КОС по экологическим основам природопользования

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ




Контрольно - оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экологические основы природопользования»


для специальности: 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»









2015

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией естественно-математических и информационных дисциплин

Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель __________

Составлены в соответствии с

ФГОС по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Заместитель директора по УР и ТО

_____________ 20____г

_____________ О.П.Акимкина

Заместитель директора по УПР

_____________ 20____г

_____________ Ф.М.Чистяков


СОГЛАСОВАНО

Руководитель ____________________

(наименование предприятия/ организации)

_________________________________

________________/________________/

«______» _______________201_г.


Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»



Разработчик : Ведехина Р.А. - преподаватель ОБПОУ «Железногорский политехнический колледж»


I. Паспорт комплекта оценочных средств

1.1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».

Аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

Таблица 2

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

У1 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Анализирование и прогнозирование экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности

У2 соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

Применение полученных знания для обеспечения экологической безопасности в практической деятельности.

З1 особенности взаимодействия общества и природы;

Определение особенностей взаимодействия природы и общества на различных этапах исторического развития;

З2 условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

Определение причин, признаков, уровней, проблем экологического кризиса, глобальных экологических проблем ;

З3 - принципы и методы рационального природополь-зования;

Определение принципов рационального природопользования и воспроизведение методов рационального природопользования;

З4 основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;


З5 - основные группы отходов, их источники и

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

Воспроизведение источников загрязнения окружающей среды, классифицирование загрязнителей, определение мер по предотвращению загрязнения среды.

Изложение особенности размещения производств с учетом экологической обстановки.

Классифицирование отходов, определение классов опасности отходов.

Воспроизведение заводских способов утилизации отходов, способов предотвращения и улавливания , методов очистки

З6 понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

Определение понятия и назначения и принципов мониторинга окружающей среды;

Перечисление основные виды мониторинга окружающей среды;

З7 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Определение основных этапов развития экологического законодательства, задач и целей природоохранных органов управления и надзора;

Перечисление основных законодательных актов в области охраны природы, нормативно-правовых актов по окружающей среде.

З8 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

Определение форм международного сотрудничества, принципов и направления международного сотрудничество в области охраны природы.

Формулирование основных конвенции;

Знать:

З9 природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории;

Изложение экологических прав и обязанностей граждан.

Воспроизведение размещения и основных параметров природно-ресурсного потенциала РФ

Перечисление основных видов охраняемых

природных территорий и их задач.




1.3. Таблица сочетаний проверяемых знаний и умений


Код




Результаты освоения

(объекты оценивания)


Основные показатели оценки результата

№ задания


З1,

З6

Знать особенности взаимодействия общества и природы; понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

Определение особенностей взаимодействия природы и общества на различных этапах исторического развития;

Определение понятия и назначения и принципов мониторинга окружающей среды;

Перечисление основные виды мониторинга окружающей среды;

Задание 1

Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.

Задание 2

Допишите предложение

Установите соответствие

З2,

З3

У1,

Знать условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природополь-зования;

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Определение причин, признаков, уровней, проблем экологического кризиса, глобальных экологических проблем ;

Определение принципов рационального природопользования и воспроизведение методов рационального природопользования;

Анализирование и прогнозирование экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности

Задание 1

Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.

Задание 2

Установите соответствие

Задание 3

Решение задач

З4, З5 У1

Знать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

Знать основные группы отходов, их источники и основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

формулирование требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; определение цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулирование задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

Воспроизведение источников загрязнения окружающей среды, классифицирование загрязнителей, определение мер по предотвращению загрязнения среды.

Изложение особенности размещения производств с учетом экологической обстановки.

Классифицирование отходов, определение классов опасности отходов.

Воспроизведение заводских способов утилизации отходов, способов предотвращения и улавливания , методов очистки

Задание 1

Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.

Задание 2

Допишите предложение

Задание 3

Решение задачи

З7, З8 У2

Знать правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

Определение основных этапов развития экологического законодательства, задач и целей природоохранных органов управления и надзора;

Перечисление основных законодательных актов в области охраны природы, нормативно-правовых актов по окружающей среде.

Определение форм международного сотрудничества, принципов и направления международного сотрудничество в области охраны природы.

Формулирование основных конвенции;

Применение полученных знания для обеспечения экологической безопасности в практической деятельности.

Задание 1

Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.

Задание 3

Решение задачи

У1,

У2

З9

Знать природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории;

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

Изложение экологических прав и обязанностей граждан.

Воспроизведение размещения и основных параметров природно-ресурсного потенциала РФ

Перечисление основных видов охраняемых

природных территорий и их задач.

Анализирование и прогнозирование экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности

Применение полученных знания для обеспечения экологической безопасности в практической деятельности.

Задание 1

Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.

Задание 2

Допишите предложение

Задание 3

Решение задачи













































ВАРИАНТ 1

В заданиях 1-21 из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный

1. Что означает дословный перевод слова «мониторинг»?

А) слежение; В) восстановление;
Б) охрана; Г) разрушение


2. Формой, какого вида загрязнения является сверхнормативное размножение микроорганизмов, патогенных для человека и животных

А) физическое В) биологическое

Б) химическое Г) механическое


3. Последствие явления «парниковый эффект»?

А) нарушение прозрачности атмосферы, теплового баланса, увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов;
Б) загрязнение гидросферы;
В) повышение уровня радиации;
Г)вымирание животных.


4. Что такое ПДК?

А) максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на человека
Б) максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое оказывает отрицательное воздействие на человека
В) максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает на человека никакого влияния
Г)это понятие не имеет никакого отношения к человеку


5. Чем очищают воду в г. Железногорске?

А) хлором; В) электрическим током;
Б) озоном; Г) фильтрами .


6. Чем заповедники отличаются от заказников?

А) природопользованием; В) численностью животного и растительного мира;
Б) размерами площади; Г) ничем, только названиями.


7. В каком государстве принята сортировка бытовых отходов в разноцветных контейнерах?

А) Япония; В) Германия;
Б) США; Г) Италия.

8. Какие вещества наиболее опасны при загрязнении водоемов?

А) нефтепродукты; В) соли тяжелых металлов;
Б) углекислый газ; Г) оксиды азота и серы.

9. Как можно сократить количество поступающих загрязнений от промышленных предприятий?

А) сократить производство изготовления продукции;
Б) применять малоотходное производство;
В) применением различных штрафных санкций;
Г) изданием соответствующих законов.

10. Что такое рекреационные территории?

А) участки естественных природных ландшафтов, используемых для отдыха и лечения людей;
Б) территории по охране животного мира;
В) территории со старинными архитектурными памятниками;
Г) загрязненные территории


11. Какое вещество является главным при загрязнении атмосферы?

А) углекислый газ; В) нефтепродукты;
Б) фенол; Г) азот.


12. Что такое ноосфера?

А) область обитания живых организмов;
Б) водная оболочка;
В) «сфера разума» - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества;
Г) твердая оболочка Земли.


13. Что такое «Красная книга»?

А) официальные издания, содержащие описания и состояния животных и растений, находящихся под большей или меньшей опасностью исчезновения;
Б) официальные издания, содержащие описания вымерших животных и растений;
В) официальные издания, содержащие описания выживших животных и растений после их охраны, и которым не угрожает опасность;
Г) Издание, которое к экологии не имеет никакого отношения.


14. Функционирование металлургического комплекса сопряжено с ущербом окружающей среде. В наибольшей степени этот ущерб проявляется при воздействии на:

А) водную среду В) животный мир;
Б) леса и другой растительный мир; Г) почву.


15. Самые большие по значению особо охраняемые природные территории?

А) памятники природы; В) заказники;
Б) заповедники; Г) национальные парки.



16. Что понимают под термином «производство малоотходное»?

А) это такой метод производства продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования;
Б) это производство продукции при минимально возможном числе технологических стадий;
В) производство малого количества продукции, когда и отходов образуется меньше;
Г) производство, при котором есть возможность вторичного использования ресурсов.


17. Что понимают под зоной экологического бедствия?

А) участки территорий, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения.
Б) участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, которые угрожают здоровью населения
В) участки, в которых наблюдается исчезновение (гибель) каких-либо животных или растений
Г) участки, в которых прошли стихийные природные явления.


18. Что такое антропогенное загрязнение?

А) загрязнение, возникшее в результате природных катастроф;
Б) загрязнение среды, вызванное хозяйственной деятельностью человека;
В) загрязнение, возникшее как стихийное природное бедствие;
Г) загрязнение, которое устраняется с помощью человека.


19. Что понимают под экологическим правонарушением?

А) общественно опасное виновное деяние
Б) виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека;
В) противоправное действие против человечества, путем применения различного вида оружия;
Г) нет такого понятия.


20. Что такое экологическое оружие?


А) любое средство, наносящее урон, снижающее обороноспособность и приводящее к ухудшению здоровья, вплоть до смерти, через изменение среды его обитания;
Б) любое средство для отстрела или отлова промысловых животных с целью получения продукции;
В) химическое оружие, убивающее все живое на определенной территории;
Г) средства защиты животных и растений от врагов.


21. Что такое глобальное загрязнение?

А) загрязнение, возникшее в результате природных катастроф;
Б) загрязнение, обнаруживаемое на территории отдельного государства;
В) загрязнение, возникшее в одном месте, но последствия, передаваемые на всю планету;
Г) загрязнение возникшее в результате кислотных дождей.

Задание 2 Вставьте пропущенные слова в текст.

2.1 Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных……. И степенью их………. Выражается либо количеством……, либо запасами на …….. населения

2.2. Выберите правильные суждения

А. Нерациональное природопользование обеспечивает сохранение природно- ресурсного потенциала, ведёт к улучшению качества природной среды.

Б. Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования.

В. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

• законности управления;
• комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
• сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Г. Защита окружающей среды - частная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями граждан конкретного региона .


2.3. Расположите в правильном порядке виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга.

А) локальный В) региональный

Б) национальный Г ) глобальный

2.4 Загрязнение окружающей среды подразделяют на ……., вызванное какими-то естественными причинами и …….., возникающее в связи с хозяйственной деятельностью человека. Световое, шумовое, вибрационное, электромагнитное, ионизирующее загрязнения относя к …… загрязнениям, а привнесение в среду болезнетворных микроорганизмов, способствующих распространению заболеваний к……… .

А) антропогенное В) природное

Б) биологическое Г) физическое


2.5. Установите соответствие между типом мониторинга и его характеристикой


Характеристика

Признак

А. Исследует радиационный баланс, тепловой перегрев.

Б. Физические и биологические раздражители

В. Популяционное состояние видов

Г. Глобальные круговороты, баланс углекислого газа и кислорода.

Д. Круговорот воды на континентах

1. Глобальный мониторинг

2.Локальный мониторинг

Задание 3. решить задачу и записать ответ

27. Рассчитайте на сколько лет хватит запасов угля Германии, если ее запасы составляют 111 млр.т. , а ежегодная добыча 249 млн.т.

28. Рассчитайте подушевую обеспеченность углем населения Германии, если запасы составляют 111млр.т., а численность населения 82 млн. человек

29. При санобработке кухни площадью 10 м2, высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?

30. Определить лесистость Зарубежной Европы, если лесопокрытая площадь составляет 160 млн.га, а общая площадь Зарубежной Европы 10 мл. км2. ( 1 га =0,01 км2 )





































ВАРИАНТ 2

В заданиях 1-21 из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный

1. Под влиянием, какого процесса главным образом подвергаются исчезновению хвойные леса?

А) разрушение озонового слоя; В) потепление климата;
Б) кислотные дожди; Г) парниковый эффект.



2. Что называется экологическим потенциалом?

А) способность природных систем без ущерба для себя отдавать необходимую человечеству продукцию;
Б) способность организмов увеличивать численность в геометрической прогрессии;
В) количество запасов природных ресурсов определенного государства;
Г)способность природных систем восстанавливаться после разрушения.



3. Что понимают под термином «рациональное природопользование»?

А) практика использования природной среды и других природных ресурсов человечества;
Б) система деятельности, призванная обеспечить наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей;
В) использование природных ресурсов с учетом всех потребностей государства
Г) потребительское отношение к природным ресурсам



4. В процессе исторического развития роль воздействия человека на природу:

А) не менялось; В) ослабевает;
Б) незначительно усилилось; Г) значительно усилилось



5. Хозяйственная деятельность человека, приводящая к нарушениям почв, называется:

А) эрозия; В) рекультивация;
Б) коррозия; Г)мониторинг.



6. Плодородие почвы определяется количеством:

А) минеральных веществ; В) живых организмов;
Б) гумуса; Г) воды.

7. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате:

А) лесных пожаров;
Б) отмирания значительного количества биомассы в экосистеме;
В) многократного увеличения численности одного из видов;
Г) обработки растений пестицидами.

8. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:

А) запылённости атмосферы; В) накопления в атмосфере углекислого газа;
Б) накопления в атмосфере ядовитых веществ; Г) накопления в атмосфере кислорода.

9. Появление «озоновых дыр» приводит к:

А) повышению температуры воздуха; В) уменьшению прозрачности атмосферы

Б) усилению ультрафиолетового излучения; Г) понижению температуры воздуха;


10. Поступление в атмосферу серы приводит к:

А) разрушению озонового слоя; В) образованию кислотных дождей;
Б) разрушению атмосферы; Г) уменьшению содержания кислорода в атмосфере.

11. Наличие в атмосфере загрязняющих и часто ядовитых аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных веществ, называется:

А) дымом; В) смогом;
Б) туманом; Г) взвесью.
В

12. Какая международная организация занимается вопросами защиты природы и охраны природных ресурсов?


А) ВОЗ; В) МСОП;
Б) ЮНЕП; Г) ЮНЕСКО;


13. Главным фактором, вызывающим массовую гибель растений, является:

А) их поедание и вытаптывание животными;
Б) загрязнение почвы, воды, воздуха в результате хозяйственной деятельности человека;
В) естественная гибель растений при достижении старости;
Г) различные заболевания растений в результате их поражения бактериями, грибами.

14. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

А) создание заповедников;
Б) расширение площади агроценозов;
В) борьба с вредителями сельскохозяйственных растении;
Г) повышение продуктивности агроценозов.


15. Что означает термин «рекультивация»?

А) слежение; В) восстановление;
Б) охрана; Г) разрушение.

16. Что такое «Белая книга»?

А) официальные издания, содержащие описания и состояния животных и растений, находящихся под большей или меньшей опасностью исчезновения;
Б) официальные издания, содержащие описания вымерших животных и растений;
В) издания, авторы которых пишут про восстановление нарушенных земель;
Г) официальные издания, содержащие описания выживших животных и растений после их охраны, и которым не угрожает опасность.

17. К чему приводит рациональное природопользование:

А) экологической катастрофе; В) к исчезновению диких животных
Б) сохранению окружающей среды; Г) созданию заповедников

18. Тяжелые металлы, пестициды, синтетические поверхностно активные вещества к какому виду загрязнений относятся?

А) физическое В) биологическое
Б) химическое Г) механическое

19. Где больше всего разрушается озоновый слой?

А) Южной Америке В) Антарктиде
Б) Африке Г) России

20.Какой вид эрозии почвы бывает?

А) ветровая В) пустынная
Б) черноземная Г) карьерная

21.Что называют вторичным материальным ресурсом?

А) накапливающиеся отходы;
Б) отходы, которые утилизируют;
В) отходы, которые в дальнейшем перерабатывают;
Г) вещества, из которых можно одновременно получать два вида ресурсов.

Задание 2 Вставьте пропущенные слова в текст.

2.1.Систему мер, обеспечивающих рациональное использование всех природных ресурсов, восстановление возобновимых ………. и сохранение природных …….., благоприятных для жизни человека, а также защиту от разрушений типичных, редких и исчезающих природных объектов называется охраной………..


2.2. Расположите в правильном порядке этапы рекультивации земель

А) биологический В) горно - технический
Б) подготовительный Г) восстановительный

2.3. Выберите правильные суждения

А. Биотехнология нашла широкое применение в охране природной среды, в частности при решении следующих прикладных вопросов:

а) утилизация жидкой фазы сточных вод и твёрдых промышленных отходов с помощью анаэробного преобразования

б) биологическая очистка природных и сточных вод от органических и неорганических соединений

в) компостирование (биологическое окисление) отходов растительности

Б. Основные требования к водохозяйственному комплексу

а) рациональное обеспечение потребителя водой, в достаточном объёме и соответствующего качества

б) обеспечение наибольшего экономического эффекта

в) сохранение природных условий и гарантии охраны вод от загрязнения, засорения и истощения

В. Малоотходные и безотходные технологические процессы и системы не должны функционировать таким образом, чтобы не нарушать естественный ход процессов, протекающих в природе

Г. Защита окружающей среды - частная проблема, которая может быть решена усилиями специалистов конкретных отраслей науки и техники

2.4. Вставьте пропущенные слова в текст.

Остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, образовавшихся в процессе изготовления продукции и утратившие полностью или частично свои полезные физические свойства являются …… …….. а, образующиеся в результате потребления человеком …. ……….. Способ утилизации отходов при температуре от 400 до 1000 градусов Цельсия называется …… наиболее распространенный способ утилизации ………

А) складирование В) отходами производства

Б) пиролиз Г) отходами потребления

2.5. Установите соответствие между путями развития и их характеристикой


Характеристика

Признак

А. Увеличение добычи сырьевых ресурсов

Б. Использование безотходных технологий

В. Утилизация отходов материального производства

Г. Увеличение производства материальных ресурсов

Д.Применение прогрессивных норм расхода материальных ресурсов

1. Экстенсивный путь

2. Интенсивный путь

Задание 3. решить задачу и записать ответ

27. Рассчитайте на сколько лет хватит запасов нефти Саудовской Аравии, если ее запасы составляют 35, 5 млр.т. , а ежегодная добыча 404 млн.т.

28. Рассчитайте подушевую обеспеченность нефтью населения Саудовской Аравии, если запасы составляют 35,5 млр.т., а численность населения 20 млн. человек

29. Будет ли превышен уровень ПДК ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 , высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути-0,0003 мг м).

30. Определить лесистость Зарубежной Азии, если лесопокрытая площадь составляет 540 млн.га, а общая площадь Зарубежной Азии 27,5 мл. км2. ( 1 га =0,01 км2 ).


© 2010-2022