- Преподавателю
- Биология
- Мастер класс - «Презентация эффективных уроков» из опыта работы
Мастер класс - «Презентация эффективных уроков» из опыта работы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тлеубаева Ж.Х. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Лебедь Наталья Васильевна
-
1994 г.
Окончила ЖПИ
с красным дипломом
-
С 1994 - 2006 г.
работа в сш. № 1
-
С 2006 г.
работаю в гимназии
№ 26
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы и игровых моментов на уроках биологии и географии
Цель моей
педагогической деятельности
-
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения и новых образовательных технологий;
-
Развитие у учащихся интереса к самостоятельной деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Активно использую такие методы, как:
-
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.)
-
интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, самостоятельная работа),
-
методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Самостоятельная работа на уроке
это такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное время
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является
организация и проведение различных самостоятельных работ.
Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика:
-
искать ответ на вопрос,
-
читать дополнительную литературу,
-
вычленять главное, существенное,
-
давать объяснение и толкование явлениям природы,
-
думать и искать,
-
выдвигать гипотезы,
т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней.
Главная функция классной работы - контролирующая,
а домашней - закрепляющая.
Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает:
-
произвольное внимание детей
-
собственное мышление
-
формирует самостоятельность как черту характера
В своей практике я применяю следующие виды самостоятельной работы:
-
Работа с книгой: рисунок, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
-
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения
-
Решение задач и практические, лабораторные работы.
-
Проверочные, самостоятельные работы
-
Доклады, рефераты, презентации
-
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях
-
Домашние лабораторные опыты и наблюдения
-
РАБОТА С КНИГОЙ
-
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Из предложенного перечня выбери правильные ответы например:
Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше
а) хитиновые покровы;
б) паразитизм;
в) высокая плодовитость;
г) многофункциональные конечности;
д) незамкнутая кровеносная система;
е) развитые органы чувств;
ж) жаберное дыхание.
Для ответа на поставленный вопрос предлагаю изучить определённый раздел параграфа, либо в конце урока на этапе закрепления с опорой на план- конспект урока.
-
Инструктивная карточка
Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом
Ход работы:
-
Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.
-
Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.
-
Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).
-
Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку - длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.
-
Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.
Организуя такую самостоятельную работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
-
Задания на соответствия
-
Использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет:
-
развивать интерес к предмету
-
способствует наглядному представлению изучаемых явлений
-
делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным
-
Игра на уроке - комплексный носитель информации.
В процессе игры срабатывает:
-
ассоциативная,
-
механическая,
-
зрительная
-
и другие виды памяти
К подбору игр я предъявляю ряд требований
-
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам
-
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся
-
Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения
Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры
-
взаимный опрос
-
творческие домашние задания
-
составление ребусов
-
сканвордов
-
кроссвордов
-
биологические сказки
-
мини-сочинение
Шуточные задания
1. В названии этой рыбы есть юг и часть севера. (Севрюга.)
2. Назовите рыбу, название которой состоит из «ноты» и «ноги». В чем ее особенность? Чем она питается?
(Ми-нога. На самом деле не рыба, а представитель бесчелюстных позвоночных животных. Питается кровью рыб, к которым присасывается присосками с роговыми зубами.)
3 . Если в названии лесной птицы заменить первую букву, получится рыба. (Фазан - сазан).
4. Название этой рыбы включает название города в Ленинградской области. (Белуга).
5. Что за рыба «спряталась» в паукообразном животном? (Клещ - лещ.)
6. Название какой рыбы соответствует названию города в Крыму? (Судак).
7. Если в середину названия парнокопытного животного вставить слог «со», то получится название ценной породы рыб. (Ло-со-сь.)
Система работы с одаренными детьми
на уроках биологии
и во внеурочное время
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
изучить этапы становления и развития биологической науки
изучить основные вопросы эволюции
изучить фундаментальные понятия биологии
познакомить с основными областями применения биологических знаний
-
РАЗВИВАЮЩИЕ
развивать в детях наблюдательность, изобретательность и смекалку
развивать самостоятельность и инициативу, интерес к самостоятельным исследованиям
развивать творческие и эстетические способности
развивать у детей способности проявлять свои теоретические знания на практике
-
Воспитательные
воспитывать в каждом ребенке творческую личность
воспитывать этику общения
воспитывать лучшие личностные качества (доброта, честность, взаимопомощь)
воспитывать бережное отношение к природе
В работе с одаренными нашли широкое отражение самостоятельные работы:
На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;
На проведение анализа с последующими выводами;
На раскрытие причинно - следственных связей;
а) выявление причин и следствий
б) установление единичных и общих связей
в) выявление закономерностей биологических явлений;
На формирование приемов обобщений с последующими выводами;
На формирование приемов классификации;
Выдвижение гипотез и их защита;
Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;
Составление текста с биологическими ошибками.
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии
-
задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
расположение понятий от более частных к более общим;
нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
установление причинно-следственных отношений;
II. задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся
III. задания на составление проектов
создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
VI. задания на прогнозирование ситуаций.
Задания на развитие логического мышления.
1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
Названия 7 ягод рассыпались на части. Соберите эти названия, отгадайте ключевое слово
. Расположение понятий от более частных к более общим.
Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду.
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями
Пример:
Построить логическую цепочку из таких понятий:
эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Назвать одним словом
обобщить несколько слов одним понятием или термином.
Найдите ошибки:
Известный своей правдивостью барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен рассказывал, что, охотясь на тигров и львов в джунглях Амазонки, он встретил удивительное Животное. Оно передвигалось на шести ногах, тело было покрыто перьями. По-видимому, это была самка, поскольку ее сосали двое детенышей. В зубах у неизвестного животного трепыхался гиппопотам. Испугавшись барона, животное быстро побежало к небольшому озеру, нырнуло в воду и больше не появлялось.
Ответ:
• Тигры и львы в джунглях Амазонки не водятся.
• Науке неизвестны животные, покрытие перьями, передвигающиеся на 6 ногах, вскармливающие своих детенышей молоком и имеющие зубы.
• Гиппопотам слишком крупный, чтобы трепыхаться в чьих-то зубах.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
1. Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему?
2. Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?
Задания на прогнозирование ситуации:
Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Межпредметные связи
химия - дети дополняют знания по химии, изучая химический состав клетки, органические и неорганические вещества;
история - изучая этапы становления науки биологии;
с экологией - изучая влияние окружающей среды на здоровье человека.