Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Основы систематики растений»

Цель урока: дать общее представление о систематике растений; познакомить с основными таксономическими группами растений; сформировать понятие о виде растений.

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

- дать первоначальное представление о систематике растений;

- познакомить с основными таксономическими группами растений;

- сформировать первоначальное понятие о виде растений;

- раскрыть правила образования названий видов.

Развивающие:

- развивать элементы творческой деятельности учащихся; умение контролировать свои действия.

Воспитательные:

- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

- дать первоначальное представление о систематике растений;

- познакомить с основными таксономическими группами растений;

- сформировать первоначальное понятие о виде растений;

- раскрыть правила образования названий видов.

Тип урока:

• урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• фронтальная;

• индивидуальная

Оборудование: компьютерная презентация «Основные отделы царства растений», мультимедийный проектор, компьютер.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- что такое вид;

- основные таксон омические единицы;

- принцип образования двойных названий видов;

- значение бинарной номенклатуры;

- значение латинских названий;

- признаки двудольных и однодольных растений;

- принципы распределения растений по семействам.

Учащиеся должны уметь:

- различать растения однодольные и двудольные;

- давать морфолого-биологическую характеристику растений.

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы:

1. Какие царства органического мира вы знаете?

2. Какие основные группы растений вы знаете?

Схема на доске:

ЦКонспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)АРСТВО РАСТЕНИЯ

Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)

Водоросли Покрытосеменные

(цветковые)

Мхи Папоротникообразные Голосеменные

II. Изучение нового материала.

Блок 1. Систематика - наука о классификации, ее задачи.


  1. Учитель читает сказку или учащиеся ее инсценируют:

Встретились на лесной поляне растения. Собрание взялся вести самый мудрый из них, много повидавший на своем веку Клевер Ползучий. Покачав своими белыми соцветиями, начал он свою речь так: «Долгое время мы с вами живем на этой поляне, да и растения из леса к нам в гости заходят, а друг о друге знаем очень мало. Например, некоторые из нас опыляют одни и те же насекомые. Может быть, многие из нас родственники? Как нам разобраться в этом? Задумались растения. Действительно, многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать, по каким признакам?

Может быть, вы, ребята, поможете растениям справиться с этой задачей?

(Ученики объединяются попарно, получают наборы карточек с нарисованными на них цветущими растениями (по 10 штук) и пытаются распределить эти растения по группам. Учитель предлагает сначала выявить признаки, на которые следует обратить особое внимание при установлении родственных связей. Это сложная задача, и учитель помогает школьникам. Он предлагает определить название растения или хотя бы группу, к которой оно принадлежит (вид, род, семейство), по следующим признакам: у растения сложный лист темно-зеленого цвета, цветки розовые, корневая система стержневая.

В ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что такие признаки, как строение корня, листа, стебля, нецелесообразно использовать для выявления близкого родства.

- Значение классификации. (Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков, комнатных растений.)

- Классификация - распределение организмов в группы по степени их родства.

- Карл Линней - основоположник систематики.

(Заслуга создания первой классификации растений принадлежит Карлу Линнею.

Карл Линней (1707 - 1778 г.г.) - шведский ученый, впервые применивший бинарную номенклатуру.

Заслуги К.Линнея:

- упростил биологическую терминологию;

-создал систему распределения растений по группам;

- ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);

- ввел латинские названия.

Но система Линнея была искусственна, т.е. построена на одном-двух почти случайно взятых признаках. Например., классификация цветковых строилась на своеобразных особенностях в форме, величине, числе тычинок и пестиков. Достаточно было посчитать число тычинок в цветке, и сразу определялся класс, к которому относится данное растение. Поэтому наряду со многими удачными сближениями рядом оказывались столь разные растения, как ряска и дуб, ель и крапива.

- Бинарная номенклатура, ее значение.

(Вид имеет двойное ( бинарное ) название - название рода + собственно видовое название.

- Латинский язык в науке, его значение.

( На разных языках одни и те же растения и животные называются по-разному, поэтому существуют единые научные названия организмов на латинском языке, которые понятны людям разных стран.).

2. Вид - основная единица систематики.

Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.

- Сравнить растения одного вида. Чем они похожи?

- Сравнить растения разных видов. Чем они отличаются?

3. Другие систематические единицы.

Вид - род - семейство - порядок - класс - отдел - царство.

Вид: Береза пушистая - род: Береза - семейство: Березовые - порядок: Букоцветные - класс: Двудольные - отдел: Покрытосеменные - царство: Растения.

III. Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

- Что изучает систематика?

- Что называется классификацией?

- Из чего состоят двойные названия растений и животных?

- Каково значение латинских названий?

- Что такое вид?



© 2010-2022