Рабочая программа по биологии по ФГОСам 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Оськинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

от ________________ 201 г.

Руководитель МО

_______________ Маньшин И.Ф.

подпись

Утверждаю

Приказ № _____

от ___________________201 г.

Директор МОУ «Оськинская СОШ»

______________ Сухоруков В.А.

подпись





Рабочая программа







Предмет: Природоведение

Класс ____5____.

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы ___70

Количество часов в неделю __2__






















Маньшин И.Ф.

учитель биологии и географии

первая квалификационная категория






2010-2011 уч. год


Пояснительная записка.



Ф.И.О. учителя

Маньшин Иван Фёдорович

Предмет

Природоведение

Класс

5

Программа:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа основного общего образования по природоведению.

5 класс. / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.

Биология, 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2010

Учебник:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия:

Дорогань Л.В. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А.А. Плешакова,

-Рабочая тетрадь по природоведению под редакцией- Л.В.Дорогань Воронеж (ВОИПКРО)-2009г.

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. - М.: Дрофа, 2008.

  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

  1. 1С:Лаборатория. Зачем мы дышим? - М.: «1СПаблишинг», 2009

  1. Сайты: it-n.ru, zavuch.info, 1september.ru, school-collection.edu.ru

Видеоматериалы:



Количество часов:

всего по учебному плану

70

Контрольных уроков

2

Практических и лабораторных работа

19

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уде­лено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (18 часа)

Изучение природы человеком. Естественные нау­ки (астрономия, физика, химия, геология, физиче­ская география, биология, экология). Методы изу­чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследова­ний (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных иссле­дований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Рабочая программа по биологии по ФГОСам 5 классТема 2. Вселенная (4 часов)

Представления о Вселенной у древних ин­дийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристоте­лю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневе­ковье. Географические открытия XIV- XVII вв. и их влияние на развитие астроно­мии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники пла­нет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■ Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной систе­мы. Глобус. Фотографии планет Солнечной систе­мы.

■ Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (17 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Сов­ременные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Зем­ная кора. Различие по толщине материковой и оке­анической коры. Горные породы. Минералы, полез­ные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явле­ния: землетрясения, извержения вулканов, гейзе­ры.

Вещества в окружающем мире и их использова­ние человеком. Примеры веществ, простые и слож­ные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения ве­ществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характерис­тика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхно­стью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состоя­ние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Со­леность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых орга­низмов. Особенности расположения Земли в Солнеч­ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю­щие возможность жизни на планете.

■ Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Приме­ры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при про­хождении его через призму).

■ Практические работы

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Ис­следование 1-2 физических явлений (зависимостьРабочая программа по биологии по ФГОСам 5 класс скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воз­духа, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (11 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рас­цвет древних пресмыкающихся; птицы и зве­ри прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цито­плазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и жи­вотного организмов. Половые клетки. Оплодотворе­ние.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, бес­позвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организ­мов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешан­ные и широколиственные леса, травянистые равни­ны - степи и саванны, пустыни, влажный тропиче­ский лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно­сти и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распростра­ненных растений и животных с использованием раз­личных источников информации (фотографий, ат­ласов-определителей, чучел, гербариев и др.)

Исследование влияния температуры, света и влаж­ности на прорастание семян. Примеры приспособле­ний растений и животных к среде обитания. Зна­комство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (15 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и авст­ралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходя­щий. Человек разумный (неандерталец, кроманьо­нец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антаркти­ды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парни­ковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пу­ти сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче­ские проблемы: сохранение биологического разнооб­разия, борьба с уничтожением лесов и опустынива­нием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Сре­да обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуаци­ях природного происхождения. Простейшие спосо­бы оказания первой помощи.

■ Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

■ Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачеб­ной помощи.

Резервное время - 4часов.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;


  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Календарно - тематическое планирование

по природоведению 5 класс

по 2 часа в неделю (70 часов)

Рабочая тетрадь по природоведению под редакцией Л.В.Дорогань


п/п


Наименование темы занятия


Практическая работа

Дата прове

дения

Домаш

нее

задание

1.

Что изучает природоведение?


§ 1


2.

Значение природы в жизни человека?

§2

3.

Развитие научных представлений об окружающем мире.



§3


4.

Знаменитые исследователи природы


§4


5.

Приборы для изучения природы.

Измерение длинны, массы, температуры и времени различными способами.


§5


6.

Инструменты для изучения природы.

Определение сторон горизонта при помощи компаса, располо-жения Солнца над горизонтом.


§6


7.

Как стать исследователем?

Постановка простейших опытов. Исследование влияния темпера-туры, света и влажности на прорастание семян.


§7


8.

Подсказки природы



§8

9.

Мир, который нас окружает



§9


10.

Из чего состоят тела природы?

Описание и сравнение признаков двух-трёх веществ


§10


11.

Различаются ли свойства живой и не живой природы?



§11


12.

Вещества вокруг нас



§12


13.

Атомы и молекулы



§13


14.

Химические явления в природе, или как «дружат» атомы?

Наблюдение признаков химии-ческой реакции (изменение цвета, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка)


§14

15.

В гостях у атомов и молекул



§15


16.

Физические явления в природе и их многообразие

Исследование зависимости ско-рости испарения жидкости от её температуры, площади поверх-ности, рода жидкости и т.п.


§16


17.

Невидимый мир



§17


18.

Свойство тел и явления, с ними происходящие



§18


19.

Звёздное небо


§19


20.

Строение Солнечной системы



§20

21.

Земля - планета Солнечной системы

Наблюдение суточного движения Солнца


§21


22.

Значение Солнца для жизни на Земле

Наблюдение за погодой с целью установления фенологических сроков наступления времён года


§22


23.

Земля - наш дом



§23


24.

Твёрдая оболочка Земли



§24


25.

Состав земной коры



§25


26.

Полезные ископаемые

Определение свойств минера-лов и горных пород (работа с коллекциями)


§26


27.

Что такое почва?

Определение состава почв


§27


28.

Могут ли почвы быть тучными?



§28

29.

Охрана почв



§29


30.

Водная оболочка Земли



§30


31.

Химические и физические свойства воды.

Изучение параметров воды


§31


32.


Круговорот воды в природе



§32


33.

Сколько стоит капля чистой воды?



§33


34.

Воздушная оболочка Земли



§34

35.

Тайны воздуха



§35


36.

Глоток чистого воздуха



§36


37.

Свойства воздуха

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направ-ления и скорость ветра


§37


38.

Как формируется климат?

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родственников)


§38


39.

У природы нет плохой погоды…


§39


40.

Природные зоны Земли


§40


41.

Живая оболочка Земли - биосфера


§41


42.

Где можно встретить живой организм


§42

43.

Среда обитания живых организмов


§43


44.

Приспособленность живых организмов к окружающей среде


§44


45.

Наземно - воздушная среда обитания организмов

Знакомство с многообразием животных (на примере коллекции насекомых)


§45


46

Как добывают энергию живые организмы


§46


47

Пути «передвижения» энергии в природе



§47


48

Первая среда обитания



§48


49

Живой мир водоёмов



§49


50

Почва как среда обитания



§50

51

Человек - житель планеты Земля


§51


52

Роль человека в биосфере


§52


53

Охрана природы


§53


54

Растения под нашими ногами

Определение названий расте-ний с использованием различ-ных источников информации. Составление экологической карты


§54


55

Животные, которые живут рядом

Определение названий животных с использованием различных источников информации. Составление экологической карты.


§55


56

Мир, который нуждается в защите


§56


57

Человек и природа

Влияние природы на сосание че-ловека. Определение частоты пульса в школьной обстановке и на прогулке в парке.


§57


58

Если хочешь быть здоровым. . .


§58


59

Вредные привычки


§59


60

Дом, в котором мы живём

1) определение физических по-казателей комфортности дома и в классе (освещённость, провет-риваемость, температурный режим); 2) наблюдение за самочувствием


§60


61

Природные катаклизмы


§61


62

Помоги себе и другу

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздей-ствии ядовитых растений


§62


63

Мой дом - планета Земля. Как сохра-нить биосферу

§63


64

Обобщающий урок


§


65

Итоговый урок


§


66

Повторение уроков 1-11


§1-11

67

Повторение уроков 12-18


§12-18


68

Повторение уроков 19-22


§19-22


69

Повторение уроков 23-33


§23-33


70

Повторение уроков 34-47


§34-47



Итого по курсу 70 часов

Список литературы

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2008.

2. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс рабочая тетрадь. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г.

3. Дорогань Л.В. «Природоведение» 5 класс. Пособие для учителя. Воронеж. «ВОИПиКРО» - 2006г.

© 2010-2022