- Преподавателю
- Биология
- Экскурсия Чародейка - зима
Экскурсия Чародейка - зима
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Домнина Н.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Экскурсия «Чародейка - зима»
Цели:
-
Формировать умение вести наблюдения за приспособленностью растений и животных к условиям существования;
-
Закреплять умения учащихся различать деревья по их кроне, стволу, побегам, плодам;
-
Раскрыть взаимосвязь между растениями и животными в зимний период времени.
Оборудование: метровая линейка, термометр, блокнот, карандаш.
План проведения экскурсии:
-
Вступительная беседа. Стихи о зимней природе.
-
Факторы неживой природы, оказывающие воздействие на растения и животных в зимнее время года (температура и влажность воздуха, ветер, толщина снежного покрова).
-
Определение видового состава леса.
-
Наблюдения за животными, признаками их жизнедеятельности.
-
Самостоятельная работа по карточкам.
-
Подведение итогов, выводы.
Начало экскурсии должно быть красивым, эмоционально окрашенным. С целью привлечения внимания можно использовать загадки, стихи о зимнем лесе, пословицы и поговорки.
Чародейкою - зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан и окован,
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Практическая работа по карточкам:
Группам учащихся (по 2-3 человека) дается задание исследовательского характера. Обучающиеся должны из наблюдения сделать выводы об условиях проживания растений и животных в зимнем лесу.
-
Определить температуру воздуха на поверхности и под снегом.
Вывод: под снегом температура воздуха сохраняется постоянной (от -2 до +2), что сохраняет растения от мороза, потери влаги.
-
Определить структуру снега.
Вывод: снег сухой, рыхлый. Такой снег содержит внутри себя много воздуха, являющегося плохим проводником тепла.
-
Измерить толщину снежного покрова на открытой местности и в лесу.
Вывод: толщина снега на открытой местности при замере равна 37 см, у леса- 41 см, а в лесу -43 см. С лугов и полей снег выдувается ветрами, а лес выполняет роль снегозадержания.
-
Определить видовой состав деревьев и кустарников, которые чаще всего встречаются в лесу.
Вывод: чаще других встречаются сосна обыкновенная, ель обыкновенная, береза повислая, ольха серая, осина, рябина, ива остролистная, шиповник.
-
Следы каких животных и птиц чаще других встречаются на поверхности снежного покрова?
Вывод: чаще других встречаются следы мышей, зайцев и белок, много следов сорок.
После обсуждения увиденного и подведения итогов экскурсии, поговорите о красоте зимнего леса, подкормите птиц специально принесенным кормом, оформите фотоальбом «Чародейка - ЗИМА», нарисуйте с детьми рисунки о зиме.
Что случилось с корой осинки? Может это лось погрыз кору дерева? А может это человек так безжалостно обошелся с ним?
Зимой, когда на все вокруг наброшено снежное покрывало, леса и поля кажутся безжизненными. Однако тишина и спокойствие только кажущиеся, лесные обитатели и зимой продолжают свою нелёгкую борьбу за существование.
Каждый раз лес разный. То веточки покрыты сверкающим инеем, то одеты в белые, пушистые шапки.
Молодцы ребята, что догадались взять с собой кусочки белого хлеба. Добрые жители села развесили кормушки по лесу, и в каждую из них мы добавили хлебных крошек. Сытым птицам морозы не страшны!
Птички в лесу с удовольствием склевывали наше угощение. А вот зайчики отнеслись к нему с недоверием. А может морковка выросла невкусная?