Среднесрочное планирование уроков биологии 6 класс

  Календарно - тематическое планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года. Изучение предмета «Биология» на уровне основного среднего образования направлено наформирование знаний о закономерностях природы и оптималь...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Среднесрочное планирование

Уроков биологии в 6 классе учителя химии-биологии ОСШОД №8 г. Уральска

Романенко Т. В.

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.

Изучение предмета «Биология» на уровне основного среднего образования направлено на формирование знаний о закономерностях природы и оптимальных взаимоотношениях человека с природой, актуальных проблем экологии.

Целью изучения является развитие первоначальных представлений об особенностях строения и жизнедеятельности органического мира, осознание многообразия органического мира как результата приспособленности к условиям среды, формирование представлений об основах эволюционной теории и экологического мышления, основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как основе её устойчивого развития, основополагающих понятий о доклеточном строении живых организмов, осознание учащимися многообразия живой природы как результата эволюции, формирование представлений о систематике растений и животных, понимание взаимоотношений живых организмов между собой и со средой обитания, осознание роли растений, животных и человека в природе, ценности знаний о своеобразии царств Растений в природе, жизни человека и в целом высокой значимости жизни.

Задачи обучения:

1) развить у учащихся познавательный интерес к изучению органической природы;

2) развить знания о живой природе;

3) создать условия для формирования основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении курсов «Растений», «Животных», «Человека», «Общей биологии»;

4) формировать у учащихся познавательный интерес к изучению закономерностей жизненных явлений;

5) развить знания о живой природе, полученных при изучении естественных наук;

6) создать у учащихся представления о целостной естественной картине единства органического мира;

7) формировать навыки использования своих знаний на практике;

8) развивать у учащихся навыки трудовой деятельности в области рационального природопользования и охраны природы, медицины, сельского хозяйства, биотехнологии.

Особенностью изучения биологии в 6 классе является изучения раздела «Растение».

Учебный материал 6 класса направлен на формирование понятий о значении царства Растений и многообразии растительного мира на Земле; значении растений в природе и жизни человека; клеточном строении растений. Ученики знакомятся с многообразием сельскохозяйственных растений, их влиянием на экологию, а также с систематикой растений и многообразием органического мира на Земле - это вирусы, бактерии, грибы, лишайники. В процессе изучения учебного материала развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся через наблюдения и выполнение практических, лабораторных работ по изучению растений.

Совершенствование подготовки и воспитание личности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов. Лабораторных работ - 35, из которых оцениваются : № 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15,17, 33 - перенесены в лабораторный практикум( проводятся отдельно засчет элективного курса).

Учебник «Биология» для 6 класса К.Жунусова, Р.Алимкулова, К.Жумагулова изд. Алматы «Атамура» 2011г

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС СЕРИИ УРОКОВ:

Органы цветковых растений, плоды и семена (4 часа).

ЗАДАЧИ серии уроков: ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:

1.Что предстоит изучить? Внешнее и внутреннее строение побега, цветка и плода покрытосеменных растений.

2. Каким видам работы предстоит научиться? Знать морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений, их характерное клеточное строение.

3. В каких навыках нужно продвинуться? Знание биологических терминов и их значений, фукции отдельных органов растений и их значение для растений.

Тема урока (какие знания нужно освоить, чтобы получить ответ на вопрос?)

Формы обучения

(В какой форме будем получать знания?)

Ожидаемый результат

(Чего конкретно я жду от этой формы работы, задания)

Деятельность учителя

(Что именно мне нужно сделать, в чём заключается моя помощь)

Деятельность учеников

(Что я хочу, чтобы они делали в процессе задания)

Обеспечение включенности учащихся (уточнение: как я включу в работу отдельных, проблемных - слабых или одарённых?)

Оценивание

(Какими способами я буду поощрять (ФО) и оценивать успех (СО)?)

Ресурсы

(Какие материалы мне необходимы для всего этого?)

1

Строение и значение побегов у растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные.

Презентация, индивидуальная работа. Работа в парах,

Знают вегетативные и генеративные органы, строение растения, умеют определять органы по гербарным образцам. Знают части побега и почки, их строение, функции, умеют анализировать результаты наблюдений. Знают виды стеблей, части стебля: кору, луб, камбий, древесину, сердцевину. Умеют определять возраст растений по годичным кольцам. Знают многообразие и видоизменения побегов, умеют различать их и приводить примеры

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы.

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

2

Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах,

Знают строение листа, его функции и видоизменения, умеют работать с микроскопом

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы.

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

3

Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах,

Знают, какие изменения происходят в побегах в разные сезоны года

Знают виды стеблей, части стебля: кору, луб, камбий, древесину, сердцевину. Умеют определять возраст растений по годичным кольцам. Знают многообразие и видоизменения побегов, умеют различать их и приводить примеры

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы.

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

4

Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Образование плодов;

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах,

Знают строение цветка, умеют определять части цветка, классифицируют соцветия, приводят примеры

Знают, что такое опыление и какие бывают способы опыления, умеют приводить примеры

Знают классификацию плодов, умеют их различать и приводить примеры

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы.

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

Достигнутые результаты: Изучить основные части побега, почек, листа, цветка, плода и их особенностях строения и функции. продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, доказывать соответствие строения органов растений выполняемым функциям. Изучить особенности строения цветка как органа размножения. Сформировать понятие о соцветиях и их биологической роли. Помочь учащимся усвоить, что каждый этап в жизни растений находится под контролем целого комплекса внешних воздействий.







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС СЕРИИ УРОКОВ: Основные процессы жизнедеятельности растений (3 часа)

ЗАДАЧИ серии уроков: ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: 1.Что предстоит изучить? Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

2. Каким видам работы предстоит научиться? Сформировать представление об особенностях дыхания и его значения для растения; показать черты отличия процессов воздушного питания и дыхания растений, процессе фотосинтеза.

3. В каких навыках нужно продвинуться? Раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; показать планетарное и эволюционное значение фотосинтеза и изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.

Тема урока (какие знания нужно освоить, чтобы получить ответ на вопрос?)

Формы обучения

(В какой форме будем получать знания?)

Ожидаемый результат

(Чего конкретно я жду от этой формы работы, задания)

Деятельность учителя

(Что именно мне нужно сделать, в чём заключается моя помощь)

Деятельность учеников

(Что я хочу, чтобы они делали в процессе задания)

Обеспечение включенности учащихся (уточнение: как я включу в работу отдельных, проблемных - слабых или одарённых?)

Оценивание

(Какими способами я буду поощрять (ФО) и оценивать успех (СО)?)

Ресурсы

(Какие материалы мне необходимы для всего этого?)

1

Поглощение воды и минеральных веществ из почвы.. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Умеют анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи, ухаживать за растениями

Знают сущность процесса фотосинтеза, его отличия от дыхания

Знают значение воды в жизни растения, умеют характеризовать и определять растения, относящиеся к разным экологическим группам

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

2

Дыхание растений. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Знают сущность процесса фотосинтеза, его отличия от дыхания

Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

3

Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение). Продолжительность жизни растений.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Умеют различать способы размножения растений и применять полученные знания при размножении комнатных растений.

Знают понятия роста и развития организма, особенности индивидуального развития растения

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые.

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

Достигнутые результаты: Помочь учащимся усвоить, что каждый этап в жизни растений находится под контролем целого комплекса внешних воздействий. ? Раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; показать планетарное и эволюционное значение фотосинтеза и изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС СЕРИИ УРОКОВ: Основные отделы царства растений (8 часов).

ЗАДАЧИ серии уроков: ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:

1.Что предстоит изучить? Начать формирование знаний о классификации растений, познакомить с основными систематическими группами растений, сформировать умение распознавать однодольные и двудольные растения

2. Каким видам работы предстоит научиться? Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации растений.

3. В каких навыках нужно продвинуться? Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы о принадлежности растений к отделам .

Тема урока (какие знания нужно освоить, чтобы получить ответ на вопрос?)

Формы обучения

(В какой форме будем получать знания?)

Ожидаемый результат

(Чего конкретно я жду от этой формы работы, задания)

Деятельность учителя

(Что именно мне нужно сделать, в чём заключается моя помощь)

Деятельность учеников

(Что я хочу, чтобы они делали в процессе задания)

Обеспечение включенности учащихся (уточнение: как я включу в работу отдельных, проблемных - слабых или одарённых?)

Оценивание

(Какими способами я буду поощрять (ФО) и оценивать успех (СО)?)

Ресурсы

(Какие материалы мне необходимы для всего этого?)

1

Понятия о систематике растений Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. . Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации растений.

Знают особенности строения, жизнедеятельности и местообитания одноклеточных водорослей и их многообразие

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

2

Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями

Познакомить со средой обитания и распространения мхов, раскрыть их роль в природе и хозяйственной деятельности человека

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

3

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.. Строение, размножение и развитие хвощей,плаунов.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Выявить особенности строения папоротников, хвощей и плаунов, признаки их более высокой организации по сравнению с мхами

Сформировать знания об особенностях строения и обитания хвощей, значении их в природе и практической деятельности человека

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

4

Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Семенное размножение хвойных растений.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Ознакомить с многообразием и главными особенностями голосеменных растений в сопоставлении как со споровыми сосудистыми, так и с цветковыми растениями

Познакомить учащихся с размножением голосеменных растений, показать преимущество семенного размножения перед споровым

Показать значение голосеменных в природе и жизни человека

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

5

Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Продолжить знакомство с цветковыми растениями, выделить их характерные черты, познакомить с многообразием

Охарактеризовать семейство крестоцветных и показать их отличительные признаки, познакомить с многообразием

Охарактеризовать обширное семейство розоцветных, дать оценку его процветания с точки зрения врожденного запаса генетических возможностей к адаптации, заложенных в способности к широкому разнообразию плодов и семян

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

6

Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, выявить значение растений этих семейств для человека, формировать умение составлять морфологическое описание растения

Познакомить с бобовыми, одним из крупнейших семейств двудольных цветковых и выделить критерии, выдвигающие бобовые в процветающее семейство

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

7

Семейство Сложноцветные. Семейство Лилейные .

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Познакомить с семейством Астровые, самым крупным семейством среди двудольных растений и сформулировать признаки, сочетающиеся с его преуспеванием в мире растений

Познакомить с обширным порядком Лилейных, куда входят семейства Лилейные, Спаржевые,

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

8

Семейства Луковые.. Семейства Злаки.

Презентация, индивидуальная работа, Работа в парах

Познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейства луковых, их биологическими особенностями

Ознакомить с обширным семейством злаковых, имеющих важнейшее значение как источник питания населения планеты

Разминка - знакомство.

Рассказ учителя с элементами исследовательской беседы и

демонстрация

Разминка - на концентрацию внимание и чувствительность рук.

Сформулировать целостное представление о том, что органы растений являются

универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии

Презентация, индивидуальная работа

Презентация, работа в парах

Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров

Все вовлечены- сильные и слабые

ФО и СО

Учебники, интернет

Природные объекты

Гербарии, таблицы

Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты

Достигнутые результаты: Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации растений.

Начать формирование знаний о классификации растений, познакомить с основными систематическими группами растений, сформировать умение распознавать однодольные и двудольные растения







© 2010-2022