Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока биологии в 7 классе «Родственные души».



Учитель: Катаева Людмила Яковлевна

I квалификационная категория









«Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

Сенека Младший







Тема « Родственные души. Отряды млекопитающих» является практически заключительной при изучении темы «Класс Млекопитающие». На предыдущих уроках учащиеся знакомились с основными особенностями млекопитающих, их средой обитания, внешним строением, приспособлениями к жизни в воде и на суше, особенностями внутреннего строения, особенностями размножения, происхождением млекопитающих.

Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют все этапы урока, отражающие структуры учебной деятельности: этап актуализации, мотивации, постановки учебной цели, моделирования, систематизации знаний, рефлексии.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о представителях отдельных отрядов млекопитающих, строения и жизни, о значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- систематизировать знания учащихся о млекопитающих, как наиболее высокоорганизованных животных органического мира;

- продолжить формирование основных систематических категорий при изучении животного мира.

  • Развивающие:

- развивать навыки проектной деятельности;

- развивать логическое мышление, мыслительную деятельность и речь;

-продолжить формирование коммуникативно-организаторских способностей учащихся;

- развить представление о многообразии животного мира.

  • Воспитательные:

- умение работать в коллективе (группе);

- бережное отношение к природе, окружающей среде;

- выявить значимость представителей класса млекопитающих в жизни человека.

Предметные умения:

- описывать особенности строения и образа жизни разных отрядов млекопитающих;

- определять и классифицировать млекопитающих;

- устанавливать взаимосвязь строения с образом жизни и условиями обитания.

УУД:

  • Личностные:

- формирование ценностного отношения к природе;

- развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе.

  • Регулятивные:

- самостоятельно оценивать свои результаты;

- выбирать способы достижения цели (освоения знания);

- контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.

  • Познавательные:

- осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

- устанавливать причинно-следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы, основываясь на полученные знания.

  • Коммуникативные:

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы и доказательства;

- умение работать в парах и группах.

Время реализации занятия : 45 минут.

Оборудование урока:

- компьютер;

- мультимедийная установка;

- тетради с домашним заданием;

- фотографии млекопитающих разных отрядов ( Приложение 7)

- учебник биологии 7 класса (под ред. Вахрушева А.А.).

Технологии, методы:

- групповые;

- ИКТ;

- проектная деятельность.

Ход урока.

До начала урока учащиеся были разбиты на 5 групп (по 5-6 чел), выбран капитан группы. Было дано домашнее задание: используя материал учебника, ресурсы сети Интернет и т.д., познакомиться с многообразием млекопитающих (подготовить фотографии, рисунки, стихи, загадки, пословицы про этих животных).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Обоснование

Организацион-

ный момент. Постановка цели.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (фронтальная форма работы).

Тема урока: «Родственные души. Отряды млекопитающих».

На земле насчитывается более 4500 видов млекопитающих. Почему так много разных зверей?

Что между ними общего?

Что роднит обезьяну и корову, ежа и зайца?

Что их отличает друг от друга? Какова цель данного урока?

Приветствуют учителя. Садятся. Пытаются сформулировать цель урока: изучить особенности некоторых отрядов млекопитающих на примере отдельных представителей, выявить их значение в природе и жизни человека.

Создание благоприятной психологической обстановки для включения детей в работу. Формирование мотивации познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения предыдущего материала.

Тест.

(Приложение 1).

Представление своих животных млекопитающих

Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка (в парах). Оценку ставит каждая группа, представляет фото, рисунки (компьютер), называют представителей.

Учащиеся повторяют, выравнивают знания.

Изучение нового материала

Начнем реализовывать цель нашего урока. Вы должны познакомиться с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием. На доске схема (Приложение 2).

Начнем защиту ваших работ в группах.

Схема с доски переносится в тетрадь.

Командир каждой группы выходит к доске и выбирает «парочку» животных для проведения исследований по плану:

  • К какому отряду относятся данные животные

  • Численность животных данного отряда

  • Характерные признаки отряда

  • Представители

  • Значение в природе и жизни человека

В схеме на доске появляются названия отрядов + картинки животных (Приложение 3)

Каждая группа оценивает работу других. Проставляются баллы каждому участнику в группе (командир).

Формирование навыков групповой работы, умение выделять главное, делать выводы, сравнивать. Навыки работы со средствами наглядности. Формирование ценностно-личностного отношения к млекопитаю-

щим. Коллективная форма учебной деятельности. Развитие творческих способностей, логического мышления, грамотной речи. Умение сравнивать объекты между собой. Умение анализировать.

Закрепление полученных знаний.

Цель: проверить усвоение материала о многообразии млекопитающих. Работа с карточками. За каждый правильный ответ 2 балла

(Приложение 4).

Работают с карточками. Записывают ответы. Взаимопроверка.

Контроль за усвоением материала. Сжатое повторение основных характеристик отрядов млекопитающих. Развитие образного мышления, умение систе-матизировать, оформлять работу.

Подведение итогов.

Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов на каждом этапе

(Приложение 5).

Получают оценки за работу на уроке.

Мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

Домашнее задание.

Все ли отряды млекопитающих были сегодня представлены? На схеме появляются картинки животных, не относящихся к отрядам, представленным сегодня.

(Приложение 6).

Домашнее задание:

  • Оформить отчет по своей группе (презентация,

…, буклет)

  • Сообщения :

а) по отрядам, не представленным на уроке (особенности, представители)

б) млекопитающие Свердловской области

в) млекопитающие, занесенные в Красную книгу.

3. Мини-рассуждение « Что я знал по этой теме до урока? Что я узнал нового?»

Записывают домашнее задание:

1 и 3 -обязательно для всех;

2-е задание -по выбору.

Чувство удовлетворения от проделанной работы. Повышение самооценки.

Приложение 1.

Тест. Выбрать один правильный ответ.

1 вариант

2 вариант

1.Предками млекопитающих были:

а) Пресмыкающиеся

б) Амфибии

в) Птицы

1. Самые высокоорганизованные животные на Земле:

а) Птицы

б) Млекопитающие

в) Пресмыкающиеся

2. Конечности млекопитающих расположены:

а) обе пары под туловищем

б) одна пара под туловищем, вторая по бокам

2. Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:

а) пахучих желез

б) сальных желез

в) потовых желез

3. Какой отдел головного мозга млекопитающих наиболее развит:

а) продолговатый мозг

б) передний мозг

в) средний мозг

3. В дыхании млекопитающих основная роль принадлежит:

а) легким

б) коже

в) легким и коже в равной степени

4. Приспособленность млекопитающих к жизни в воде:

а) дышит при помощи жабр

б) конечности превратились в ласты

в) имеют волосяной покров

4. Для млекопитающих характерны зубы:

а) резцы, клыки и коренные

б) только резцы

в) только коренные и клыки

5. Млекопитающих относят к типу:

а) позвоночных

б) беспозвоночных

в) хордовых

5. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных:

а) 2 круга кровообращения

б) теплокровность и четырехкамерное сердце

в) выкармливание детенышей молоком


Приложение 2.

Бобр, дикобраз. Кит, дельфин.





Крот, еж. Волк, лиса.

Лемур, горилла.





Приложение 3.

Бобр, дикобраз. Кит, дельфин.







Крот, еж. Волк, лиса.

Лемур, горилла.





Приложение 4.

Определить отряд млекопитающих:

  • Ежи, кроты, землеройки - представители отряда - Насекомоядные.

  • У представителей этого отряда длинный кишечник с сильно развитой слепой кишкой - Грызуны.

  • Лиса, тигр, бурый медведь - представители отряда - Хищные.

  • Торпедовидное тело, волосы сохранились только у рта - Китообразные.

  • Сильно развитое полушарие переднего мозга - Приматы.









Приложение 5.


Этап


Вид работы


Максимальное количество баллов


Актуализация знаний



Тест


10 б.


Изучение нового



Работа в группе


10 б.


Закрепление


Ответы « определи отряд млекопитающих»


10 б.

Итого: 30 б.

Количество баллов

Оценка

28-30

5

22-27

4

15-21

3

1-14

2



















Приложение 6.

Бобр, дикобраз. Кит, дельфин.







Крот, еж. Волк, лиса.

Лемур, горилла.

















Приложение 7.

Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души

Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души

Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души

Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души

Методическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные душиМетодическая разработка урока биологии в 7 классе Родственные души



© 2010-2022