Урок Фотосинтез (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Махно Елена Анатольевна

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Сценарий проблемно-эвристического урока

Фотосинтез

Урок- эксперемент по биологии в 6 классе

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи:

- познакомить с понятием «фотосинтез»;

- на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;

- сформулировать понятие «фотосинтез».

2. Развивающая цель:

- развивать логическое мышление;

- навыки самостоятельной работы;

- умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.

Задачи:

- развивать умение выделять главное;

- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;

- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

3. Воспитательная цель:

- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Тип урока: изучение нового материала, в форме урока - эксперимента.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, метод эвристических вопросов - «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы, информационные.

Оборудование урока:

растения герань, колеус, герань, выдержанная в темноте;

лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, спиртовая горелка или сухой спирт, пробирки; карточки - инструкции с планом проведения экспериментов; мультимедийный проектор; таблица «Фотосинтез».

Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс- М.: Дрофа 2012 г.


Встреча с проблемой

  1. Вступление

На экране демонстрируется высказывание Леонардо да Винчи, которое служит эпиграфом к уроку: «Единственным критерием истины является опыт..»

Вступительное слово учителя:

Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа?


  1. Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.

А исследовать сегодня мы будем листья - это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. И выяснить, что такое «фотосинтез».

Тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез»

Вопрос: где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

3. Планирование исследования

Что мы сможем сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Дети предлагают:

- провести эксперимент;

- сформулировать выводы по результатам эксперимента.

- Для исследователей мало пронаблюдать то или иное явление. Что необходимо сделать ещё?

- Зафиксировать их результаты.

- Как это сделать?

- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.

Построение знаний

1. Экспериментальная проверка:

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

Знаете ли вы, что существуют вещества - индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.

Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество - крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску).

Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.

2.Сбор информации

Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием (Приложение 1).

Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.

Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся три дня в тёмном месте?

Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.

Объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал)

Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.

3.Организация и обобщение информации

Каждая группа предлагает свою схему и вывод по выполнению эксперимента. Ответ не должен превышать 2 минуты

4.Сопоставление с культурным аналогом

- Сравните результаты проведённых исследований с текстом учебника,

и рисунком на слайде.

Урок Фотосинтез (6 класс)

5. Формулирование выводов по итогам исследования:

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты

слайд: «Фотосинтез»Урок Фотосинтез (6 класс) Используя схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник стр. 161.

Фотосинтез - процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

По схеме ученики дают определение понятия "фотосинтез".

- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).


Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: "Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу".

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем - свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.

Рефлексия

- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.

Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!









Приложение 1

Инструкции к проведению экспериментов

Задание для 1 группы

Предположим, изменению окраски может мешать зеленый цвет листа. Удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом. Для этого возьмите растение герань и срежьте у неё один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода.

Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.

Задание для 2 группы

Выясните, образуется ли крахмал в листьях растения, которое три дня находилось в темном месте. Для этого возьмите герань, стоящую три дня в закрытом шкафу и срежьте у неё один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода.

Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.

Задание для 3 группы

Для опыта возьмите растение колеус, листья которого имеют зелёную окраску только по краям, срежьте у него один лист. Опустите его на две минуты в кипяток, а затем в пробирку с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промойте в горячей воде и, положив в чашку Петри, залейте слабым раствором йода. В результате вы видите синюю окраску, приобретут только края листа.

Вопрос: что произошло с листом? Из этого сделайте вывод.


Приложение 2


Домашнее задание к уроку:

В качестве домашнего задания предлагается решить биологические задачи.

1. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

2. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?

3. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром, а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает. Объясните, какие факторы вызывают изменение интенсивности фотосинтеза в течение дня?

4.Хозяйка сорвала верхние зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она сделала?

5.В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом. С какой целью это делают?

Литература


  1. Н. И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные ланы по учебнику В.В. Пасечника.- Волгоград: Учитель, 2005

  2. Л.Д. Парфилова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2004

  3. Н.В. Дубинин, В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2000

  4. Ресурсы Интернет.

© 2010-2022