- Преподавателю
- Биология
- Природоохранный проект Зеленая планета
Природоохранный проект Зеленая планета
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копылова Е.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа
Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
Объединение «Юный натуралист»
Практический природоохранный проект
«Зеленая планета»
Автор: Медведева Алина 8 класс
Руководитель: Копылова Елена Анатольевна
2014 год
Введение
Актуальность проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Этапы и механизмы
Результаты
Практическая значимость
Введение
Актуальность:
Проект «Зеленая планета» посвящен важной теме - проблеме сохранения лесов. Лес - одно из природных богатств нашей планеты. Он играет большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды и повышении благосостояния народа. Лес оказывает благоприятное влияние на климат, предохраняют почву от эрозии. Неоценимо влияние леса на здоровье человека. На листьях оседает большое количество пыли, лесной воздух содержит в 300 раз меньше бактерий, чем городской. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Гусь-Хрустального района.
Лесные пожары, свалки мусора в лесах, исчезновение видов растений, незаконные и разорительные для леса вырубки - это всё следствие беспечного отношения человека к лесу. Гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают чудные пейзажи.......Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Сохранность лесов во многом зависит от того, насколько бережно мы к нему относимся.
Благодаря работе над проектом мы узнали о том, что может каждый из нас сделать для сохранения лесов своей местности. Мы учимся бережно относится к природе, продумывать свои действия, находясь на отдыхе в лесу, призываем окружающих беречь лес.
Место реализации проекта: территория и окрестности ст.Вековка
Срок реализации проекта: 1 год
Цель проекта: Провести мероприятия по изучению и сохранению лесов в окрестностях ст.Вековка с пропагандой и привлечением население поселка.
Задачи:
1.Повышение экологической грамотности учащихся через формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы.
2.Выявление экологических проблем леса своей местности, возникшие по вине человека.
3.Формирование навыков исследовательской деятельности.
4.Привлечение к решению проблем население ст.Вековка
Механизмы реализации проекта:
- Провести круглый стол, выделить экологические проблемы лесной экосистемы найти их причины и следствия, обозначить цель и задачи проекта.
- Собрать и изучить информацию об особенностях лесов, находящихся в окрестностях ст.Вековка.
- Организовать агитационную работу по пропаганде населения к привлечению в охранных мероприятиях лесов окрестностей ст.Вековка.
-Осуществить практическую деятельность по посадке и сохранению растительности ст.Вековка и ее окрестностей.
Этапы проекта.
№
Этап
Содержание работы
срок
1
Подготовительный
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта. Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых.
Создание условий необходимых для реализации проекта.
Подходы к взаимодействию с родителями и жителями поселка.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
Сентябрь 2013
2
Практический
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у школьников.
Проведение занятий, конкурсов, агитбригад, конференций, акций для решения задач проекта.
Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранной деятельности человека на общешкольном родительском собрании);
Разработка и накопление методических материалов, разработок.
Октябрь 2013-июнь 2014
3
Итоговый
Разработка результатов по реализации проекта.
Сентябрь 2014
План мероприятий
№
мероприятие
прило
жение
№
класс
ответственные
срок
1
Конкурс рисунка «Сбережем лес от пожаров»
1
1-4
Руководитель
Копылова Е.А.
апрель
2
Викторина «Лес-наше богатство»
2
1-4
Агитбригада «ЭКОС»
октябрь
3
Агитбригада «Ты природу охраняй, береги мещерский край!»
3
1-5
Районный конкурс экологических агитбригад
Агитбригада «ЭКОС»
ноябрь
4
Беседа «Пожарная безопасность в лесу»
4
6-9
Учитель ОБЖ Маркова Н.А.
апрель
5
Акция «Посади дерево»
5
5-9
Руководитель
Копылова Е.А.
май
6
Акция «Чистый лес»
6
2-9
Руководитель
Копылова Е.А.
май
7
Фотовыставка «Вот, какие наши леса»
7
5-9
Руководитель
Копылова Е.А.
октябрь
8
Конкурс листовок для жителей поселка:
«Сохраним елочку»
«Весенний пал»
«Вместе сохраним леса от пожаров»
8
5-9
Руководитель
Копылова Е.А.
Декабрь
Апрель
Сентябрь, май
9
Родительский всеобуч
«Экологическое воспитание подрастающего поколения»
9
1-9
Руководитель
Копылова Е.А.
март
10
Изготовление поделок из природного материала:
«Лес-кладовая природы»
10
1-5
Учитель объединения «Умелые руки» Песотская С.В.
октябрь
11
Изготовление памяток «Как вести себя в лесу»
11
1-5
Агитбригада «ЭКОС»
апрель
12
Викторина «Птицы нашего леса»
12
1-5
Руководитель
Копылова Е.А.
ноябрь
13
Акция «Покормите птиц зимой»
13
1-9
Руководитель
Копылова Е.А.
Ноябрь-март
14
Экологическая конференция
«Мы в ответе за нашу планету!»
14
6-9
Руководитель
Копылова Е.А.
апрель
15
Проект: «Леса нашей местности»
15
«Юный натуралист»
Козлова Д. ученица 7 кл.
июнь
Значение выполнение проекта «Зеленая планета»
Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая наша деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности была направлена на достижение общего результата деятельности.
Экологический проект позволил нам продолжить формирование наших научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения, деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природе
Мы считаем, что выполнение этапов проекта «Зеленая планета» позволило нам получить теоретические знания в тесной взаимосвязи с практической природоохранной работой.
Благодаря нашим исследованиям естественных объектов мы получили реальную и достоверную информацию о состоянии лесов на территории ст.Вековка. Посредством экологических рейдов мы удостоверились о пагубном антропогенном влиянии на окружающую среду. Данная ситуация побудила нас, а мы других принять посильные практические меры по устранению недостатков, развернуть пропагандистскую работу среди учащихся и населения.
В процессе реализации экологического проекта мы сотрудничали со взрослыми. Благодаря чему мы, родители, учителя школы и жители поселка приобрели навыки выполнения совместной работы, которая была построена на базе экологического сознания.
В результате работы над проектом было посажено 32 дерева, 26 кустарников. От мусора было очищено 2 места отдыха и территория лесной полосы ст.Вековка, лес по дороге на сады-огороды, ликвидированы 2 очага возгорания леса. В течение работы над проектом были отмечены грамотами:
Намечены дальнейшие мероприятия по защите и восстановлению леса:
- назначение ответственных за состоянием мест для отдыха;
- рейды по соблюдению правил поведения в лесу;
- продолжить работу по привлечению жителей поселка в сохранении лесов нашей местности;
- разработать и организовать акцию в весенне-летний период «Лес для будущих поколений».
Приложение 1.
Конкурс рисунка «Сбережем лес от пожаров»
Приложение 2.
Викторина «Лес - наше богатство»
Приложение 3.
Агитбригада «Ты природу охраняй, береги мещерский край!»
Наша команда называется
«ЭКОС»
-Экологическая
-Команда
-Оберегающих
-Среду
Наш девиз:
-Мы не хотим стоять в стороне,
-Мы за порядок на нашей земле.
-Будем бить тревогу вместе!
-Потому, что все в ответе,
-Как нам в этом мире жить,
-Как природу сохранить!
-Ты природу охраняй,
-Береги Мещерский край!
Есть в глубинке России место
Малой родиной зову,
Здесь березкам, осинкам не тесно,
Про Мещеру я говорю.
Богаты мы, но считанные птицы
Над считанными рощами летят,
Богаты мы, но считанные звери
По считанным лесам о помощи кричат.
Чтобы выжил простор многоликий
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
Мыслить можно бесконечно
Но Земля- она не вечна,
Чтоб природу охранять,
Надо делом подтверждать.
Синее небо, чистую воду
Как уберечь, сохранить природу
Чтоб на земле жил человек, а не мутант-
Мы проведем экологический десант!
(музыкальная композиция - уборка мусора).
-А еще мы сажаем цветы и деревья,
-Мастерим скворечники и кормушки для птиц,
-Следим за чистотой водоемов,
-Развешиваем листовки в поселке с призывом к охране природы!
-И многое другое.
-Делаем все, чтобы наш край был чистым и красивым.
-Мы обещаем оставить добрый след.
-Не обижать ни птахи ни сверчка.
-Не покупать для бабочки сачка.
-Любить цветы, леса, простор полей,
-Все, что зовется Родиной моей!
Песня: Гимн экологов
С.Шаляпин
Наша Мещерская земля, людям доброту даря
Столько бед от них и зла перенесла
В гонке за большим рублем забываем мы о том
Что природа -это мать и общий дом
Гибнут реки и пруды от отравленной воды,
Вымирают звери, птицы и цветы,
Стонет вырубленный лес, дым опутал свод небес
Понимайте за все в ответе мы.
Припев:
Грудью встанем мы за край родной,
Сбережем его святой покой
Храм природы защитим,
Для поколений сохраним
И ни кому в обиду не дадим
Живи Мещерская моя земля
Леса без края, реки и поля
Не надо родины иной и знай гордимся мы тобой
Родная Мещерская земля
Живи моя Мещерская земля!
Приложение 4.
Беседа «Пожарная безопасность в лесу»
Приложение 5.
Акция «Посади дерево»
Приложение 6.
Акция «Чистый лес»
Приложение 7.
Фотовыставка «Вот, какие наши леса»
Приложение 8.
Конкурс листовок для жителей поселка:
«Сохраним елочку»
«Весенний пал»
«Вместе сохраним леса от пожаров»
Приложение 9.
Родительский всеобуч на тему:
«Экологическое воспитание подрастающего поколения».
Задачи:
1.Ознакомить родителей с экологическим воспитанием ребенка в семье.
2.Привлечь внимание родителей к вопросу формирования у учащихся экологической культуры.
3.Приобщение родителей к совместной работе над проектом.
4.Знакомство родителей с этапами работы над проектом.
Выступление руководителя проекта Копыловой Е.А.:
В настоящее время каждый человек должен быть экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание. Для этого в нашей школе создан экологический кружок "Юный натуралист", руководителем которого являюсь я.
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена - это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать его жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это - двор, сад, поселок, речка, лес, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце.
Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Анкета для родителей
1. Что для вас экологическая культура?
А)система экологических знаний
Б)ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты
В)затрудняюсь ответить
Г)другое
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
А)да, считаю необходимым
Б)экологическое воспитание должно осуществляться только в школе
В)затрудняюсь ответить
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
А)провожу беседы на экологическую тему
Б)подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.
В)совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.
Г)не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.
3. Анализ анкетирования родителей
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование родителей, в результате которого были получены следующие результаты:
-большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в школе, но и в семье.
-35 % принимают участие в субботниках.
-72 % осуществляют уход за комнатными растениями в домашних
условиях.
-63 % осуществляют высадку растений на дачах и во дворе.
-81 % проводят беседы на экологические темы со своими детьми
Мы рады отметить, что большая часть родителей подаёт личный пример, а не ограничивается беседами.
4. Обсуждение этапов работы над проектом
Родителям были сообщены этапы работы над проектом. Они были ознакомлены с этапами в которых они смогут принять непосредственное участие на этапах 5, 6, 7, 10 и 13.
5. Итог мероприятия
Мы надеемся, что вас заинтересовал данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.
Приложение 10.
Изготовление поделок из природного материала: «Лес - кладовая природы»
Приложение 11.
Изготовление памяток «Как вести себя в лесу»
Приложение 12.
Викторина «Зимующие птицы нашего леса»
Приложение 13.
Акция «Покормите птиц зимой»
Приложение 14.
Экологическая конференция
«Мы в ответе за нашу планету!»
Приложение 15.
Проект: «Леса нашей местности»