Мастер класс - «Презентация эффективных уроков» из опыта работы

Я работаю учителем биологии 19 лет. В своей работе за это время использовала различные методы и технологии. Последние 3 года в своей работе я все чаще использую самостоятельную работу учащихся на уроке. Самостоятельная работа на моих уроках проходит и при проверке домашнего задания, а также может быть использована и при изучении нового материала и при закреплении полученных знаний. Самостоятельная работа развивает творческий и интеллектуальных потенциал учащихся. Развивает способности к самостоя...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лебедь Наталья Васильевна Мастер класс - «Презентация эффективных уроков» из опыта работы

  • 1994 г.

Окончила ЖПИ

с красным дипломом

  • С 1994 - 2006 г.

работа в сш. № 1

  • С 2006 г.

работаю в гимназии

№ 26


МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы и игровых моментов на уроках биологии и географии

Цель моей
педагогической деятельности

  • Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения и новых образовательных технологий;

  • Развитие у учащихся интереса к самостоятельной деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Активно использую такие методы, как:

  • метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.)

  • интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, самостоятельная работа),

  • методы, направленные на самопознание и развитие

(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).



Самостоятельная работа на уроке

это такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное время

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является

организация и проведение различных самостоятельных работ.

Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика:

  • искать ответ на вопрос,

  • читать дополнительную литературу,

  • вычленять главное, существенное,

  • давать объяснение и толкование явлениям природы,

  • думать и искать,

  • выдвигать гипотезы,

т. е. в конечном итоге добывать знания.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней.

Главная функция классной работы - контролирующая,

а домашней - закрепляющая.

Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает:

  • произвольное внимание детей

  • собственное мышление

  • формирует самостоятельность как черту характера

В своей практике я применяю следующие виды самостоятельной работы:

  • Работа с книгой: рисунок, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

  • Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения

  • Решение задач и практические, лабораторные работы.

  • Проверочные, самостоятельные работы

  • Доклады, рефераты, презентации

  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях

  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения



  1. РАБОТА С КНИГОЙ

  2. РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Из предложенного перечня выбери правильные ответы например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше

а) хитиновые покровы;

б) паразитизм;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

Для ответа на поставленный вопрос предлагаю изучить определённый раздел параграфа, либо в конце урока на этапе закрепления с опорой на план- конспект урока.

  1. Инструктивная карточка
    Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом

Ход работы:

  • Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.

  • Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.

  • Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).

  • Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.

  • Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.

Организуя такую самостоятельную работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

  1. Задания на соответствия

  • Использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет:

  • развивать интерес к предмету

  • способствует наглядному представлению изучаемых явлений

  • делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным


  1. Игра на уроке - комплексный носитель информации.

В процессе игры срабатывает:

  • ассоциативная,

  • механическая,

  • зрительная

  • и другие виды памяти

К подбору игр я предъявляю ряд требований

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам

  • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся

  • Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения

Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры

  • взаимный опрос

  • творческие домашние задания

  • составление ребусов

  • сканвордов

  • кроссвордов

  • биологические сказки

  • мини-сочинение

Шуточные задания

1. В названии этой рыбы есть юг и часть севера. (Севрюга.)

2. Назовите рыбу, название которой состоит из «ноты» и «ноги». В чем ее особенность? Чем она питается?

(Ми-нога. На самом деле не рыба, а представитель бесчелюстных позвоночных животных. Питается кровью рыб, к которым присасывается присосками с роговыми зубами.)


3 . Если в названии лесной птицы заменить первую букву, получится рыба. (Фазан - сазан).


4. Название этой рыбы включает название города в Ленинградской области. (Белуга).


5. Что за рыба «спряталась» в паукообразном животном? (Клещ - лещ.)


6. Название какой рыбы соответствует названию города в Крыму? (Судак).


7. Если в середину названия парнокопытного животного вставить слог «со», то получится название ценной породы рыб. (Ло-со-сь.)

Система работы с одаренными детьми
на уроках биологии
и во внеурочное время

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

изучить этапы становления и развития биологической науки

изучить основные вопросы эволюции

изучить фундаментальные понятия биологии

познакомить с основными областями применения биологических знаний

  • РАЗВИВАЮЩИЕ

развивать в детях наблюдательность, изобретательность и смекалку

развивать самостоятельность и инициативу, интерес к самостоятельным исследованиям

развивать творческие и эстетические способности

развивать у детей способности проявлять свои теоретические знания на практике

  • Воспитательные

воспитывать в каждом ребенке творческую личность

воспитывать этику общения

воспитывать лучшие личностные качества (доброта, честность, взаимопомощь)

воспитывать бережное отношение к природе

В работе с одаренными нашли широкое отражение самостоятельные работы:


На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;

На проведение анализа с последующими выводами;

На раскрытие причинно - следственных связей;
а) выявление причин и следствий
б) установление единичных и общих связей
в) выявление закономерностей биологических явлений;

На формирование приемов обобщений с последующими выводами;

На формирование приемов классификации;

Выдвижение гипотез и их защита;

Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

Составление текста с биологическими ошибками.





Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии



  1. задания на развитие логического мышления:

нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

расположение понятий от более частных к более общим;

нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;

установление причинно-следственных отношений;

II. задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся

III. задания на составление проектов

создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

VI. задания на прогнозирование ситуаций.

Задания на развитие логического мышления.

1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.

2. Лесное растение, дуб, дерево.

3. Куриные, птицы, глухарь.

Названия 7 ягод рассыпались на части. Соберите эти названия, отгадайте ключевое слово
Мастер класс - «Презентация эффективных уроков» из опыта работы

. Расположение понятий от более частных к более общим.


Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду.

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.

Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями

Пример:

Построить логическую цепочку из таких понятий:

эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.

Назвать одним словом

обобщить несколько слов одним понятием или термином.

Найдите ошибки:

Известный своей правдивостью барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен рассказывал, что, охотясь на тигров и львов в джунглях Амазонки, он встретил удивительное Животное. Оно передвигалось на шести ногах, тело было покрыто перьями. По-видимому, это была самка, поскольку ее сосали двое детенышей. В зубах у неизвестного животного трепыхался гиппопотам. Испугавшись барона, животное быстро побежало к небольшому озеру, нырнуло в воду и больше не появлялось.

Ответ:

• Тигры и львы в джунглях Амазонки не водятся.
• Науке неизвестны животные, покрытие перьями, передвигающиеся на 6 ногах, вскармливающие своих детенышей молоком и имеющие зубы.
• Гиппопотам слишком крупный, чтобы трепыхаться в чьих-то зубах.

Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:

1. Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему?
2. Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?
Задания на прогнозирование ситуации:

Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

Межпредметные связи

химия - дети дополняют знания по химии, изучая химический состав клетки, органические и неорганические вещества;

история - изучая этапы становления науки биологии;

с экологией - изучая влияние окружающей среды на здоровье человека.


© 2010-2022