- Преподавателю
- Биология
- Общая характеристика царства Животные
Общая характеристика царства Животные
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Умурзакова М.А. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План- конспект урока по биологии в 5 б (ФГОС) классе.
Тема: Общая характеристика царства Животные.
Цель: изучить общую характеристику животных, выявить особенности представителей царства, выяснить различия между животными и растительными организмами.
Задачи:
- образовательные: знать признаки животных, распознавать и описывать по изображению представителей различных типов царства, называть значение животных.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям представителей царства Растения и царства Животные; устанавливать сходства и различия между растениями и животными; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; воспитание бережного отношения к животному миру, умения сопереживать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: царство Животные, животный мир, охрана животных, Красная книга.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков животных, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к животным.
Оборудование: презентация, задания для графического диктанта, таблица для заполнения (закрепление материала), видеоролики о средах обитания животных, «Чем растения отличаются от животных», «Многоклеточные и одноклеточные организмы», видеоролик о жизни слонов.
Ход урока
I. Организационный момент.
готовность к уроку - наличие учебника, рабочей тетради, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение;
-приветствие;
-отчет дежурного;
II. Проверка знаний
Графический диктант.
-объяснение графического диктанта .
-выполнение диктанта .
-взаимоконтроль совместно с учителем (учитель рисует графический диктант на доске)
-взаимооценка (критерии оценок на парте)
III. Актуализация знаний.
- Сколько царств живой природы?
- Вспомним изученные царства. Слайд 2
? На какие царства делится живая природа?
! Живая природа делится на 4 царства: Царство Бактерий, царство Грибов, царство Растений, царство Животных.
царства
БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ?
В результате рассуждений учащихся о признаках и характеристиках царств называется тема урока. Слайд 3
? Какое царство нами ещё не изучено?
! Царство Животные
? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
! Общая характеристика царства Животные.
!! Теперь, ребята, вспомним основные характерные признаки царств, с которыми вы уже знакомы.
Бактерии: - одноклеточные организмы
-отсутствует оформленное ядро
- самые древние, мелкие, многочисленные организмы
Грибы: - эукариотические организмы
- обладают свойствами растений и животных (R- растут всю жизнь, пассивное движение, споровое размножение, есть клеточная стенка; Ж- нет хлорофилла, запасное вещество- гликоген, хитин как у животных, гетеротрофы)
Растения: - растут в течение всей жизни
- есть пластиды
- фотосинтез (автотрофы)
- не способны к активному движению
? Как называется раздел, изучающий Бактерии (Бактериология)
- Наука о грибах - Микология
- Наука о растениях - Ботаника
IV. Изучение нового материала
? И как же называется наука о животных?
! Зоология
? Ребята, а на какие 2 большие группы делятся животные организмы?
! Дикие и домашние животные.
? Приведите примеры диких животных
? Приведите примеры домашних животных
? Кто желает поделиться историями из жизни своих домашних любимцев?
! Прохорова Екатерина про хорька, Смородников Никита- о кошке, Шамшурина Юлия - о собаке.
*** Спасибо. А теперь я предлагаю вам посмотреть видеоролики о Средах обитания живых организмов.
? Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
! Водная, наземно- воздушная, почвенная.
*Видеоролик «Среды обитания животных»
? Фронтальная беседа
?Как приспосабливаются животные к различным средам обитания?
-
Птицы (по таблице)
-
Рыбы (по таблице)
-
Крот (на доске)
-
Тигр (на доске - густой мех, органы чувств, передвигаются на 4-х конечностях и т.д.)
-
Паразитические организмы (в организме др. животных) органы прикрепления развиты, но плохо развиты органы чувств
?? Видеоролик «Чем растения отличаются от животных?»
?? Видеоролик « Многоклеточные и одноклеточные организмы»
!? Мы с вами сейчас рассматривали признаки, по которым животные отличаются друг от друга.
? А какие особенности объединяют их всех в одно Царство?
Задание . Открываем учебники на стр. 91. Работаем с текстом.
-Выписываем в тетради общие признаки животных.
(((Возврат к презентации. Стр. 91( слайд 7)
Слайд 8 . Общие признаки животных.
Учащиеся сверяют свои выполненные задания с данными на экране:
- гетеротрофы
- активное движение
- ограниченный рост
*** Физминутка
Учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву, (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреется. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвел цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону ) А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движение руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
*** Музыкальная пауза. Песня под гитару «Раненая птица»
Фронтальная беседа
? Ребята, о чем поется в этой песне?
! О том, что животные нуждаются в защите, что к природе нужно бережно относиться.
? Обратите внимание на сегодняшнюю дату - 22 апреля . Чем знаменателен этот день?
! Сегодня Международный День Земли.
Это день, когда каждый человек может задуматься о своей роли в охране окружающего мира.
И в целях защиты исчезающих видов живых организмов была создана « Красная книга РФ» Слайд6 .
С ней мы с вами не раз ещё встретимся. А сейчас , ребята, сформулируйте правила поведения в природе (работа в парах)
Не мусорить;
Не кричать в лесу - это может спугнуть птиц-самок, и они покинут гнёзда своих малышей;
Не рвать редкие виды растений;
Не трогать редкие виды животных;
V. Закрепление материала
!!!Сейчас, обобщая пройденный материал, вам предстоит заполнить таблицу.
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки
Растения
Животные
А)Строение (одно- или многоклеточные)
Б)Рост (ограниченный или неограниченный)
В) Питание (автотрофы или гетеротрофы)
Г) Движение (активное или пассивное)
! Совместная проверка таблицы (по слайду)
Д/З: Подготовить реферат или презентацию о домашних любимцах (если нет домашнего животного, можно о диком животном подготовить информацию)
*** Сейчас я хочу предложить вашему вниманию видеоролик из жизни диких животных. Я попрошу вас внимательно посмотреть и постараться запомнить те ощущения, которые вы испытаете во время просмотра фильма.
Видеоролик «Слониха» (без комментариев).