Открытый урок по биологии Второй закон Менделя

05.03.2015г.                                                                              Учитель Умалатова А.А. Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание». Класс 9 Урок № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов». Общедидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации средствами технологии самостоятельного обучения. Цели по содержанию: Ø  об...   Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемые учащимися действия Формируемые у учащихся способы действия Использование ЦОР 1.Оргмомент. Учитель приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность своего рабочего места, настраивает на продуктивную деятельность, создаёт ситуацию успеха. Проверяют свою готовность к уроку.     2.Целеполагание и мотивация. Использует эпиграф для формулировки темы и целей урока. Читают эпиграф. «Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею». (Цицерон) Формулируют цели урока: Знать: закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании; формулировки 1и2 законов Г. Менделя. Уметь: искать информацию; анализировать условие генетической задачи; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять и записывать решение генетических задач. Познавательные. Регулятивные.   3.Актуализаця, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия. Приём «Интеллектуальная разминка» Учитель предлагает задания «Установи соответствие», «Соотнеси термин и определение понятий» с вариантами правильных ответов через проектор.   Приём «Программированный опрос» Учитель организует фронтальную работу с демонстрацией ответов через проектор.     Учащиеся в парах выполняют задания. Устно проверяют.         Выполняют тестовую работу с комментариями, осуществляют самопроверку, заполняют карту урока. Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные. ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы «Проверь себя» к П.17 Из истории развития генетики, элемент №6 и №7. ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы «Проверь себя» к П.19 Генетические опыты Г. Менделя, 11 элементов. 4. Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.   Приём «Точка зрения» Учитель организует работу в парах по систематизации знаний с использованием ЭОР. 1)Г. Мендель выбрал в качестве объекта для исследования горох посевной. Почему? 2)Контрастные признаки гороха  Г. Мендель назвал альтернативными доминантными и рецессивными. Дайте определения понятий. 3)Учитель предлагает прослушать 1закон  Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор со звуком. 4) Учитель предлагает учащимся сформулировать2закон Г. Менделя с объясн... Учащиеся последовательно выполняют задания. Устно проверяют.                 Учащиеся слушают 1 закон Г. Менделя.     Учащийся работает с ЭОР у доски, объясняя 2 закон Г. Менделя с закономерностями наследования.       Решают задачи, проверяют, устанавливая причинно-следственные связи, записывают схемы скрещиваний  задачи№4 в карте урока, используя алгоритм.   Делают вывод о расщеплении при неполном доминировании 1: 2: 1. Познавательные. Коммуникативные. Личностные. Регулятивные. К П.19 Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы. Информационный текст с описанием гороха. Иллюстрированная таблица с признаками гороха, выделенными Г. Менделем. Анимация. «Первый закон Г. Менделя. Демонстрация механизма закона единообразия гибридов F1» Анимация. «Второй закон Г. Менделя. Демонстрация механизма закона расщепления» К п.19 Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы. Папка «Задачи на моногибридное скрещивание» Интерактивные задания на определение наследования при... 5.Информация о домашнем задании. Приём «Обсуждаем домашнее задание» 1.Повторить п.19, выполнить задания на инструктивной карточке (Приложение 2) 2. По желанию решить задачи на моногибридное скрещивание с использованием ЭОР. Записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы. Регулятивные. ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» П.19 Генетические опыты Г. Менделя, учебник. 6.Рефлексия (подведение итогов)   Учитель проводит рефлексию. Закончите предложения Самым сложным на уроке было… Самым интересным на уроке было… Сегодня я научился… Работают в карте урока Регулятивные.   Приложение№1 Алгоритм решения генетических задач. 1.Прочитать условие задачи от начала и до конца. 2.Перевести данные задачи в генетические символы. 3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания). 4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования  ( мысленно излагая ход рассуждения). 5.Написать ответ в согласии с условием задачи.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

05.03.2015г. Учитель Умалатова А.А.

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Класс 9

Урок № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».

Общедидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации средствами технологии самостоятельного обучения.

Цели по содержанию:

  • образовательные: создать условия для понимания закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании, сущности 1и2 законов Г. Менделя.

  • развивающие: способствовать обучению школьников правильно анализировать условие генетических задач, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять и записывать решение генетических задач, создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы.

  • воспитательные: способствовать развитию чувства ответственности за результаты своего труда, развитию творческой активности и самореализации, воспитанию чувства толерантности к чужому мнению, коммуникативной и информационной компетентности, культуры речи через средства парной, фронтальной работы, созданию позитивного микроклимата.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

ФОПД: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование и средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран, ЭОР «1С: Школа. Биология. 9 класс», инструктивные карты для домашней практической работы, приложение «Алгоритмы решения генетических задач», карты урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемые учащимися действия

Формируемые у учащихся способы действия

Использование ЦОР

1.Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность своего рабочего места, настраивает на продуктивную деятельность, создаёт ситуацию успеха.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Использует эпиграф для формулировки темы и целей урока.

Читают эпиграф.

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

(Цицерон)

Формулируют цели урока:

Знать: закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании; формулировки 1и2 законов Г. Менделя.

Уметь:

искать информацию;

анализировать условие генетической задачи;

устанавливать причинно-следственные связи;

объяснять и записывать решение генетических задач.

Познавательные. Регулятивные.

3.Актуализаця, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия.

Приём «Интеллектуальная разминка»

Учитель предлагает задания «Установи соответствие», «Соотнеси термин и определение понятий» с

вариантами правильных ответов через проектор.

Приём «Программированный опрос»

Учитель организует фронтальную работу с демонстрацией ответов через проектор.

Учащиеся в парах выполняют задания.

Устно проверяют.



Выполняют тестовую работу с комментариями, осуществляют самопроверку, заполняют карту урока.

Познавательные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы

«Проверь себя» к П.17 Из истории развития генетики, элемент №6 и №7.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы «Проверь себя» к П.19

Генетические опыты Г. Менделя, 11 элементов.

4. Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.

Приём «Точка зрения»

Учитель организует работу в парах по систематизации знаний с использованием ЭОР.

1)Г. Мендель выбрал в качестве объекта для исследования горох посевной. Почему?

2)Контрастные признаки гороха Г. Мендель назвал альтернативными доминантными и рецессивными. Дайте определения понятий.

3)Учитель предлагает прослушать 1закон Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор со звуком.

4) Учитель предлагает учащимся сформулировать2закон Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор без звука.

Учитель решает задачу№1 с объяснением на ПК, использует проектор. Предлагает решить учащимся задачи №2 и №3 с объяснением, используя проектор, задачу№4 самостоятельно, используя ЭОР и карту урока.

Учитель выводит учащихся на промежуточное наследование признаков и неполное доминирование.

Учитель напоминает, что, решая задачи, следует придерживаться алгоритма (Приложение 1). Учитель подводит итог.

Учащиеся последовательно выполняют задания.

Устно проверяют.





Учащиеся слушают 1 закон Г. Менделя.

Учащийся работает с ЭОР у доски, объясняя 2 закон Г. Менделя с закономерностями наследования.

Решают задачи, проверяют, устанавливая причинно-следственные связи, записывают схемы скрещиваний задачи№4 в карте урока, используя алгоритм.

Делают вывод о расщеплении при неполном доминировании 1: 2: 1.

Познавательные.

Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

К П.19

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы.

Информационный текст с описанием гороха.

Иллюстрированная таблица с признаками гороха, выделенными Г. Менделем.

Анимация. «Первый закон Г. Менделя.

Демонстрация механизма закона единообразия гибридов F1»

Анимация. «Второй закон Г. Менделя. Демонстрация механизма закона расщепления»

К п.19

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы. Папка «Задачи на моногибридное скрещивание» Интерактивные задания на определение наследования признака при полном и неполном доминировании.

п.19

Генетические опыты Г. Менделя, учебник, «Это интересно»

5.Информация о домашнем задании.

Приём «Обсуждаем домашнее задание»

1.Повторить п.19,

выполнить задания на инструктивной карточке (Приложение 2)

2. По желанию решить задачи на моногибридное скрещивание с использованием ЭОР.

Записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы.

Регулятивные.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» П.19

Генетические опыты Г. Менделя, учебник.

6.Рефлексия (подведение итогов)

Учитель проводит рефлексию. Закончите предложения

Самым сложным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Сегодня я научился…

Работают в карте урока

Регулятивные.

Приложение№1

Алгоритм решения генетических задач.

1.Прочитать условие задачи от начала и до конца.

2.Перевести данные задачи в генетические символы.

3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания).

4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования

( мысленно излагая ход рассуждения).

5.Написать ответ в согласии с условием задачи.

Карта урока по теме

«Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

(Цицерон)

Ф.И. учащихся___________________________________________________

1.Программированный опрос «Проверь себя»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





% выполнения

2.Наследование форм томатов при полном доминировании.

А. Дано: Р: ♀ ×♂

В-округлая форма G: ⊙⊙ ⊙

b-грушевидная форма F1:

генотипы расщепление 1:1

♀-? Ответ: генотипы ♀

♂-? ♂

Б. Дано: Р: ♀ ×♂

В-округлая форма G: ⊙⊙ ⊙ ⊙

b-грушевидная форма F1:

генотипы расщепление 3:1

♀-? Ответ: генотипы ♀

♂-? ♂

3. Закончите предложения

Самым сложным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Сегодня я научился…



© 2010-2022