Урок

Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся систем органов, о функциях основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование аппаратов организма как единое целое. Развивающая: Формировать умения: самостоятельно работать с раздаточным материалом, логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в письменной и устной форме. Воспитательная: Учить “предвидеть” возможные последствия влияния вредных привычек на организм, содействовать профилактике утомляемости.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УрокУрокУрокУрокИнтегрированный урок биологии и химии в 8-м классе по теме "Организм человека и его строение. Влияние вредных привычек на организм человека"

Ахтямзянова Мадина Махмутовна, учитель биологии и химии

Образовательная: Обобщить и закрепить знания учащихся систем органов, о функциях основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование аппаратов организма как единое целое.

Развивающая: Формировать умения: самостоятельно работать с раздаточным материалом, логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Воспитательная: Учить "предвидеть" возможные последствия влияния вредных привычек на организм, содействовать профилактике утомляемости.

Тип урока: урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков.

Вид урока: интегрированный.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, работа у доски, письменная самостоятельная работа, использование компьютера, цифрового микроскопа, групповая работа, интерактивный метод, работа у доски, мини лекции, рассказ, демонстрация опыта.

Список литературы:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. "Биология. Человек. 8 класс" Москва. Дрофа. 2006 г.

  2. Е.В.Краева "Тесты по биологии" к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина" Биология. Человек. 8 класс" Издательство "Экзамен" Москва 2008 г.

  3. Т.В.Козачек Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина и М.Р.Сапина "Человек"

  4. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова "Поурочные разработки по биологии "Человек" 8 класс. "Вако" Москва 2005.

  5. Журнал "Биология в школе" №5 2008 г.

  6. Журнал "Биология в школе" №6 2006 г.

Оборудование: Торс человека, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, экран, тест, лист ватмана, маркер, спирт, яйцо курицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня вам предстоит проверить свои знания по изученным темам: "Клетка", "Ткани", "Органы", "Системы органов", а также умения работать с тестовыми заданиями, раздаточным материалом.

3. Фронтальный устный опрос по вопросам.

На экране появляются рисунки животной клетки, четыре вида ткани, органы, системы органов.

  1. Назвать органоиды животной клетки.

  2. Перечислить функции органоидов.

  3. Показать по таблице и назвать органы пищеварительного тракта; дыхательной системы; выделительной системы; кровеносной системы; и.т.д.

  4. Назвать основные виды тканей и функции тканей.

4. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями.

Работать вы будите с индивидуальными бланками тестовых заданий.

(Учитель каждому раздает бланки с тестовыми заданиями.)

На бланках даны вопросы в двух вариантах по 15 вопросов в каждом.

Тестовые задания.

Вариант 1

1. Учение о тканях - это наука:

а) гистология;
б) цитология;
в) эмбриология.

2. Клетка мышечной ткани - это:

а) миоцит;
б) остиоцит;
в) нейрон.

3. Нервная ткань в организме выполняет функции:

а) регуляции процессов жизнедеятельности;
б) передвижения веществ в организме;
в) защиты от механических воздействий.

4. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем, - это:

а) физиология;
б) анатомия;
в) гигиена.

5. В грудной полости человека расположены:

а) желудок;
б) почки;
в) пищевод.

6. Группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие функции и обладающие сходным строением, - это:

а) орган;
б) система органов;
в) ткань.

7. Основным неорганическим веществом костной ткани является соли:

а) калия;
б) магния;
в) кальция.

8. Сухожилия образованы из ткани:

а) мышечной;
б) соединительной;
в) эпителиальной.

9. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:

а) эпителиальная;
б) мышечная;
в) соединительная.

10. Хромосомы в клетке участвуют:

а) в синтезе белка;
б) энергетическом обмене;
в) образовании нитей веретена деления.

11. Диафрагма отделяет:

а) грудную полость от брюшной полости;
б) полость тела от брюшной полости;
в) грудную полость от полости таза.

12. Неорганические вещества клетки - это:

а) нуклеиновые кислоты;
б) жиры;
в) минеральные соли.

13. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

а) мышечной ткани;
б) нервной ткани;
в) эпителиальной ткани.

14. Траспортную функцию в организме выполняет:

а) кровь;
б) жировая ткань;
в) хрящевая ткань.

15. Почки являются основным органом:

а) эндокринной системы;
б) мочевыделительной системы;
в) половой системы.

Вариант 2.

1.Структурной единицей нервной ткани является:

а) нейрон;
б) миоцит;
в) лимфоцит.

2. Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, - это:

а) физиология;
б) психология;
в) анатомия.

3. Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья - это:

а) анатомия;
б) психология;
в) гигиена.

4. В брюшной полости расположены:

а) спинной мозг;
б) печень;
в) легкие.

5. Нервная ткань образована:

а) нейронами;
б) дендритами, аксонами;
в) нейронами и нейроглией.

6. По своей химической природе ферменты - это:

а) белки;
б) жиры;
в) углеводы.

7. Неорганические вещества клетки - это:

а) вода;
б) белки;
в) углеводы.

8. Клетка костной ткани - это:

а) остеоцит;
б) нейрон;
в) миоцит.

9.Органические вещества клетки -это:

а) вода;
б) АТФ;
в) минеральные соли.

10. Рибосомы - органоиды, которые в клетке выполняют функцию:

а) образования вещества, богатого энергией;
б) сборки белковой молекулы;
в) образования нитей веретена деления.

11. Клетки близко прилегают друг к другу в ткани:

а) мышечной;
б) соединительной;
в) эпителиальной.

12. Аминокислоты входят в состав:

а) жиров;
б) белков;
в) углеводов.

13.Свойства мышечной ткани:

а) возбудимость и проводимость;
б) возбудимость и сократимость;
в) только сократимость.

14. Какой из перечисленных типов ткани не относится к соединительной?

а) костная;
б) хрящевая;
в) поперечнополосатая сердечная.

15. Анатомически обособленная часть тела, имеющая четкую структуру и выполняющая определенные функции, - это:

а) клетки;
б) ткань;
в) орган.

5. Групповая работа.

Проводится с заданиями "Рассмотрите рисунок" (1ая группа), "Работа с муляжами" (2ая группа), "Какие утверждения верны" (3 - группа), "Завершите предложения" (4ая группа), "Составьте синквейн" (5ая группа) составьте синквейн понятий: клетка и организм, "Составьте логическую цепочку и формулируйте выводы по уроку" ( 6ая группа).

1. "Рассмотрите рисунок". На экране появляются рисунки органов и систем органов. Надо перечислить органы и назвать функции систем органов.
2. "Работа с муляжами". Назвать основные органы и системы органов.
3. "Какие утверждения верны". Выбрать правильные утверждения.

  1. Органоиды находятся в клеточном ядре.

  2. Лизосомы - это носители наследственной информации.

  3. Кровь относится к соединительной ткани.

  4. В половых клетках содержится 23 хромосом.

  5. Нейрон - эта клетка дыхательной системы.

  6. Эпителиальная ткань образует - жидкую внутреннюю среду организма.

  7. Кровеносная система траспортирует питательные вещества, гормоны и витамины.

  8. Трахея относится к дыхательной системе.

  9. Поверхностная часть клетки - мембрана.

  10. Миоциты - это клетки крови.

4. "Завершите предложения".

  1. Самой разнообразной по строению и функциям является ткань___________

  2. Обладает свойствами возбудимости и сократимости ткань_______________

  3. Основную часть спинного и головного мозга образует ткань______________

  4. Энергетическими станциями клетки являются__________________________

  5. Главным органом в кровеносной системе является_______________________

5. "Составьте логическую цепочку и формулируйте выводы по теме".

Сгруппируйте слова логически и предложите их местонахождение в заданной схеме (схема готовится учителем до урока; состоит из отдельных блоков).В ходе работы открываются все блоки схемы. Учащиеся составляют рассказ по схеме, связывая все слова логически.

Молекулы - клеточные органоиды - клетки - ткани - органы - системы органов - организм.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали, что организм единое целое и при нарушении работы одной клетки ведет к нарушению всего организма. На экране дается определение алкоголя.

Алкоголь - любой напиток, содержащий токсическое вещество - этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами - как никотин, наркотики.

Мини - лекция (выступает учащийся)

Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском, водке. В одной порции различных алкогольных напитков содержится примерно одинаковое количество чистого алкоголя (равное 15 мл.): в банке пива его столько же, сколько и в 150 мл вина и 40 мл водки. Попадая в кровь, алкоголь замедляет реакции, нарушает двигательные функции, снимает ощущение опасности, приводит к нарушению сокращения мышц, слуха, зрения, обоняния, вкуса. Употребление алкоголя часто становится причиной несчастных случаев и преждевременной смерти. Помимо этого в результате длительного употребления алкоголя.

- снижается сопротивляемость организма к инфекциям;
- появляется раздражение желудка и язва;
- повышается кровяное давление и может привести к инсульту;
- происходят необратимые изменения в печени и мозге;
- наступает деградация личности;
- нарушаются функции внимания, памяти, мышления, что приводит к снижению учебных результатов, отставанию, прогулам и исключению из школы или увольнению с работы.

Учитель: при постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов.

Демонстрация опыта "Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя"

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт губительно действует на белки, разрушая их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворился, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.

Учитель: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.

Учитель: Только ли алкоголь оказывает вредное воздействие на организм?

Уч-ся: Одним из самых вредных и древних привычек является - курение.

Учитель: Мы привыкли говорить, что курение вредит здоровью, оказывает пагубное влияние на организм, а какие последствия курения вы знаете?

Мини-лекция учащихся:

Курение влияет 1) на сердце, сужая кровеносные сосуды, делает его работу по перекачиванию крови более трудной и приводит к возникновению инсульта и инфаркта; 2) на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.

Учитель: Да, вот неполный список тех пагубных воздействий, которые оказывает курение. В чем же причина? Давайте, ребята, посмотрим состав табачного дыма.

На экране Состав табачного дыма

Никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирин, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газ) и др. химические соединения.

Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Учитель: Демонстрация опыта "Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина"

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот и никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Вывод. Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Большое значение имеют рекламы. В наше время модно быть здоровым. Какую рекламу предложили бы вы?

Показ заранее подготовленных реклам здорового образа жизни.

Учитель: Мы узнали и увидели, что нарушение функций даже на клеточном уровне при употреблении вредных веществ нарушает целостность и функциональные особенности всего организма.

Презентация.



Урок биологии в 10-м классе по теме "Прокариотическая клетка"

Ахтямзянова Мадина Махмутовна, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии с использованием УМК «"Сферы" - урок XXI века» издательства «Просвещение»

Цели:

Образовательная:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.

  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.

  • охарактеризовать строение цианей (сине-зеленых), как представителей прокариотических организмов.

Воспитательная: формирование культуры биологической речи и сознательной дисциплины.

Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.

Оборудование: учебники, дополнительный материал, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Класс разбивается на группы, каждая из которых получает свое задание:

1) Cистематики.
2) Цитологи.
3) Практики.

На выполнение заданий дается 5-6 минут, после чего в классе организуется их обсуждение.

Первыми выступают "систематики".

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Бактерии - мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антониван Левенгук в XVII веке.

Бактерии - древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и сине-зелёных водорослей (строматолиты) относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

Из-за возможности обмена генами между представителями различных видов и даже родов систематизировать прокариот довольно сложно. Удовлетворительная систематика прокариот не построена до сих пор; все существующие системы являются искусственными и классифицируют бактерии по какой-либо группе признаков, не учитывая их филогенетического родства. Ранее бактерии вместе с грибами и водорослями включались в подцарство низших растений. В настоящее время бактерии выделены в отдельное надцарство прокариот. На основе обмена веществ падразделяются на три подцарства: Архебактерии, Оксифотобактерии, Настоящие бактерии.

Ученики в тетрадях записывают систематику прокариот.

Следующая группа дает информацию о строении прокариот на примере бактериальной клетки.

Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы - дугообразно изогнутые бактерии, спириллы - бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой

В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органойдов, окруженных мембраной (митохондрии, пластиды и др.) Синтез белков осуществляется рибосомами, имеющими меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.. Таким образом.

Вывод.

В бактериальной клетке отсутствует ядро, хромосомы не отделены от цитоплазмы оболочкой ядра, а свободно располагаются в ней. Кроме того, в клетке бактерии отсутствуют ряд органоидов: нет митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и пр. Снаружи клеточная мембрана окружена клеточной стенкой.

Большинство бактерий передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения - жгутики. Жгутики прокариот очень просты по устройству и состоят из белка флагеллина, образующего полый цилиндр диаметром 10-20 нм. Они ввинчиваются в среду, продвигая клетку вперёд. По-видимому, это единственная известная в природе структура, использующая принцип колеса.

По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и сине-зелёные водоросли) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) расщепляют воду на водород, используемый для синтеза углеводов, и кислород. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом. К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).

По способу дыхания бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка получает по своей копии родительской ДНК. Возможна также передача ДНК между неделящимися клетками (посредством захвата "голой" ДНК, при помощибактериофагов или путём конъюгации, когда бактерии соединяются между собой копуляционными фимбриями), однако увеличения количества особей при этом не происходит. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.

Поведение бактерий не отличается особой сложностью. Химические рецепторы регистрируют изменения кислотности среды и концентрацию различных веществ: сахаров, аминокислот, кислорода. Многие бактерии реагируют на изменения температуры или освещенности, некоторые бактерии могут ощущать магнитное поле Земли.

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от -240 °С до +100 °С.

Ученики в тетрадях выполняют рисунки, подписывают органоиды.

В подцарстве прокариот особое место занимают цианобактерии, нередко называемых синезелеными водорослями.

Большинство из них, будучи автотрофными организмами, могут синтезировать все вещества клетки за счет энергии света. Однако они способны к смешанному типу питания. Часто вступают в симбиоз с другими организмами, например с грабами.

После разбора вопроса строения бактериальной клетки учитель организует работу с заполнением сравнительной таблицы строения прокариотической и эукариотической клеток.





Слово даем третьей группе.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту.

Встречаются бактерии симбионты, например клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях растений семейства бобовые, способны усваивать азот из воздуха и, таким образом снабжают эти растения азотом.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека.Наиболее опасны патогенные бактерии - источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе. Рассказ учеников учитель сопровождает слайдами из презентации.

В конце урока можно предложить тестовую работу по теме "Клетка".

Список литературы:

  1. Биология.золотой фонд. Энциклопедия .научное издательство "Большая Российская энциклопедия" Москва 2003.

  2. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Дрофа Москва 2001.

  3. Биология Общие закономерности.С.Г.Мамонтов,В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Дрофа 2003.

  4. Биология. Общие закономерности. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов Москва "Школа-Пресс" 1996.

  5. Интернет: procariota.ru.



© 2010-2022