного курса, последовательность изложения материала не изменена. При составлении рабочей программы руководствовалась методическими рекомендациями Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с
Тематика и количество лабораторных и практических работ полностью совпадает с авторскими.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе
тестирование, лабораторные и практические работы, работа с таблицами, выступления на уроках (доклады, сообщения, презентации, доказательность позиции в дискуссии), устный и письменный опросы, самостоятельные и проверочные работы, работа по индивидуальным карточкам, схемам, вопросы.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Краткая характеристика класса: 6 учащихся обучаются по программе среднего общего образования, базовый уровень.
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Формы контроля знаний обучающихся: устные ответы, лабораторные и практические работы, сообщения, доклады, тестирование.
Условные обозначения:
Л.р.- лабораторная работа
(7)- число Л.р. в уроке
Структура изучаемого предмета
Экология
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
всего
теоретические
практические
1.
Введение
1
1
I. Общая экология
33
2.
Организм и среда.
7
7
(7)
3.
Сообщества и популяции.
16
15
1
4.
Экосистемы.
10
9
1
ИТОГО:
34
32
2(7)
Календарно - тематическое планирование
Экология 10 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Содержание
Формы, методы, средства, приемы
Материально-технические условия и информационные ресурсы
Дата
план
факт
Введение
1
1.
Экологии как наука и учебный предмет. Роль экологии в жизни современного общества.
Экологии как наука и учебный предмет. Её разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе по использованию природных ресурсов и окружающей природной среды. Роль экологии в жизни современного общества.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа.
Учебник, презентация
Раздел 1.
Общая экология
33
Тема 1.1
Организм и среда
7
1.1.1.2
Возможности размножения организмов и их ограничения средой.
Решение экологических задач.
1
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа
Учебник, презентация, таблица
1.1.2.3
Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
1
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа.
Учебник, рисунки в учебнике
1.1.3.4
Основные пути приспособления организмов к среде.
1
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.1.4.5
Пути воздействия организмов на среду обитания.
Л.р. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.
1
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.1.5.6
Приспособительные формы организмов.
Л.р. Жизненные формы животных (на примере насекомых).
1
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.1.6.7
Приспособительные ритмы жизни.
1
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.1.7.8
Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний.
1
Фронтальная; беседа, контроль знаний (тест)
Индивидуальные задания
Тема 1.2.
Сообщества и популяции.
16
1.2.1.9
Типы взаимодействия организмов.
Решение экологических задач.
1
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.2.2.10
Типы взаимодействия организмов.
Решение экологических задач.
1
Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.3.11
Законы и следствия пищевых отношений.
Решение экологических задач.
1
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.4.12
Законы и следствия пищевых отношений.
Решение экологических задач.
1
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.5.13
Законы конкурентных отношений в природе.
1
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.6.14
Законы конкурентных отношений в природе
1
Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.7.15
Популяции.
Решение экологических задач.
1
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.2.8.16
Популяции.
Решение экологических задач.
1
Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.2.9.17
Демографическая структура популяций.
Решение экологических задач.
1
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.2.10.18
Демографическая структура популяций.
Решение экологических задач.
1
Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.11.19
Рост численности и плотности популяций.
Решение экологических задач.
1
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.12.20
Рост численности и плотности популяций.
Решение экологических задач.
1
Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.13.21
Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.
Решение экологических задач.
1
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, решение экологических задач
таблицы по экологии и охране природы, слайдов, графиков
1.2.14.22
Биоценоз и его устойчивость.
1
Видовой состав биоценозов. Основные средообразователи.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.15.23
Биоценоз и его устойчивость.
1
Экологические ниши видов в биоценозах. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов
1.2.16.24
Экскурсия
Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
1
Работа в парах, беседа
Блокноты, карандаши
Тема 1.3.
Экосистемы.
10
1.3.1.25
Законы организации экосистем.
1
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, таблиц по экологии и охране природы, слайдов
1.3.2.26
Законы организации экосистем.
1
Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов.
1.3.3.27
Законы биологической продуктивности.
1
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофильма
« Экологические системы и их охрана».
1.3.4.28
Законы биологической продуктивности.
1
Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофильма «Экологические системы и их охрана».
1.3.5.29
Продуктивность агроценозов.
1
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов.
1.3.6.30
Саморазвитие экосистем.
Л.р. Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества).
1
Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженых участках. Саморазвитие водоёмов.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, выполнение Л.р.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов.
1.3.7.31
Саморазвитие экосистем.
Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.
1
Природные возможности восстановления сообществ, нарушеныx деятельностью человека. Управление этими процессами.
Работа в парах, беседа
Блокнот, карандаши
1.3.8.32
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем.
1
Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Учебник, Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов.
1.3.9.33
Биосфера как глобальная экосистема.
1
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия, выступление с сообщением о В.И.Вернадском
Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Человек и биосфера», диапозитивов, схем круговоротов веществ в биосфере.
1.3.10.34
Биосфера как глобальная экосистема.
1
Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.
Фронтальная; беседа, объяснение,
самостоятельная работа, дискуссия.
Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Человек и биосфера», диапозитивов, схем круговоротов веществ в биосфере.
ИТОГО:
34
Перечень обязательных лабораторных работ и экскурсий
№п/п
№
урока
Название лабораторных работ
Источник
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
5.
Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность
Методическое пособие к учебнику с.40
2.
6.
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Методическое пособие к учебнику с.43
3.
30
Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества).
Методическое пособие к учебнику с. 95
п/п
№
урока
Название экскурсий
Источник
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
24
Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
Сборник задач, упражнений и практических работ с.128
2.
31
Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источни16л загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные 16сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем16;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- бороться с ускоренной эрозией почв;
- охранять пресноводных рыб в период нереста;
- охранять полезных насекомых;
- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.
Нормы оценки и контроля знаний обучающихся по экологии
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Устьянская СОШ» и УМК автора».
Критерии оценки устного ответа учащихся по экологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность и логическая последовательность ответа.
Отметка "5"
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
ответ самостоятельный, выводы последовательны, грамотны.
Отметка "4"
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
Отметка "3"
содержание учебного материала изложено фрагментально, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка "2"
содержание учебного материала не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Критерии оценки теста по экологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность выполнения задания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
Отметка "5"
полно раскрыто содержание заданий;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 90-100% вопросов
Отметка "4"
раскрыто основное содержание заданий;
в основном правильно даны определения понятий
в основном правильно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 70-89% вопросов
Отметка "3"
содержание заданий изложено фрагментально;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены неточности в использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на 50-69% вопросов
Отметка "2"
содержание заданий не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий,
допущены грубые ошибки при использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на менее 50% вопросов
Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Экология 8-11классы: программы для общеобразоват. учреждений / сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.-158, /2с.
2. Учебник: Чернова Н. М. Экология.10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. - 12- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 302, /2 с.: ил.
3. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - М., Дрофа, 2001. - 192с.
4. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс» /И.А.Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М.Чернова.- 3-е изд., стериотип. - М., Дрофа, 2007. - 206, /2с.: ил.
Оборудование, приборы, дидактический материал
Таблицы по биологии
Список литературы
Литература для педагога
-
АлексеевС.В., БеккерА.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.1993.
-
АлексеевС.В. и др. Практикум по экологии.-М.;АО МДС, 1996.
-
Биоиндиксация загрязнений наземных экосистем/под ред.Р.Шуберта. - М.; Мир, 1988.
-
Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 1988 году/ под ред. А.С.Баева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 1999.
-
Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 2003году/ под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина. - СПб., 2004.
Литература для учащихся
-
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. - М.; МНЭПУ, 1997.
-
БрагинаС.В., ИгнатовичИ.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.- М.; НИА-природа,1999.
-
Вернадский В.И. Размышления натуралиста.-М.; Наука, 1975.
-
ГлазачевС.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.; Горизонт, 1997.
-
ЗахаровВ.Б., МамонтовС.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. -М.; Школа - Пресс, 1996.
-
Зверев А.Т. Экология; учебник для 10-11 кл.- М.; ОНИКС 21 век, 2004.
-
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д.; Феникс, 2003.
-
Хабарова Е.И., ПановаС.А.Экология в таблицах-М.; Дрофа, 2001. и др.
-
Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева- М., АСТ-ПРЕСС, 2001.
Интернет-сайты
ecolife,ru/indekx,shtml/- журнал «Экология и жизнь».
edu.nsu.ru/noos/ecology/-экологический раздел
ecoguild.narod.ru/-сайты Гильдии экологов