Национальные идеи казахского народа по охране природы

Раздел Биология
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Национальные идеи казахского народа по охране природы


Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат, человек.
Только где и когда ты видал без подножья вершину?

Сыздыкова Ляззат Замзамовна

Учитель биологии и химии, СОШ № 39

инновационного типа с гимназическими

классами г. Павлодара.

Категория высшая.

Человек - часть природы и живет, подчиняясь ее законам. B эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних приpодных богатств. Это приручение диких зверей и птиц, постепенное окультуривание растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки.
Человек, осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в казахской степи были негласные законы об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.
Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно! И поэтому с древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности.
Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, родникам, природным памятникам, деревьям-гигантам, зверям и птицам. B текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе.

Воспевали свои чувства к родному краю поэты и певцы, например у Сакена Сейфуллина.

Кокшетау.
Как нарядный и стройный девичий стан,
Погруженная в синий прозрачный туман,
Кокшетау стоит- Голубая гора-
На границе твоей, Казахстан

Любят ветры степные её навевать,
Любят тёплые зори её обнимать,
Караваны лучистых степных облаков
Вечерами слетаются к ней ночевать...
Как прозрачный янтарь1 в драгоценном кесё,
Спят озёра долин в первозданной красе,
Ароматами трав воздух там напоён -
Подышав, навсегда будешь им опьянён ...

Казахская легенда -государственный национальный парк Баянауыл, расположенный на территории Павлодарской области. Баянауыл - край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. У любого народа есть заветные уголки земли, которые составляют часть души каждого человека, живущего на ней. По полному праву, таким уголком Павлодарского Прииртышья многие века является Баянауыл…За коротким словом для многих видятся озеро…горы…облако, зацепившееся за скалу…сами скалы необыкновенно выразительной формы…ощущение покоя и вечности…вечность, недоступная человеку…
Сами древние горы и земля диктуют нам свое понимание мира и смысла жизни. Видимо, поэтому издавна Баянауыл считается родником новой мысли, творчества, вдохновения. Никакой уголок Павлодарского Прииртышья не может сравниться по силе некоего магического воздействия на художников и поэтов…

Много природных памятников и тайн хранит эта священная земля. А сколько великих сынов казахского народа родилось на Баянаульской земле. В Баянаульском районе родились: первый казахский академик КанышСатпаев, крупнейший ученый-энергетик Казахстана Шафик Чокин, философ и лиетратор Алькей Хаканович Маргулан, доктор наук Абикен Бектуров, Ермухан Бекмаханов, академик Серикбай Бейсембаев. Широкую известность получили писатели и поэты, черпавшие вдохновение в родных баянаульских местах: Д.Абилев, Х.Бекхожин, З.Шашкин, К.Исабаев, кинорежиссер и актер - народный артист СССР, лауреат Сталинской премии и Государственной премии Казахской ССР. Шакен Кенжетаевич Айманов и другие.
Когда пишешь или читаешь о Баянауле - вспоминаешь, что люди с давних времен считали это место священным. Между поселениями Карасук и Жанажол есть памятное место - урочище Ескельды, в переводе на русский язык - "Хозяин пришел". Здесь провел последние три года жизни собиратель истории и фольклора казахского народа, поэт Машхур Жусуп Копеев. Здесь на холме находится его мавзолей.
Машхур Жусуп Копеев был разносторонним человеком. Знания его- энциклопедичны. Он писал статьи о вреде поджогов; о том, как косить траву, сохранять ее; каких коней разводить; на каких землях что сеять; как лечить лошадей; как искать воду и т.д. Как общественный деятель он добивается открытия ярмарок; как геолог он советует, где и как рыть колодцы.
Имя Копеева в народе известно не только как имя поэта, фольклориста, историка, этнографа, философа. Он при жизни обрел имя святого, обладая даром ясновидения. Из разных мест люди ездили к нему, чтобы получить его благословение. Столь необычное сочетание в одном человеке замечательных способностей и талантов еще при жизни выдвинуло его в число великих сынов баянаульской земли.

А сколько пословиц и поговорок, воспитывающих экологическое мышление у детей..
1. Дикие животные едины с природой.
2. Где много водорослей, там много рыбы.
3. Летучая мышь не любит света.
4. Пчела садится на цветок, а журавль на воду.
5. Аист прилетел, лето наступило.
6. Дрофа любит пустыню, гуси, утки - озеро.
7. Земля -мать, дитя - народ.
8. Земля богата, народ богат.
9. Земля щедра, если умеешь ухаживать.
10. В неплодородной земле не бывает достатка.

11. Вырубил одно дерево - посади десять.

С. Мауленов
0 степь моя!
Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы.
Сколь гостеприимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь,
Отмечалось.
Родина,
Любимая земля,
Кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя,
Если б великаном стал былинным.
Блеск вершин, безбрежие озёр,
Буйство белых речек;
И без края.
Без конца, куда ни бросишь взор,
Степь лежит -
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле
Её разносят славу.
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
0 степь моя! 0 мать!

И сквозь эту эпически неуклонно развивающуюся повествовательную легенду, как основной узор ковра, проходит настойчивый лейтмотив о красоте природы, об ее охране. Осознавая величие седой степи, надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. «Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального общества.
Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле» в том числе через такие маленькие дела, как забота о живом вокруг нас. Воспитание бережного отношения к природе закладывается не только на уроках, но и во время трудового семестра на пришкольном участке. Когда дети высаживают, ухаживают сами за посадками, украшают двор аллеями и цветниками. Но так человек устроен: знания, полученные один раз в жизни, опыт, полученный один раз в жизни, когда-то постепенно утрачиваются. Поэтому учащимся необходимо закладывать страсть к обучению, к развитию личности на всю жизнь. Чтобы человек стал исследователем своей жизни и жизни вооюще.
Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!


© 2010-2022