• Преподавателю
  • Биология
  • Проект по биологии «Водный мир Шульганташа» ученицы 7 А класса МОАУ Гимназия 7 (полного дня) Четвериковой Дарьи, научный руководитель учитель биологии Улогова Марина Евгеньевна

Проект по биологии «Водный мир Шульганташа» ученицы 7 А класса МОАУ Гимназия 7 (полного дня) Четвериковой Дарьи, научный руководитель учитель биологии Улогова Марина Евгеньевна

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)












Проект по биологии

«Водный мир Шульганташа»






Выполнила:

ученица 7 класса «А»

Четверикова Дарья

Проверила

учитель биологии:

Улогова М.Е.


















Оренбург 2015-2016г.

Содержание:

1.

Введение………………………………………………………………

3

1.1

Цели и задачи…………………………………………………………

4

1.2

Актуальность………………………………………………………….

5

2.

Основная часть………………………………………….…………..

6

2.1

История………………………………………………………………..

6

2.2

Практическая часть…………………………………………………..

8

3.

Вывод…………………………………………………………………

12

4

Литература…………………………………………………………..

13

5

Приложение………………………………………………………….

14

Введение:

Этим летом я ездила со своей семьей в Шульганташские пещеры. (рис. 7а,б,в). Там было очень темно и холодно. Если на улице было градусов двадцать тепла, то в пещере - всего лишь 20С. У входа в пещеру есть небольшое Голубое озеро глубиной 81метр и температурой ниже +10 градусов. Я заинтересовалась, какова в этом озере флора и фауна, чем она отличается от водного мира других водоемов. Я не знала ни одного ответа на эти вопросы. Наверное, можно было бы найти информацию в Интернете, но я решила провести свое исследование, как будущий биолог.

Цели и задачи проекта:

Цель:

Изучить водный мир Шульганташа и его отличия от других водоемов.

Задачи:

  1. Изучить работу с оптическим микроскопом, камерами, и т.д.;

  2. Уметь подготавливать образцы для съемок и делать качественные снимки;

  3. Уметь подготавливать рабочее место и инструменты;

  4. Уметь интерпретировать полученные изображения.








Актуальность:

В начальной школе я каждый год готовила проекты и в этом году я решила заняться исследовательской работой. В начальных классах мне помогали родители, и я сама не точно понимала, чем я занимаюсь. Теперь я решила выбрать такую тему, чтобы я могла САМА вести исследование. В этом году я поступила в седьмой класс, и мы в дисциплинах стали изучать новые и интересные темы. Особенно меня заинтересовала биология. Как раз в прошлом году мы прошли микроорганизмы и микроскопические водоросли, поэтому я решила делать проект по биологии. Дело не в том, что мне биология давалась легче других предметов, а в том, что мне действительно интересно изучать строение микроорганизмов, как они живут, как размножаются. У меня дома есть оптический микроскоп с цифровой камерой, который увеличивает предметы до 200 раз. Поэтому я решила провести исследование какой-либо местности и изучить обитающих в ней живых микроорганизмов.









Основная часть

Шульган-Таш - государственный природный заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горнолесном поясе, в пределах Бурзянского района. Общая площадь - 22 531 га. Название происходит от башкирских слов «шульган» (опустилась, провалилась) и «таш» (камень)...

"уникальность пещеры Шульган-Таш (Капова) заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом - как редком природном объекте Урала; археологическом - как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом - как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий."

Заповедник Шульган-Таш известен всей планете. Причина - необычайная популярность главной его достопримечательности - Каповой пещеры. О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая - от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая - от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм. В исторические времена (средневековье) использовалась в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

Одним из первых ее исследовал русский географ П. И. Рычков. В1769 году он сделал подробное описание внутренних коридоров и переходов пещеры. В 1770 году при помощи местных жителей академик И. И. Лепехин сумел подняться на второй ярус пещеры

Капова пещера начинается с тоннеля высотой 22 метра и шириной 40 метров. Вход в спелеосистему - на южном склоне горы Сарыкускан. Тут же расположились так называемый «Грот мамонта» и Голубое озеро. Это еще одни достопримечательности заповедника «Шульган-Таш». Водоем очень глубок. В 2001 году английские дайверы зафиксировали отметку в 82 метра!

Каповая пещера протянусь в длину на 2 640 метров, в высоту - на 260 метров. В настоящее время ученые открыли здесь 9 крупных залов, 3 воронки, всевозможное количество гротов и два подземных озера. Особо выделяются залы: Хаоса, Рисунков и Знаков. В последнем обнаружены постоянные стоянки человека. Здесь сохранились каменные орудия быта, труда и даже древесные угли. Всем этим находкам от 15 000 до 17 000 лет.

Пещера Шульган-Таш (второе название Каповой пещеры) представляет собой четырехэтажную спелеосистему. Первый этаж полностью затоплен водами реки Шульган. Второй этаж - открыт для посещения туристов. Третий этаж - закрытая часть объекта Каповая пещера. Он находится в 40 километрах над уровнем реки Белая. Здесь проводятся научные исследования. Именно на третьем этаже и были обнаружены рисунки доисторического человека. Ученые считают, что изменение количества галерей и подземных проходов в пещере в результате блокировки отдельных коридоров связано с подземными водами. С течением времени они подмывают горную породу, в результате чего, то тут, то там происходят обвалы.
Затем в результате тех же самых природных катаклизмов галереи рождаются заново.

Пещера Шульган-Таш - это так называемая «зона постоянного микроклимата». Вне зависимости от времени года тут всегда + 7°С. Четвертый этаж ученые открыли совсем недавно. Это целое царство сталактитов. Каждому из них свыше 100 000 лет! Самое крупное минеральное образование уходит в высоту на 3 метра, а в ширину - на 8. Точный возраст пещеры, как отмечают ученые, варьируется от 4 до 5 миллионов лет. Первый человек пришел в заповедник Шульган-Таш 17 000 лет назад...

Пещера Шульган-Таш получила всемирную известность благодаря живописным картинкам первобытных людей. Впервые их обнаружили в 1954 году. В настоящее время известно и описано свыше 180 древних полотен. Все они выполнены охрой. Каповая пещера стала прибежищем для кроманьонца. Именно ему сегодня приписывают авторство набросков. Размер рисунков - от 40 и до 113 сантиметров. Каждый артефакт в Шульган-Таш насчитывает 14 500 лет!

Главные сюжеты - это мамонты, лошади и носороги. Археологи считают, что здесь могли проводиться обряды древних людей. К примеру, инициация - процесс превращения юноши во взрослого мужчину: воина или охотника. Капова пещера, а с ней и заповедник Шульган-Таш сегодня признаны объектами мирового наследия. До открытия рисунков в Башкирии было принято считать, что пещеры времен палеолита находятся исключительно в Западной Европе: Испании и Франции.

Пещера Шульган-Таш произвела сенсацию в мировой археологии. Сегодня - это единственный подобный комплекс во всей Восточной Европе. Ровно год назад Капова пещера вновь преподнесла сюрприз. Группа археологов из Москвы впервые обнаружила здесь древнее захоронение. Ученые наткнулись на несколько черепов древних людей. Один из них принадлежит девушке. Скорее всего, это головы особо почитаемых персон - вождей или шаманов. Принято считать, что древний человек в знак преклонения хоронил головы знатных людей отдельно от их тел. Таким образом, артефакт подтверждает: пещера Шульган-Таш была местом проведения ритуалов и сакральных обрядов.

План Каповой пещеры, опубликованный Рюминым А.В. в журнале «Вокруг света», № 4, 1960 г.







Ход работы:

Я взяла пробу из озера, находящегося в пещере, и пробу из ручья, протекавшего возле пещеры. Надо учесть, что в озере вода стоячая. Чтобы эксперимент был качественным, полноценным и достоверным, я взяла 3-ю пробу для сравнения из Димитровского водохранилища при +300С.

Пипеткой я набирала воду из каждой пробы и разлила ее в специальные стерильные прозрачные кюветы, чтобы видеть большой объем воды. Толщина водного слоя составляла около 5-7мм, что затрудняло получение резких снимков при больших увеличениях (больше 50 крат).

Из «интересных» кювет капли воды переносили на предметные кварцевые стекла, «размазывали» капли покровным стеклом и фотографировали при увеличениях от 100, до 200 раз.

Всего было проведено больше 20 таких экспериментальных серий, получено около тысячи снимков. Из них после анализа отобрали по 8 представительных фотографий от каждой пробы. Результаты представлены в 3-х разделах:

  1. Водный мир Голубого озера;

  2. Водный мир ручья;

  3. Водный мир Димитровского водохранилища.

Водный мир Голубого озера

В Голубом озере вода хрустально-прозрачная и очень холодная. Это довольно-таки сильно влияет на его водный мир. В этой воде нет практически нет живых организмов. Редко встречаются водоросли (рис. 1б,в). Зато в Голубом озере много очень красивых кристаллов.

Описание кристаллов

На снимках 1а,г и 2а-г видны дендриты (от греч. δένδρον - дерево) - сложные кристаллические образования древовидной ветвящейся структуры. Их называют еще скелетными кристаллами. Дендриты возникают при ускоренной или стеснённой кристаллизации в неравновесных условиях, когда кристалл расщепляется и появляются кристаллографические разупорядоченные блоки. Они ветвятся и разрастаются в разные стороны подобно дереву, тянущемуся к солнечному свету. Дендриты могут быть трёхмерными объёмными (1г, 2б,г) или плоскими двумерными, как на рисунках 1а,2в

При дендритной кристаллизации зародыши развиваются с разными скоростями в разных кристаллографических направлениях: от осей первого порядка под определенным углом начинают расти поперечные ветви - оси второго порядка, а от них - оси третьего порядка и т.д. (рис. 2б).
Размеры дендритных ветвей зависят только скорости охлаждения в интервале температур кристаллизации. Одна из особенностей дендритного роста заключается в том, что ось дендрита и его ветви растут вдоль конкретно кристаллографического направления, характерного для данного вещества. Каждый дендрит имеет свой собственный рисунок.

В 1851 г. Международная комиссия по снегу и льду приняла довольно простую и получившую широкое распространение классификацию твердых осадков. Согласно этой системе существуют семь основных видов кристаллов: пластинки, звёздчатые кристаллы, столбцы (или колонны), иглы (2б), пространственные дендриты, столбцы с наконечниками и неправильной формы (рис. 2б, 2в), возможно из органического вещества.
Их форма напрямую зависит от температуры кристаллизации.

Водный мир ручья

В горном ручье, протекающем недалеко от Каповой пещеры, совсем другая водная природа. Тут присутствует много водорослей, как будто «стеклянных» микроорганизмов, полупрозрачных шаров, которые скорее всего являются яйцами лягушек. Никаких кристаллов нет.

На рисунке 3а видно больше 10 полупрозрачных шаров с густой черной окантовкой - по-видимому это икра лягушек, где развивался зародыш.

На рисунке 4г присутствует микроорганизм Инфузория туфелька. Она выглядит как стеклянная, я думаю, она живая.

На рисунке 3б изображен живой микроорганизм, по форме также напоминает Инфузорию туфельку.

На остальных фотографиях 3г, 4абв изображены водоросли и «стеклянные» микроорганизмы.

3в - часть видной невооруженным глазом водоросли, сорванной в данном ручье.

Водный мир Димитровского водохранилища

Т.к. Димитровское водохранилище не естественный водоем и вода в нем стоячая и водохранилище не горное - это сделало неповторимым его флору и фауну. Не все объекты не удалось точно идентифицировать (5г). На рисунке 5б и 5в изображена амеба - организм состоящий всего из одной клетки, но тем не менее являющийся хищником. На рисунке 5а изображен Улотрикс - водоросль, которая обитает почти во всех водоемах. На остальных рисунках (6а,б,в,г) изображены обычные микроскопические водоросли, не имеющие никакого названия.









Вывод

Во время работы над проектом я научилась работать с цифровым оптическим микроскопом, делать качественные снимки. Оказалось, что отдельными проблемами являются правильная подготовка и хранение биологических объектов, подготовка рабочего места и инструментов. Правильная интерпретация полученных результатов возможна только после изучения различной учебной и научной литературы.



Список литературы

  1. Чибилев А.А. ОРЕНБУРЖЬЕ - КРАЙ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ. Атлас-альбом наследия Оренбургской области. А.А. Чибилев; Оренбургское книжное издательство. - Оренбург, 2008. - 256с.; ил., карты

  2. В.Б. Захаров, Н. И. Сонин. БИОЛОГИЯ 6-7 класс

  3. Аликберова Л. Занимательная химия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

  4. Глинка Н.Л. Общая химия - Л.: Химия, 1984.

  5. Третьяков Ю.Д. Дендриты, фракталы и материалы// Соросовский образовательный журнал. 1998/№11

  6. Журнал «Популярная механика» №1 - 2008г - Все о снежинках.

  7. Фадеев Г.Н., Сычев А.П. Мир металлов и сплавов - М. Просвещение, 1978

  8. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика.

  9. Научно-методический журнал «Химия в школе» - 2009 год/№8, 9, 10.

  10. eurostal.by/kristall-chernova.html

  11. termist.com/bibliot/popular/mezenin/mezenin_007.htm

  12. dic.academic.ru

  13. wikimetal.ru

13


© 2010-2022