Конспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока

по биологии в 6 классе.

Тема урока:

«Цветок. Взаимосвязь органов растений».

Конспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растений

Учитель: Васильева Л.Д.



Б. Таволожка

2015г.

Тема урока: «Обобщение по теме «Цветок. Взаимосвязь органов растений»

Цель: закрепить знания о строение цветка, соцветиях, видах опыления; показать на конкретных примерах, что органы растения дополняют друг друга и связаны в единое целое - систему органов, то есть организм.

Оборудование: таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии, схемы соцветий, открытки цветущих растений.

На доске стихи В.Солоухина (поэма):

«Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо?

Которое раньше видеть вы нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!»


Ход урока.

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение темы и цели урока;

  3. Вступительное слово учителя;

  1. Что такое орган?

  2. На какие две группы делятся органы? Назовите их.

  3. Сегодня мы поговорим о генеративных органах - цветке и плодах.

  4. Чтение поэмы Солоухина.

  5. Работа по карточкам «Строение цветка».

  1. Повторение пройденного.

  1. Сбор модели цветка на доске, значение каждой его части.

Это интересно: «Самый крупный и мелкий цветок»

Самым большим цветком является Раффлезия Арнольда (Rafflesia arnoldii), растущая в джунглях некоторых островов Индонезии. Гигантский цветок достигает в диаметре 1 метра и весит 4-11 кг. Он состоит из пяти огромных красных мясистых лепестков толщиной 2 см., напоминающих по виду куски сырого мяса.

Корней, листьев и стебля у раффлезии нет, так как она является растением-паразитом, живущим на лианах семейства виноградных. Раффлезия издает очень сильный запах гниющего мяса, привлекающий ее опылителей - мух и жуков.

Интересно, что крупнейший в мире цветок вырастает из крошечных семян, не больше маковых зернышек. От момента высевания до цветения проходит больше 5 лет, а цветет раффлезия всего 2-4 суток.

Самое маленькое цветковое растение - Вольфия бескорневая (Wolffia arrhiza) из семейства рясковых. Это крошечное растение - обитатель пресных водоемов. Поперечник отдельного растения бывает меньше миллиметра.

Заросли вольфии похожи на плавающую в воде зеленую крупу. Примерно дважды в сутки от нижней ее части отпочковывается новое растение. Благодаря быстрому размножению вольфию выращивают для получения богатой белками и углеводами зеленой массы, идущей на корм скоту.

Цветет вольфия очень редко, ее цветы располагаются на верхней, выступающей из воды части и представляет собой углубление, в котором помещается пестик и тычинки. Самое маленькое цветковое растение приносит самые мелкие в мире плоды. Поскольку величина всего растения менее 1 мм в длину, зрелый плод составляет значительную его часть. Плод вольфии имеет длину всего 0,25 мм и весит около 70 микрограмм, то есть меньше, чем средняя крупинка столовой соли.

  1. Соцветия (определение).

  • На какие две группы делятся соцветия? (простые и сложные)

  • Покажите их на схемах, дайте им названия.

  1. Загадки о растениях.

Дайте названия соцветиям.

  • На плечах Игнашки 43 рубашки

Все из ткани отбеленной,

А поверх пиджак зеленый.

(капуста - кисть)


  • Выросла травка

К пище приправка

Ее пожитки

Душистые нитки.

(укроп - сложный зонтик)


  • Был цветок как медок молодым

А когда постарел, стал как дым.

(одуванчик - корзинка)

Учитель: «Одуванчик - это лекарственное растение, корни которого используют для повышения аппетита, лечения гастрита, а также как желчегонное средство».


  • Крупный. А не кочка

Есть дно, а не бочка

Есть перья, а не птица

Есть горечь, а не горчица.

(лук - простой зонтик)


  • Стоят в поле сестрички

Желтый глазок, белые реснички.

(ромашка - корзинка)

  • Он у дороги к дому

Весь в пыли торчит

И путнику больному

Ранки заживит.

(подорожник - простой колос)

Учитель: «Что вы о нем знаете? Это лекарственное растение, противовоспалительное и ранозаживляющее средство, настой листьев при простудах - отхаркивающее средство».


  • На зеленой ножке - белые горошки

(ландыш - кисть)

Это интересно: «Самое крупное соцветие».

Самым крупным соцветием обладает пальма корифа зонтичная(Corypha umbraculifera), произрастающая в юго-восточной Азии и на острове Шри-Ланка. Высота ее соцветия достигает 6 метров, а число цветков в соцветии - полумиллиона.

Рекорд по продолжительности соцветия установила пальма кариота жгучая, или китуль (Caryota urens).

Это дерево, растущее на юго-западной Азии, цветет один раз в жизни, после чего погибает. Однако цветение длится непрерывно в течение нескольких лет.

  1. Переходим к следующему вопросу. А чтобы отгадать к какому, разгадаем кроссворд.


О

Д

С

Н

О

Р

О

Ц

А

Д

В

С

О

Е

Ц

П

С

Т

Н

Т

В

О

П

Ы

Л

Е

Н

И

Е

Д

О

Л

О

Н

Ы

Е

Т

Н

Ч

Ь

Ж

И

Е

Е

О

А

Ц

Н

Я

Н

П

Т

А

Ы

И

О

О

Е

Е

Л

К

Ы


  1. Цветки, содержащие либо пестики, либо тычинки.

  2. Соцветие кукурузы.

  3. Что образуется в пыльниках.

  4. Метелка, сложный зонтик - это соцветия ….

  5. Живые организмы, способные образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

  6. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении.

  7. Группа цветов, расположенных в определенном порядке.

  8. Раскрытие цветка у растения.

Ключевое слово ОПЫЛЕНИЕ.

Учитель: «Что такое опыление? Какие два вида опыления вы знаете? Заполните схему».

ОПЫЛЕНИЕ

Конспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийКонспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растений

Конспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийКонспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийКонспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийСАМООПЫЛЕНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ

ККонспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийКонспект урока по биологии на тему Цветок. Взаимосвязь органов растенийАРТОФЕЛЬ ВЕТРОМ НАСЕКОМЫМИ
ТОМАТЫ

? ?

Учитель: «Назовите признаки самоопыляемых и насекомоопыляемых растений. Что происходит после опыления? (оплодотворение). Для чего необходимы опыление и оплодотворение? (чтобы образовались плоды).

  1. Плоды.

Учитель:

  • Из чего развивается плод?

  • На какие две группы делятся плоды? (таблица)

  • Назовите сочные плоды (ягода, яблоко, костянка, тыквина).

  • Назовите сухие плоды (боб, стручок, желудь, орех, коробочка, зерновка, семянка)

  • Определите название плода - растений, семена которых лежат на столе.

Это интересно: «Самые тяжелые плоды».

Самые тяжелые плоды в мире древесной растительности растут на сейшельской веерной пальме (Lodoicea maldivica). На ней созревают огромные орехи весом от 9 до 16 кг, а в некоторых случаях и до 25 кг.

В окружности более метра, плоды сейшельской пальмы были известны европейцам еще в средние века. Но только в 1947 году из Сейшельских островов в Индийском океане французская экспедиция обнаружила пальму, дающие такие плоды.

Эта пальма - эндемик Сейшельских островов. Вырастает до 30 м в высоту и до 30см в диаметре.

На ее вершине до 30 огромных веерных листьев: длина их 3-5 м, ширина - 2-2,5м, черешок до 6м.

Растет пальма медленно, зацветает в возрасте 20-40 лет. От появления цветов до появления плодов проходит 8-10 лет - именно столько времени развивается огромное колосовидное соцветие длиной до 2м. еще 6 лет будет созревать плод (это тоже рекорд).

Плоды оливково-зеленого цвета с толстой мясистой наружной оболочкой. Под ней в твердой косточке находится самое большое в мире семя. После прорастание молодое растение еще 4-5 лет получает из него питательные вещества - это тоже своеобразный рекорд. Плоды растут на тальме, пока не становятся такими тяжелыми, что падают на землю.

Самые крупные плоды в мире травянистой растительности - у обыкновенной тыквы (Cucurbita pepo). Они могут иметь вес более 300кг.

  1. Проверочная работа.

  1. Определи соцветие по картинкам.

  2. Назовите признаки ветроопыляемых растений.

  3. Вставь пропущенные слова:

    • Плод развивается из _______________.

    • Семена развиваются из __________________.

    • Зародыш развивается из ________________.

  4. Напишите название плода у следующих растений: пшеница, вишня, арбуз капуста, подсолнечник, помидор, горох дуб, мак, лещина, овес, крыжовник, абрикос, груша.

  1. Закрепление

Учитель:

  • Связаны ли органы между собой? Как? Может ли растения существовать без какого-либо органа?

  • Биосистема (чтение определения в учебнике)

  1. Итог

Д/З. Параграф № 26.









© 2010-2022