- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)
Конспект урока на тему: Основы систематики растений (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова В.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока «Основы систематики растений»
Цель урока: дать общее представление о систематике растений; познакомить с основными таксономическими группами растений; сформировать понятие о виде растений.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;
- дать первоначальное представление о систематике растений;
- познакомить с основными таксономическими группами растений;
- сформировать первоначальное понятие о виде растений;
- раскрыть правила образования названий видов.
Развивающие:
- развивать элементы творческой деятельности учащихся; умение контролировать свои действия.
Воспитательные:
- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;
- дать первоначальное представление о систематике растений;
- познакомить с основными таксономическими группами растений;
- сформировать первоначальное понятие о виде растений;
- раскрыть правила образования названий видов.
Тип урока:
• урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
• фронтальная;
• индивидуальная
Оборудование: компьютерная презентация «Основные отделы царства растений», мультимедийный проектор, компьютер.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- что такое вид;
- основные таксон омические единицы;
- принцип образования двойных названий видов;
- значение бинарной номенклатуры;
- значение латинских названий;
- признаки двудольных и однодольных растений;
- принципы распределения растений по семействам.
Учащиеся должны уметь:
- различать растения однодольные и двудольные;
- давать морфолого-биологическую характеристику растений.
Ход урока.
I. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы:
1. Какие царства органического мира вы знаете?
2. Какие основные группы растений вы знаете?
Схема на доске:
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
Водоросли Покрытосеменные
(цветковые)
Мхи Папоротникообразные Голосеменные
II. Изучение нового материала.
Блок 1. Систематика - наука о классификации, ее задачи.
-
Учитель читает сказку или учащиеся ее инсценируют:
Встретились на лесной поляне растения. Собрание взялся вести самый мудрый из них, много повидавший на своем веку Клевер Ползучий. Покачав своими белыми соцветиями, начал он свою речь так: «Долгое время мы с вами живем на этой поляне, да и растения из леса к нам в гости заходят, а друг о друге знаем очень мало. Например, некоторые из нас опыляют одни и те же насекомые. Может быть, многие из нас родственники? Как нам разобраться в этом? Задумались растения. Действительно, многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать, по каким признакам?
Может быть, вы, ребята, поможете растениям справиться с этой задачей?
(Ученики объединяются попарно, получают наборы карточек с нарисованными на них цветущими растениями (по 10 штук) и пытаются распределить эти растения по группам. Учитель предлагает сначала выявить признаки, на которые следует обратить особое внимание при установлении родственных связей. Это сложная задача, и учитель помогает школьникам. Он предлагает определить название растения или хотя бы группу, к которой оно принадлежит (вид, род, семейство), по следующим признакам: у растения сложный лист темно-зеленого цвета, цветки розовые, корневая система стержневая.
В ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что такие признаки, как строение корня, листа, стебля, нецелесообразно использовать для выявления близкого родства.
- Значение классификации. (Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков, комнатных растений.)
- Классификация - распределение организмов в группы по степени их родства.
- Карл Линней - основоположник систематики.
(Заслуга создания первой классификации растений принадлежит Карлу Линнею.
Карл Линней (1707 - 1778 г.г.) - шведский ученый, впервые применивший бинарную номенклатуру.
Заслуги К.Линнея:
- упростил биологическую терминологию;
-создал систему распределения растений по группам;
- ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);
- ввел латинские названия.
Но система Линнея была искусственна, т.е. построена на одном-двух почти случайно взятых признаках. Например., классификация цветковых строилась на своеобразных особенностях в форме, величине, числе тычинок и пестиков. Достаточно было посчитать число тычинок в цветке, и сразу определялся класс, к которому относится данное растение. Поэтому наряду со многими удачными сближениями рядом оказывались столь разные растения, как ряска и дуб, ель и крапива.
- Бинарная номенклатура, ее значение.
(Вид имеет двойное ( бинарное ) название - название рода + собственно видовое название.
- Латинский язык в науке, его значение.
( На разных языках одни и те же растения и животные называются по-разному, поэтому существуют единые научные названия организмов на латинском языке, которые понятны людям разных стран.).
2. Вид - основная единица систематики.
Вид - группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.
- Сравнить растения одного вида. Чем они похожи?
- Сравнить растения разных видов. Чем они отличаются?
3. Другие систематические единицы.
Вид - род - семейство - порядок - класс - отдел - царство.
Вид: Береза пушистая - род: Береза - семейство: Березовые - порядок: Букоцветные - класс: Двудольные - отдел: Покрытосеменные - царство: Растения.
III. Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы:
- Что изучает систематика?
- Что называется классификацией?
- Из чего состоят двойные названия растений и животных?
- Каково значение латинских названий?
- Что такое вид?