Проект по химии и биологии Эколого-нравственное воспитание учащихся в средней школе

                  Экологическое и нравственное воспитание органически связаны. Это особенность позволяет рассматривать связь экологического и нравственного воспитания выступает в качестве средства  для реализации задач, вытекающих из экологического воспитания, а с другой  - экологическое воспитание способствует реализации цели нравственного воспитания. Сегодня общеобразовательная школа может заложить основные принципы формирования личности с новым уровнем мышления и типом поведения в окружающей ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

  1. Анализ проблемы_______________________________________2

  2. Цель и задачи проекта___________________________________4

  3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта________________5

  4. Бюджет проекта________________________________________6

  5. Ожидаемые результаты реализации проекта_________________7

  6. Риски реализации проекта________________________________7

  7. Глоссарии_____________________________________________8

  8. Список используемой литературы_________________________9





































Анализ проблемы

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействии в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влиянии хозяйственной деятельности человека на земле.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единства экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияния экологические знания и убеждения. Экологические представления у учащихся формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представление постепенно переходит в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков ( совокупность состояний, конкретных действии, умении и навыков) и отношений человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Для научно- обоснованного обсуждения проблемы формирование эколого-нравственного воспитания определим современные понятия « экология» и « нравственность». Термин « Экология» ввел в 1866 году немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель. Экология - это познания экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды. Сегодня экология в широком смысле - наука о взаимодействии общества с окружающей средой.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: « Нравственно- прекрасным человека называют совершенного достоинства… ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно-прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями». Сегодня нравственность - это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Экологическое и нравственное воспитание органически связаны. Это особенность позволяет рассматривать связь экологического и нравственного воспитания выступает в качестве средства для реализации задач, вытекающих из экологического воспитания, а с другой - экологическое воспитание способствует реализации цели нравственного воспитания.

Формирование эколого-нравственного воспитания личности - важнейшая задача общества и непременные условия постепенного продвижения его вперед, поэтому эколого-нравственное воспитание рассматривается в педагогической науке как одно из магистральных направлений всей воспитательной работы.

Сегодня общеобразовательная школа может заложить основные принципы формирования личности с новым уровнем мышления и типом поведения в окружающей нас среде. Учащихся надо как можно раньше ввести в сферу экологических проблем, так как от этого зависит развитие у него ответственного отношения к природе.

Пути реализации экологического воспитания в школе могут быть самыми разными: создание интегрированных курсов, экологизация учебных проблем, введения в практику специального предмета которая раскрывает вопросы экологии и защиты окружающей среды от вредных воздействии а также включение межпредметных связей при изучений влияний вредных веществ на экологическое состояние природы.

Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточная разработка в педагогике, а также научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена тема моего проекта: « Эколого-нравственное воспитание учащихся на уроках химии».

Цель проекта: выявить методы и средства для развития эколого-нравственного воспитания у учащихся на уроках химии.

Объект исследования: Формирование экологического и нравственного воспитания.

Методы:

  1. Эмпирический метод

  2. Рациональный метод

  3. Метод анкетирования

  4. Метод наблюдения

  5. Экспериментальный метод

Предмет исследования: методы и приемы воспитания экологического, нравственного отношения к природе у учащихся 8-х классов.

Задачи:

  1. Раскрыть и теоретически обосновать структуру формирования эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках химии.

  2. Выявить систему организации эколого-нравственного воспитания.

  3. Экспериментально проверить эффективность модели по формированию эколого-нравственного воспитания учащихся.

Новизна исследования:

- выявить основные тенденции развития экологического и нравственного воспитания у учащихся общеобразовательной школы №67.

- экспериментально проверить выбранные мною методы и средства, обеспечивающие эффективность формирования эколого-нравственной воспитанности у учащихся.

- разработать модель по формированию эколого-нравственной воспитанности учащихся.

Сроки реализации проекта: 1,5 года.



Этапы педагогического проекта:

Проект реализуется в три этапа на базе МБОУ средней общеобразовательной школы №67 Кировского района ( г. Казань). Временные рамки всего проекта первое полугодие 2013 до второго полугодия 2015 года.

На первом этапе (декабрь 2013 года) - подготовительном, изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения химии; рассматривалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, мною были определены последующие задачи.

На втором этапе ( март 2014- 2015 гг) - основном, будет проведена экспериментальная часть исследования которая состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и диагностический.

На уровне констатирующего эксперимента было проведено тестирование и наблюдения для накопления фактического материала в рамках эколого-педагогического эксперимента. Были выделены критерии экологической воспитанности учащихся - знания, интерес к экологическим проблемам, эстетико-нравственная воспитанность.

Для измерения исходного уровня эколого-нравственной воспитанности учащихся, было использовано тестирование состоящее из 20 вопросов.

Формирующий эксперимент предполагал разработку и организацию эколого-педагогических мероприятий, направленных на формирование экологических знаний, интерес к экологическим проблемам, которые будут определять эколого-нравственную воспитанность. Программа « Наша планета - в наших руках» содержит следующие мероприятия:

Лекции:

  1. Наука экология ( основные принципы, цели, задачи, правила).

  2. Что такое нравственность? ( определение, открытия ученых - людей с необычной судьбой, нравственность и химия).

  3. Влияние органических и неорганических веществ на окружающую среду (соединения меди, железа, ионов аммония, фенолов и нефтепродуктов, какие меры предпринимают для очистки воздуха от вредных веществ). ( март - апрель 2014)

Классные часы: « Тайны и загадки природы», « Глобальные экологические проблемы». ( апрель 2014)

Практические занятия: « Эстетика природного мира», « Экологические факторы и их действие на живые организмы», « влияние выхлопных газов автомобилей на рост и развитие растений». ( июль 2014)

КВН - « Знатоки природы» ( сентябрь 2014)

Брейн - ринг - « Органические соединения - вред или польза?» (октябрь 2014)

Видеофильм « Моя планета» ( ноябрь 2014)

Стенгазета: « Историки», «Исследователи», «Химики» ( январь - февраль 2015)

Рефераты на любые экологические темы ( март 2015).

Данный программа способствует осмыслению ценности природы и растительного мира в частности, это ведет к освоению ценностных экологических ориентации. В процессе учащиеся осваивают нормы, правила поведения, что выражается в умениях, навыках и опыте рационального поведения в природе.

На диагностическом этапе оценивается уровень эколого-нравственной воспитанности. Также данный этап дает возможность, убедится в эффективности предложенных методов по формированию эколого-нравственного воспитания.

На третьем этапе: ( апрель 2015 год) - заключительном, планируется проверка и обработка результатов, описание полученных результатов, изменение образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Бюджет проекта

Наименование статьи расходов

Сумма

Итого

Оборудования ( колбы, пипетки, чашки Петри, индикаторная бумага)

2000

Реактивы

2000

Бумага А 4

500

4500

Ожидаемые результаты реализации проекта

Проект прививает бережное, ответственное отношение к природным объектам. В процессе учащиеся осваивают нормы, правила поведения, что выражается в умениях, навыках и опыте рационального поведения на природе.

Риск реализации проекта

Для реализации проекта необходимы специальные оборудования, без которых невозможно осуществить практическую часть проекта в ходе которого учащиеся приобретают знания, умения, навыки.









Глоссарий

  1. Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

  2. Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом[, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

  3. Проект - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

  4. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

  5. Глобальность - всеобъемлемость, многоохватность, широкомасштабность, всемирность, полнота, повсеместность, всеобщность, универсальность, всесторонность.

  6. Игра КВН - это популярная игра в которых команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

  7. Брейн - ринг - интеллектуальная игра.



Литература:

  1. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.

  2. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.

  3. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения знаний в школе»/Д.Н. богоявленский, Н.А. Менчинская.- М.:Изд-воАПН РСФСР,1959 год.

  4. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.

  5. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

  6. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды»/ под ред. Д.М. Фельдштейна.- М.:Международная педагогическая академия,1995 год



9


© 2010-2022