Выступление на тему: ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бадрутдинов Габдулла Ахатович - учитель биологии и химии МБОУ «Биектауская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ


ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ


Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Поэтому знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Проблема личностного развития ребенка, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Основной целью экологического воспитания в школе является формирование экологически грамотной и культурной личности. Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению).

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. В связи с этим можно сформулировать задачи школьного экологического воспитания:

  • формирование потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране.

  • ознакомление с методами и приемами простейших научных исследований, эксперимента.

  • формирование основ здорового образа жизни

  • формирование основ правильного поведения в природе.

Уроки биологии предоставляют огромные возможности для реализации самых разнообразных задач экологического воспитания. Они позволяют учащимся познакомиться с многообразием животного и растительного мира, как всей планеты, так и своего края, выявить черты приспособленности живых организмов к условиям их обитания, определить степень влияния антропогенных факторов на экосистемы, характерные для их региона, научиться простейшим методам оценки и мониторинга состояния окружающей среды и собственного здоровья.

Работа школьников в данных направлениях может быть организована по-разному. Наиболее приемлемыми формами являются: применение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время, практические работы в классе и на местности, экскурсии, участие в природоохранных мероприятиях.

В рамках реализации основных задач экологического воспитания в прошлом учебном году учащиеся 10 класса занимались исследовательской работой по изучению экологического состояния родного села. Учащаяся этого класса участвовала в республиканской социально-экологической конференции «Моя Родина» и стала лауреатом. Учащиеся 8 класса занимаются изучением родников родного села. В 9 классе ведется элективный курс «Здоровье и окружающая среда», одна ученица занимается исследовательской работой по оценке состояния водных ресурсов родного села. Ежегодно в школе проводится декада экологии, в рамках которой организуются классные часы по экологии и внеклассные мероприятия. В школе существует традиция дарения скворечников учащимися выпускного класса. Проводятся такие мероприятия, как «День птиц», «День Земли», «День воды», предметные недели. Во время работы летнего пришкольного лагеря организуются выезды в биоценоз луга, во время которых проводятся экскурсии, позволяющие познакомить учащихся с представителями местной флоры и фауны. В течение учебного года на уроках биологии проводятся семинары по проблемам сохранения многообразия живой природы, практические занятия по выявлению влияния экологических факторов на организм растения и человека.

Таким образом, экологически образованной личностью можно назвать человека, который овладел суммой экологических знаний, определенными умениями и навыками, у которого выработано ответственное отношение к окружающему миру.


Литература

  1. «Биология в школе» №6, 2009; №7, 2008

  2. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е. «Методика обучения биологии». Минск, 2004.

  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология». М.:Дрофа, 2009.

  4. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников». Москва, 2005.



© 2010-2022