Система обобщающего контроля в курсе Основы общей биологии 9 класс

Оценивание результатов обучения - процесс, одинаково значимый для педагога и ученика. Отметка для обучающегося  – это формальный показатель того, как он усвоил программный материал. Для учителя отметка - это возможность соотнести реальные результаты образовательного процесса с тем, что планировалось и задавалось целями обучения. Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мисюрева Елена Александровна,

учитель биологии МОУ СОШ № 12.


Система обобщающего контроля в курсе

«Основы общей биологии»(9 класс).

Оценивание результатов обучения - процесс, одинаково значимый для педагога и ученика. Отметка для обучающегося - это формальный показатель того, как он усвоил программный материал. Для учителя отметка - это возможность соотнести реальные результаты образовательного процесса с тем, что планировалось и задавалось целями обучения. Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка является средством диагностики образовательной деятельности, через нее осуществляется связь между преподавателем, учащимся и родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе-мотивационная роль.

Поэтому для учителя так важно найти критерии, позволяющие определить соответствие своей педагогической деятельности требованиям ГОС (НРК) и качеству образования.

Чтобы отметка выполняла стимулирующее-мотивационную роль, контроль должен осуществляться в системе, а о контрольных уроках учащиеся должны знать заранее. В 8 классе при изучении раздела «Человек и его здоровье» мною разработана и с успехом осуществляется зачетная система, когда каждый раздел курса заканчивается зачетной работой (ее я уже представляла на школьных и городских педагогических чтениях 2006 г.)

Учащиеся 9 класса - завтрашние студенты средних специальных учебных заведений и средней школы, поэтому им необходимо познакомиться и пройти через разные формы обобщающего контроля. Итоговые работы по темам в 9 классе составлены и распределены мною так:

Введение - самостоятельная работа на 3 уровня сложности по выбору учащихся.

Тема 1. Основы учения о клетке - зачет.

Тема 2. Онтогенез - семинар.

Тема 3. Учение о наследственности и изменчивости - зачет.

Тема 4. Основы селекции - проверочная работа, творческая работа.

Тема 5. Происхождение жизни - творческая работа.

Тема 6. Основы эволюции - зачет.

Тема 7. Антропогенез - семинар.

Тема 8. Основы экологии - презентация проектов.

Таким образом, формы обобщающего контроля разнообразны (3 зачета, 2 семинара, 2 творческих работы, проект, проверочная и самостоятельная).

Но какими бы ни были формы, их содержание выстроено на основе Технологической карты урока, где четко определены деятельность учащихся на каждом этапе урока, цели этой деятельности, а также критерии оценивания. В качестве примера прилагаются технологические карты урока-зачета (№13) и урока-семинара (№ 18).

Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются

  • в объективности,

  • достоверности,

  • конкретности,

  • обоснованности.

Это становится возможным, если существует продуманная система оценивания, использовать которую может как педагог, оценивая текущие ответы или составляя задания для итогового контроля, так и сами учащиеся в ходе самооценки своей деятельности.

Все эти требования к оцениванию учтены мною при составлении Диагностической карты для педагога и Карты для самооценки деятельности учащихся (см. прил.).

  • За основу составления карт взята таксономия Блума к оценочной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая легко вписывается в три составляющие НРК: предметно-информационную, деятельно-коммуникативную и ценностно-ориентационную.

  • Разные формы обобщающего контроля подразумевают проверку различных составляющих этой таксономии, т.е. карты могут быть использованы как в целом, так и фрагментарно, в зависимости от необходимости. Например, на зачете большая роль отводится контролю знаний, понимания, применения информации и аналитико-синтетической деятельности с ней, а на семинаре значимыми становятся еще и оценка информации, и, главное, коммуникативные умения учащихся.

  • Все уроки обобщающего повторения по курсу, выстроенные в систему, позволяют учителю легко увидеть и сделать вывод о том, контроль каких составляющих ведется наиболее активно, на что следует обратить внимание, т.е. при составлении текстов самих работ осуществлять более качественный и разносторонний подбор заданий.

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Коммуникации

Творчество

Введение самостоятельная работа на 3 уровня сложности по выбору учащихся

1 ур. -№1

2 ур. -№1,2

3 ур.-№1,2

1 ур.-№2



3 ур.-№ 2

1 ур.-№2



3 ур.-№ 2


2 ур.-№ 1,2

3 ур.-№ 2


2 ур.-№ 2

3 ур.-№ 1,2




3 ур.-№ 2

Основы учения о клетке

зачет

1,2 этапы

2,3,4,5 этапы

3 этап

3,5 этапы

3,5 этапы

5 этап

4 этап


Онтогенез

семинар

+

+

+

+

+

+

+++


Учение о наследственности и изменчивости

зачет

1,2,3 этапы

2,3 этапы

3 этап

2 этап

2 этап


2 этап


Основы селекции проверочная работа, творческая работа

Пров. № 1,3,4


Тв. +

Пров. №2


Тв. +




Тв. +

Пров. №2


Тв. +

Пров. №2


Тв. +




Тв. +




Тв. +




Тв. +

Происхождение жизни творческая работа

+

+

+




+

+

Основы эволюции зачет

1,2,3 этапы

2,3 этапы

2,3 этапы

2 этап

2 этап




Антропогенез

семинар

+

+

+

+

+

+

+


Основы экологии презентация проектов

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценивание учебных достижений следует рассматривать не только как средство контроля, а как одно из средств формирования социальной компетентности в сфере познавательной деятельности. Так, выполнение творческих работ учащихся является показателем уровня развития у них таких способов учебной деятельности, как

  • умение найти необходимую информацию, работать с ней,

  • умение решать проблему, находить оптимальные и эффективные средства для достижения поставленной цели,

  • умение представить результаты своей деятельности, в том числе с использованием информационных технологий,

  • умение публично защищаться,

  • умение анализировать результаты своей деятельности.

Одна из причин неуспешности учащихся в учении - это слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности, заниматься самоанализом. Возможно, работа с Картой самооценки поможет решить эту проблему.

3

© 2010-2022