- Преподавателю
- Биология
- Система обобщающего контроля в курсе Основы общей биологии 9 класс
Система обобщающего контроля в курсе Основы общей биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мисюрева Е.А. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мисюрева Елена Александровна,
учитель биологии МОУ СОШ № 12.
Система обобщающего контроля в курсе
«Основы общей биологии»(9 класс).
Оценивание результатов обучения - процесс, одинаково значимый для педагога и ученика. Отметка для обучающегося - это формальный показатель того, как он усвоил программный материал. Для учителя отметка - это возможность соотнести реальные результаты образовательного процесса с тем, что планировалось и задавалось целями обучения. Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка является средством диагностики образовательной деятельности, через нее осуществляется связь между преподавателем, учащимся и родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе-мотивационная роль.
Поэтому для учителя так важно найти критерии, позволяющие определить соответствие своей педагогической деятельности требованиям ГОС (НРК) и качеству образования.
Чтобы отметка выполняла стимулирующее-мотивационную роль, контроль должен осуществляться в системе, а о контрольных уроках учащиеся должны знать заранее. В 8 классе при изучении раздела «Человек и его здоровье» мною разработана и с успехом осуществляется зачетная система, когда каждый раздел курса заканчивается зачетной работой (ее я уже представляла на школьных и городских педагогических чтениях 2006 г.)
Учащиеся 9 класса - завтрашние студенты средних специальных учебных заведений и средней школы, поэтому им необходимо познакомиться и пройти через разные формы обобщающего контроля. Итоговые работы по темам в 9 классе составлены и распределены мною так:
Введение - самостоятельная работа на 3 уровня сложности по выбору учащихся.
Тема 1. Основы учения о клетке - зачет.
Тема 2. Онтогенез - семинар.
Тема 3. Учение о наследственности и изменчивости - зачет.
Тема 4. Основы селекции - проверочная работа, творческая работа.
Тема 5. Происхождение жизни - творческая работа.
Тема 6. Основы эволюции - зачет.
Тема 7. Антропогенез - семинар.
Тема 8. Основы экологии - презентация проектов.
Таким образом, формы обобщающего контроля разнообразны (3 зачета, 2 семинара, 2 творческих работы, проект, проверочная и самостоятельная).
Но какими бы ни были формы, их содержание выстроено на основе Технологической карты урока, где четко определены деятельность учащихся на каждом этапе урока, цели этой деятельности, а также критерии оценивания. В качестве примера прилагаются технологические карты урока-зачета (№13) и урока-семинара (№ 18).
Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются
-
в объективности,
-
достоверности,
-
конкретности,
-
обоснованности.
Это становится возможным, если существует продуманная система оценивания, использовать которую может как педагог, оценивая текущие ответы или составляя задания для итогового контроля, так и сами учащиеся в ходе самооценки своей деятельности.
Все эти требования к оцениванию учтены мною при составлении Диагностической карты для педагога и Карты для самооценки деятельности учащихся (см. прил.).
-
За основу составления карт взята таксономия Блума к оценочной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая легко вписывается в три составляющие НРК: предметно-информационную, деятельно-коммуникативную и ценностно-ориентационную.
-
Разные формы обобщающего контроля подразумевают проверку различных составляющих этой таксономии, т.е. карты могут быть использованы как в целом, так и фрагментарно, в зависимости от необходимости. Например, на зачете большая роль отводится контролю знаний, понимания, применения информации и аналитико-синтетической деятельности с ней, а на семинаре значимыми становятся еще и оценка информации, и, главное, коммуникативные умения учащихся.
-
Все уроки обобщающего повторения по курсу, выстроенные в систему, позволяют учителю легко увидеть и сделать вывод о том, контроль каких составляющих ведется наиболее активно, на что следует обратить внимание, т.е. при составлении текстов самих работ осуществлять более качественный и разносторонний подбор заданий.
Знание
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
Коммуникации
Творчество
Введение самостоятельная работа на 3 уровня сложности по выбору учащихся
1 ур. -№1
2 ур. -№1,2
3 ур.-№1,2
1 ур.-№2
3 ур.-№ 2
1 ур.-№2
3 ур.-№ 2
2 ур.-№ 1,2
3 ур.-№ 2
2 ур.-№ 2
3 ур.-№ 1,2
3 ур.-№ 2
Основы учения о клетке
зачет
1,2 этапы
2,3,4,5 этапы
3 этап
3,5 этапы
3,5 этапы
5 этап
4 этап
Онтогенез
семинар
+
+
+
+
+
+
+++
Учение о наследственности и изменчивости
зачет
1,2,3 этапы
2,3 этапы
3 этап
2 этап
2 этап
2 этап
Основы селекции проверочная работа, творческая работа
Пров. № 1,3,4
Тв. +
Пров. №2
Тв. +
Тв. +
Пров. №2
Тв. +
Пров. №2
Тв. +
Тв. +
Тв. +
Тв. +
Происхождение жизни творческая работа
+
+
+
+
+
Основы эволюции зачет
1,2,3 этапы
2,3 этапы
2,3 этапы
2 этап
2 этап
Антропогенез
семинар
+
+
+
+
+
+
+
Основы экологии презентация проектов
+
+
+
+
+
+
+
+
Оценивание учебных достижений следует рассматривать не только как средство контроля, а как одно из средств формирования социальной компетентности в сфере познавательной деятельности. Так, выполнение творческих работ учащихся является показателем уровня развития у них таких способов учебной деятельности, как
-
умение найти необходимую информацию, работать с ней,
-
умение решать проблему, находить оптимальные и эффективные средства для достижения поставленной цели,
-
умение представить результаты своей деятельности, в том числе с использованием информационных технологий,
-
умение публично защищаться,
-
умение анализировать результаты своей деятельности.
Одна из причин неуспешности учащихся в учении - это слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности, заниматься самоанализом. Возможно, работа с Картой самооценки поможет решить эту проблему.
3