Технологическая карта урока по теме Человек и природа (10класс)

Технологическая карта урока биологии  в 10 классе по теме "Человек и природа:сегодня и завтра" в разрезе темы "Биосферный уровень организации жизни" по программе И.Н.Пономарёвой. Урок актуализации знаний учащихся об антропогенном воздействии человека на биосферу с использованием самостоятельной групповой формы работы по обсуждению и осмыслению глобальных экологических проблем, связанных с будущим человечества и путей возможного их решения. Задачи урока направлены на формирование метапредметных р...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСТРУКТ УРОКА на тему:
«Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Человек и природа: сегодня и завтра».

ФИО (полностью)

Осколкова Нина Матвеевна

    Место работы

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов г.Кирс Верхнекамского района Кировской области

      Должность

      Учитель биологии

        Предмет

        Биология

          Класс

          10

            Тема и номер урока в теме

            Человек и природа: сегодня и завтра (восьмой урок из девяти по теме «Биосферный уровень организации жизни»).


              Базовый учебник

              И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина Биология. Базовый уровень.10 класс, Вентана-Граф, 2008.


              1. Цель урока: актуализировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на биосферу, обсудить и осмыслить глобальные экологические проблемы, связанные с будущим человечества и пути возможного их решения.

              9. Задачи:

              - образовательные (формирование познавательных УУД):

              знать различные формы воздействия человека на биосферу, виды антропогенных изменений, экологические проблемы

              современности.

              - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

              умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

              строить продуктивное взаимодействие, экологическое мышление.

              - развивающие (формирование регулятивных УУД)

              1. умение обрабатывать информацию, представлять информацию в табличной форме, рефлексировать и оценивать результаты

              2. деятельности.

              10.Тип урока Урок новых знаний.

              11.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая.

              Этап урока

              Деятельность учителя

              Деятельность

              учащихся

              Познаватель

              ные

              УУД

              Регулятивные

              УУД

              Коммуникативные

              УУД

              Личностные УУД

              1

              Организацион

              ный момент

              Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку.

              Приветствуют учителя

              Умение выделять нравственный аспект поведения

              2

              Мотивация

              Вступительное слово учителя (на фоне музыки): «Жизнь развивалась своим путём. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens-человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки…»

              Эпиграфом нашего урока станут слова К.Г.Паустовского (слайд): «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

              Задаю вопрос: Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок, какую проблему мы будем решать?

              Проявляют интерес к теме, слушают учителя.





              Высказывают свои предположения, определяют тему урока

              Поиск и выделение необходимой информации

              Выделение и осознание того, что уже пройдено.

              Постановка цели учебной задачи, синтез

              Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог



              3


              Целеполагание (формулирование проблемы)

              На разных этапах эволюции биосферы одни живые организмы исчезали, а другие появлялись. По мнению современных учёных именно антропогенные воздействия на биосферу, принявшие глобальный характер, ставят под угрозу саму возможность существования биосферы. СМИ регулярно сообщают о новых экологических катастрофах и о наступлении экологического кризиса. Возможно ли его избежать? Что необходимо для решения данной проблемы?

              Определяют, что для решения проблемы уже известно, а что необходимо узнать (ставят цели):изучить антропогенные воздействия на биосферу, какие проблемы они вызывают, прогнозы возможного развития ситуации и пути решения.

              Поиск и выделение необходимой информации

              Структурирование знаний.

              Выделение и осознание того, что уже пройдено.

              Целеполагание, выдвижение гипотез

              Умение слушать и вступать в диалог

              4

              Учебно-познавательная деятельность

              (этап решения проблемы)

              Организует групповую работу учащихся по изучению деятельности человека на глобальные процессы нарушения биосферы, возникновению экологических проблем и обсуждению проблемных ситуаций. Во время самостоятельной работы консультирует, оказывает необходимую помощь.


              Организует обсуждение предложенных проблем, корректирует и направляет выступления учащихся.

              Подводит учащихся к решению проблемы через вопрос: как вы считаете, сможет ли человек преодолеть экологический кризис? Как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра? Предлагаю вам обсудить в группах эти вопросы: для этого найдите в кейсах текст самостоятельной работы №2 «Разработка предложений к стратегии выживания человечества», прочитайте внимательно задание и выполните его.

              Организует обсуждение предложений : какие аргументы «за» или «против» вы можете привести по 1 элементу? И т.д.


              Задает вопрос: а какой вклад в решение проблемы может внести каждый из нас?


              Подводит итог урока, благодарит учащихся за работу, завершает урок словами поэта М.Дудина

              Как яблоко на блюде,

              У нас Земля одна.

              Не торопитесь, люди,

              Всё вычерпать до дна.

              Не мудрено добраться

              До скрытых тайников,

              Разграбить все богатства

              У будущих веков.

              Мы общей жизни зёрна,

              Одной судьбы родня

              Нам жировать позорно

              В счёт будущего дня.

              Поймите это, люди,

              Как собственный приказ.

              Не то Земли не будет

              У каждого из нас.

              Самостоятельная работа с кейсами по группам «Изучение и анализ проблемных ситуаций», каждая группа изучает конкретную экологическую проблему, обсуждает её (причины, прогноз возможного развития ситуации, возможные пути решения), результаты учащиеся заносят в таблицу, готовят выступление.

              Один ученик или вся группа (по желанию ребят) поочерёдно выступают по изученному

              Работают в группах по заданию: приведите самые убедительные, на ваш взгляд, аргументы, подтверждающие или опровергающие предложенные элементы стратегии выживания: регулирование численности населения, развитие нетрадиционных источников энергии, безотходные технологии, повышение качества среды обитания человека, международное сотрудничество в решении вопросов сохранения биосферы.


              Выступают с конкретными предложениями, дискуссируют, приходят к общему мнению.

              Предлагают свои варианты ответов.

              Слушают, осмысливают сказанное.

              Выделение и формулирование познавательной цели.

              Анализ объектов и синтез

              Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

              Умение слушать и вступать в диалог,

              Коллективное обсуждение проблем

              Ориентация в межличностных отношениях





              Поддержание здорового духа соперничества

              5

              Этап рефлексии и оценки своей деятельности

              Предлагает продолжить предложения:

              1.Целью моего освоения темы было….

              2.В результате я….

              3.Для того, чтобы выполнить задания я…

              4.На уроке я узнал…, понял…, научился…

              5.Работать в группе мне было…

              6.В дальнейшем стоит обратить свое внимание…

              Учатся соотносить результат с поставленной целью, дают оценку собственной деятельности.

              Рефлексия и оценка собственной деятельности

              6

              Домашнее задание

              Предлагает на выбор учащихся:

              1.Прочитать п.14 учебника.

              2.Провести социологический опрос среди населения по утилизации бытовых отходов (пластиковой посуды, пакетов, др.), об отношении людей к проблеме загрязнения окружающей среды.

              3.Изготовить буклеты «Сохраним нашу планету!»

              4.Составить компьютерную презентацию на тему «Экологические проблемы современности»

              Выбирают по желанию или предлагают свой вариант домашнего задания по изучаемой проблеме.


              Нравственно - этическая ориентация


              Приложения.

              Самостоятельная работа №1. «Анализ проблемных ситуаций».

              Цель: обсудить влияние хозяйственной деятельности человека на глобальные процессы нарушения биосферы

              Экологические проблемы.

              Ваш прогноз возможного развития ситуации.

              Пути решения проблемы.

              1. «Парниковый эффект».

              2. Озоновые «дыры».

              3. Снижение биоразнообразия.

              4. Истощение природных ресурсов.

              5. Загрязнение речных и морских акваторий.


              Самостоятельная работа №2. «Разработка предложений к стратегии выживания человечества».

              Цель: обсудить проблемы, связанные с будущим человечества.

              Задание: приведите самые убедительные, на ваш взгляд, аргументы, подтверждающие или опровергающие данные элементы стратегии выживания.

              Элементы стратегии.

              Аргументы.

              1. Отказ от потребительского подхода.

              2. Регулирование численности населения.

              3. Уменьшение загрязнения окружающей среды.

              4. Развитие нетрадиционных источников энергии

              (солнечной, геотермальной, энергии океана и ветра и др.).

              5. Безотходные технологии. Механическая, химическая,

              физико-химическая, биологическая очистка.

              6. Надежность проектов АЭС.

              7. Повышение качества среды обитания человека.

              8. Международное сотрудничество в решении вопросов о сохранении биосферы, пригодной для жизни


              © 2010-2022